Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №30/2003

Обучение


Знать карту

Задачи на формирование географической зоркости и
для независимой экспертизы качества
школьного географического образования

С.В. РОГАЧЕВ

Предыдущие подборки см. в № 42/2002 и 14, 18/2003.
Методический комментарий см. в № 42/2002

Зачем нужны карточки с пространственными схемами
Выпускники школ, изучавшие географию, географию знают очень плохо. Они почти не знают главного — географической карты. Это прежде всего результат действия неумных программ. Но это и результат того, что сама картография, придерживаясь своих аристократичных традиций, не хочет опускаться до уровня школьника, не хочет делать уступок психологии. Обычная географическая карта с ее огромной нагрузкой шокирует школьника при первом же знакомстве. Шокирует, даже если это просто контуры или линии рек. Как можно запомнить все эти изгибы, излучины, мысы, заливы? Методическая задача учителя примирить внутренние ограничения детского мозга с безграничной неисчерпаемостью географического пространства. Лучший инструмент при этом — пространственная схема. Схема, которая позволяет выявить сущностные черты изучаемого объекта или явления и максимально «очистить» его при этом от неусвояемых сразу подробностей (потом, потом, понемногу, по мере пробуждения вкуса пойдут и нюансы, и извивы, и повороты траекторий — только давай).

На каких уроках применять карточки с пространственными схемами
На всех. Маленькое табло вверху определяет область применения каждой карточки на конкретном уроке или уроках.
(На обычных уроках карточки могут раздаваться прямо с этими табло, хотя некоторые из них содержат наводящие подсказки. Если карточки используются в качестве материала для строгой контрольной или экзамена, лучше изготовить ксерокопии без табло.)
Курсивом выделены названия тех уроков, где учащиеся не располагают еще достаточной программной информацией для решения задачи, но где карточка может быть дана в качестве опережающего задания для интересующихся. Удовлетворительным можно считать даже частичное решение задачи. Например, при решении задачи 2 в 9-м классе достаточно будет, если школьники «вычислят» Санкт-Петербург и, может быть, еще одну-две прибалтийские столицы.
Жирный шрифт соответствует тем урокам, где задача должна решаться непременно любым, претендующим на образованность учеником.
Без выделения оставлены названия тех уроков, где решение задачи носит вспомогательный по отношению к теме урока характер. Например, при рассмотрении морского транспорта России и географии ее портов весьма желательно вспомнить о существовании Финского залива и о той большой роли, которую играл и продолжает играть для нас залив Рижский (карточка 1).

Возможности для педагогических маневров с пространственными схемами
1. Заметьте, что геометрически все схемы очень просты, и учитель, если не хочет по каким-либо причинам пользоваться индивидуальными карточками, может легко воспроизводить их на доске и работать сразу со всем классом.
2. Воспроизводя схему на доске, можно легко видоизменять ее применительно к уровню подготовки и заинтересованности класса. Например, если вы сомневаетесь, что дети ваши знают все страны, имеющие выход к Черному морю (и сомнения ваши, наверное, справедливы), вы на карточке 4 можете некоторые шифрованные обозначения стран заменить на их названия, оставив зашифрованными, например, только Украину и Турцию. Есть и другой вариант: вместо абстрактных литер А, Б и т. д. использовать «подсказывающее кодирование»: обозначать объекты на схеме первой буквой (первыми буквами) названия. При повторном использовании схем число подсказок можно сократить.
3. При решении задач по пространственным схемам возможно вводить и элементы интеллектуального поощрения, и незаметный щадящий режим, и давать возможности для самореализации учеников сверх спрашиваемого. В первой карточке, например, намеренно не приводятся ни название моря, ни требование это море определить. Учитель, предлагая такую карточку ученику, выдает ему таким образом как бы кредит доверия: мол, такой простой вопрос и задавать такому сильному ученