Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №28/2003

Я иду на урок


ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ…
в школе

О.Н. Крылова
учитель географии и экономики школы № 763
Северо-Восточного адм. округа
г. Москва

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как шаг к планированию будущей карьеры, как шаг к познанию населения мира

Разработка была представлена в форме мастер-класса
на Московском педагогическом марафоне учебных предметов
в День учителя географии 7 апреля 2003 г.

Введение

Кто мы такие? От изучения школьного населения к познанию населения мира
Кто мы такие?
От изучения школьного населения
к познанию населения мира

Анализируя статистические данные, собранные в 2001/2002 учебном году в Северо-Восточном округе Москвы, мы установили следующее:
— 30% учащихся 9—10-х классов не знают, где и кем работают их родители;
— 30% учащихся не знают, какую зарплату получают их родители и как планируется семейный бюджет;
— каждый 5-й выпускник вуза не может найти работу по специальности не только в своем округе, но и во всей Москве;
— 60% родителей наших старшеклассников были безработными более 8 месяцев;
— 60% родителей пришлось сменить профессию, полученную в высшем учебном заведении (40% из них были инженерами);
— 40% родителей подверглись дискриминации на работе по возрастному и половому признакам.
Таким образом, дети, изучая абстрактную экономическую географию и «экономику вообще», оказываются совершенно неготовыми к встрече с реальной экономикой, в ее конкретных, для них, проявлениях. Одной из причин неудач на рынке труда является отсутствие у заканчивающих школу молодых людей адекватных представлений:
— о будущей профессии;
— о своей профессиональной предрасположенности;
— о спектре предлагаемых рабочих мест на рынке труда в городе;
— о приемах, средствах, методиках личностного профессионального самоопределения.
Я учитель географии и экономики, а учебные планы этих предметов содержат темы «Население России», «Рынок труда». Применяя содержание географии и экономики и используя метод проектной деятельности, мы вошли в эксперимент «Планирование карьеры».
Предполагается, что в ходе эксперимента постепенно создается и испытывается новая система адаптации детей к изменившимся условиям рынка труда в стране. Идет «управление развитием личности» по следующим направлениям:
а) карьерное развитие;
б) разработка карьерной линии;
в) разработка карьерной стратегии;
г) саморазвитие;
д) самоуправление (самоменеджмент);
е) принятие стратегических решений;
ж) методика реализации этих решений.
Все это мы стараемся развить в тех, кто еще не ищет работу и кто может пока спокойно сориентироваться в моделируемой ситуации. Так возникает новая функция школы: формирование учебной среды для обеспечения будущей социальной безопасности учащихся. Географические и экономические знания направляются на то, чтобы молодой человек мог эффективнее вписаться в реальную социально-экономическую систему жизни.
Работая, мы с девяти- и десятиклассниками применяли различные виды проектной деятельности. Это деятельность:
— информационная;
— исследовательская;
— творческая;
— ориентированная на практику;
— направленная на создание социально-значимого продукта, которым, в частности, могли бы воспользоваться учащиеся, учителя и администрация школы.
Эксперимент вызвал бурную реакцию самовыражения не только у собственно вовлеченных в работу классов, но у всех, кто так или иначе к работе оказался причастен: с 5-го по 11-й класс. И несмотря на то, что наши исследовательские интересы затрагивали некоторые тонкие вопросы (национальная принадлежность, вероисповедание, доходы семьи), ни один ученик не отказался от участия в предоставлении информации. Все опросы проводились только по желанию, без указания фамилий и классов.

Содержание проекта

В те дни в стране шла подготовка к переписи населения, в которой участвовали большинство жителей РФ. Мы решили провести свою перепись — перепись населения в школе.
Захотелось узнать:

  • кого в школе больше — мальчиков или девочек;
  • какие мужские и женские имена самые популярные;
  • сколько голубоглазых, кареглазых и сероглазых;
  • русых, рыжих, брюнетов и «крашеных».

Начав с таких полушуточных вопросов, мы решили исследовать и другие особенности жизни школьников, и оказалось, что проблемы очень серьезные и имеют государственное значение.
«Кто мы такие? Кое-что о нас...» — так назвали проект мои девятиклассники.

Основные задачи проекта

Образовательные:

1. Узнать, для чего проводится перепись населения в стране. Какие особенности жизни общества перепись выявляет? Зачем нужны эти сведения государству?
2. Определить, чем может быть полезна эта информация школе.

Развивающие:

1. Планировать работу в группе, распределять обязанности между собой.
2. Анализировать свою работу и корректно оценивать работу товарищей.
3. Собирать, обобщать и выделять главное в собранной информации.
4. Проводить анкетирование, опрос, интервью, вести беседу, проводить презентацию.
5. Обрабатывать информацию, в частности производить компьютерную обработку массива данных.

Мы стремились также выработать некоторые полезные личностные качества:
1. Брать инициативу на себя.
2. Работать в группе.
3. Владеть приемами конструктивной критики.
4. Признавать права каждого на индивидуальное мнение по проблеме.
5. Стремиться прийти к лучшему результату общей работы.

Составление программы переписи

Обычно в школе общение проходит в системах ученик—учитель, а времени на общение в системе ученик—ученик не так уж и много: ведь перемены такие короткие! И бывает, учишься с товарищем десять лет и почти ничего о нем не знаешь. Вот мы и решили провести «Перепись населения» учащихся школы № 763 и назвали свой проект «Кто мы такие? Кое-что о нас...». В нашу перепись мы включили как «классические» переписные вопросы, так и вопросы, во взрослой жизни относящиеся, скорее, к сфере социологических анкетирований и опросов.
Мы решили получить и рассмотреть следующие сведения:

  • представители каких национальностей учатся в нашей школе;
  • где кто родился;
  • какие религии исповедуют наши ученики;
  • какой должна быть одежда современного школьника;
  • нравится ли питание в столовой;
  • сколько детей в семьях наших учеников (являются ли их семьи многодетными);
  • увлечения ребят;
  • любимый школьный предмет.

Мы составили свой переписной лист.

В кoнце концов мы дошли дo caмoго интepecнoгo:

  • почему ученикам нравится или не нравится ходить в школу;
  • какие учебные предметы можно было бы исключить из школьной программы;
  • кем хотят стать ученики;
  • где хотели бы работать — в России или за границей;
  • какой заработок считают достаточным для себя.

Мы увидели необыкновенный интерес ребят к информации о них самих.

Организация работы

Класс разделился на рабочие группы:

  • журналисты;
  • переписчики;
  • фотографы;
  • группа компьютерной обработки информации;
  • редколлегия;
  • оформители;
  • редакторы.

И работа закипела...

Некоторые итоги и выводы

I. Национальный вопрос
Начнем с вопроса о национальном составе школы.
Изменение национального состава населения России — одна из немаловажных проблем государственного уровня. По данным нашей статистики, около 95% учащихся нашей школы — русские. На втором месте — армяне, на третьем — украинцы, а далее евреи, татары, башкиры, афганцы и азербайджанцы. Изучая вопрос о национальной принадлежности родственников учащихся, мы выяснили, что среди них опять-таки преобладают русские (около 73%), на втором месте — украинцы, на третьем — поляки, затем белорусы. В родословной учащихся нашей школы есть и французы, и финны, и эстонцы, и англичане, и немцы, и представители других национальностей. Но таких немного: эти национальности были названы от 1 до 10% респондентов в разных класссах. Мы провели подсчет распространенности имен и выявили, что на первом месте среди мужских имен — Александр, а среди женских — Екатерина.
Наша школа оказалась многонациональной. Наряду с русскими, армянами, украинцами, татарами и евреями, которые традиционно проживают в Москве, появились представители других национальностей. Национальный состав диагностируется и по именам: Азат, Арташес, Давид, Ильдар, Левон, Мансур, Микаэл, Наби, Оганес, Рамиль, Рифат, Рустам, Самвел, Саргис, Сурен, Тэймур, Фархад (мужские имена), Айгуль, Ашисайури, Гаяне, Карина, Парижат (женские имена).
Россия — многонациональная страна. Но есть люди, которые не хотят, чтобы в РФ проживали представители других национальностей. Существуют национально-нетерпимые группировки вроде скинхедов. Выделим проблемы, характерные для нашего города: в Москве не любят немосквичей, негров, монголоидов и даже других славян, потому что они занимают рабочие места русских. При приеме на работу имеет место дискриминация по национальному признаку. Из-за того, что московские власти опасаются терроризма, ужесточены правила регистрации для иногородних.
Почему же их права нарушают? Возможно, люди, которые это делают, не понимают других культур, считают их чуждыми, неправильными, но сами при этом не имеют внятного представления о другой культуре. У них возникает ложное впечатление, что другие люди заведомо хуже. Некоторые выдвигают лозунг «Россия только для русских!»
В последнее время проблема национализма стоит довольно остро. Совершенно ясно, что ее надо решить. Как же это сделать?
1. Необходимо просвещать людей — в этом помогут средства массовой информации; нужно воспитывать лучшие общечеловеческие качества: доброту, уважение, взаимопонимание на уровне личностей. Главное место в этом отводится школе, так как мы все здесь встречаемся...
2. Людям нужно с детства прививать уважение к чужой культуре. Для этого в школах нужно больше рассказывать об обычаях и традициях народов: о национальной музыке, песнях, танцах, поэзии, архитектуре и т. д. Об этом нужно говорить на таких уроках, как география, история, обществознание, мировая художественная культура.
Доля русских в Москве становится все меньше, хотя многие дети, в роду которых есть представители других национальностей, определяют себя русскими. Все приезжие постепенно, но неуклонно приобщаются к русской культуре, и наша дружба часто зиждется на уважении национальных достоинств друг друга.

II. Вероисповедание
Оказалось, что многие ребята в нашей школе недостаточно хорошо понимают, что такое религия и свобода совести.
Анализ статистических данных показал следующее:
1. Многие не знают, что христианство делится на несколько направлений. 82% учеников называют себя христианами, а 1% причисляют себя к католикам.
2. Некоторые не знают настоящего определения атеизма. Из-за этого многие считают, что неверующие и атеисты — одно и то же. Анкетирование показало, что 8% от общего числа учеников являются атеистами.
3. Кое-кто вообще не знает вероисповедания своих родителей и поэтому не может решить проблему выбора веры.
4. В графе «вероисповедание» в нескольких анкетах присутствовало такое словосочетание: «Просто верю». Так ответили 3% опрошенных. Остается только догадываться, что это означает.
5. Некоторые школьники (около 1% опрошенных) считают себя сатанистами.
Многие не знают ни значения обрядов, ни молитв, ни традиций Церкви, но причисляют себя к православным. Некоторые считают, что «крестьянка» — это тоже определение принадлежности к вероисповеданию. В современном мире по радио, по телевидению часто слышатся слова: «исламский терроризм, исламский фундаментализм, мусульманский экстремизм», что наводит ребят на ложную мысль, что мусульмане заведомо агрессивны, враждебны.
Как же решить проблемы розни на религиозной почве? Один из путей — устранение невежества в этой сфере. Нужно глубже изучать религии разных народов. Может быть, ввести в школе факультатив «Мировые религии».
На уроках истории, географии, литературы больше рассказывать ученикам о языках, культурах, обычаях, традициях и вероисповеданиях народов России, чтобы показать, что каждая нация достойна уважения, неповторима, удивительна.

III. Оценка эффективности работы хозяйственного объекта
Мы решили узнать, нравится ли школьникам питание в столовой.
Главная проблема организации питания в школе состоит в том, что государство тратит на еду очень большие средства, а половина пищи, на которую расходуются эти деньги, выкидывается в мусорный бак. В день на питание в школе выделяется около 10 000 руб., в месяц — 280 000 руб., а в год — около 2 240 000 руб. Работникам столовой надо готовить полезную, питательную и не очень дорогую еду, что они и делают. Но для того чтобы ученики ели эту еду, надо, чтобы она им нравилась.
Что же хотят есть ученики? По данным нашей переписи, из всех блюд в меню 57% учеников больше всего любят пиццу, 16 — сосиску в тесте, 7 — пирожки и 4% — сок. Исходя из этого мы составили «Меню будущего» — только из любимых блюд учеников. Так зачем же давать ученикам скользкую, холодную кашу, слипшиеся макароны и пюре, которое невозможно отлепить от тарелки?! По мнению учащихся, надо дополнительно включить в их рацион больше разных соков и фруктов.
Кроме того, в четверг катастрофически не хватает еды, а в субботу ученики ходят голодные, так как столовая не работает. Учащиеся, остающиеся в школе на дополнительные занятия и кружки, не могут перекусить из-за того, что столовая рано закрывается.

IV. Оценка работы учреждения сферы некоммерческих услуг
Почему ученики любят и не любят ходить в школу? Выяснилось, что большинству ребят нравится ходить в школу, потому что можно общаться с друзьями на переменах. Многие обосновывают положительное отношение к занятиям тем, что хотят стать образованными людьми. Некоторые школьники считают, что тут весело, интересно и приятно проводить учебное время. Но есть и такие ученики, которые полагают, что нужно ходить в школу для получения дотации и хороших оценок.
Многие дети просто не знают, как они относятся к обучению в школе, некоторые меняют свое отношение в процессе обучения. Иногда не хочется идти в школу. Ученикам не нравится, что занятия начинаются очень рано. Они жалуются на скучные уроки и сильную усталость в конце дня. А некоторым просто надоело учиться.
В ребятах с раннего детства нужно воспитывать пытливость, любопытство к познанию окружающего мира, тогда и появится интерес к школе, исчезнут прогулы.
У каждого школьника есть любимый и нелюбимый предмет. 28% учеников считают своим любимым предметом физкультуру: не нужно ничего записывать и решать задачи, они играют, участвуют в эстафетах, это нравится многим. У 11,5% школьников любимый предмет — информатика, во многом благодаря новому оборудованию в кабинете. Примерно по 7% учеников в качестве любимых назвали такие предметы, как география, алгебра, экономика, геометрия и физика. А ведь это самые серьезные предметы из школьной программы! Примерно по 3,5% ребят выбрали английский язык, труд, русский язык, историю и биологию. И примерно по 1% приходится на химию, литературу, ИЗО и психологию. Мы знаем, что многие школьники занимаются в музыкальных школах, но музыка является любимым предметом лишь у 0,5% учеников нашей школы.
Существуют также предложения об исключении некоторых дисциплин из школьной программы. Многие ребята считают ненужным такой предмет, как ОБЖ, хотя он в наше время очень актуален. 24% учеников желают исключить мировую художественную культуру, а 14% не хотят учиться в учебно-производственных комбинатах. Против английского языка, биологии, информатики и обществознания — от 5 до 7% опрошенных. А 4% школьников считают все предметы нужными.

V. Анализ предпочтений и моделирование будущего

Один из вопросов переписи был: «Кем вы хотите стать в будущем?» Оказалось, что дети хотят овладеть 73 различными профессиями. Самые популярные:
1) экономист;
2) юрист;
3) дизайнер;
4) программист;
5) менеджер;
затем — спортсмены, и среди них наиболее популярны футболисты.
Один ученик на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» — ответил: «Человеком!» Были несуразные ответы, такие как турист, мэр Москвы, снайпер, спецназовец, шпион, скотовод.
Проанализировав эту информацию, мы можем сделать вывод, что большинство школьников следуют не зову сердца и творческому порыву, а коммерческим целям. Мы увидели, что интерес к той или иной профессии вызван высокой оплатой труда, а обществу, в первую очередь, необходимы такие профессии, как врач, учитель, строитель, военный. Проблема состоит в том, что очень немногие люди хотят овладеть ими из-за того, что оплата труда в этих сферах ниже прожиточного минимума.
Чтобы не стать сырьевым придатком мира, Россия должна переходить к высокотехнологичным производствам, а для этого нужен не только научный и инженерный, но и высококлассный рабочий потенциал. Хотят ли ребята, настроенные на высокий заработок, работать в России, а не за рубежом?
Перепись показала, что 93% учеников, несмотря на низкую заработную плату, хотят работать в нашей стране. Чем же они объясняют это парадоксальное с точки зрения «чистой экономики» желание? Все эти ребята патриоты, они очень любят свою родину, хотят, чтобы она не отставала в развитии от других стран, хотят реализовать свои идеи именно в России. Лишь 7% опрошенных предпочтут работу за границей, то есть возможность получения более высокой оплаты.
Нами был задан вопрос: «Какой уровень зарплаты Вы считаете для себя достойным?»
71% школьников считают для себя достаточным заработок не ниже 30 тыс. руб. в месяц, 21% считают для себя приемлемой зарплату от 6 до 30 тыс. руб. и лишь 8% согласны на 5—
6 тыс. руб. Мы видим, что материальные запросы современной молодежи намного выше, чем у представителей предыдущего поколения; не вызовет ли это новые проблемы для России?

Заключение

Все ученики 9-го класса, проводившего перепись, работали увлеченно, самоотверженно, как единый организм. «Благодаря проекту, — пишут школьники, — мы сдружились, научились не гневаться, когда нас критикуют; не обижая товарища, указывать ему на его ошибки; познакомились с анализом, самоанализом своей деятельности и узнали много нового, интересного о ребятах нашей школы».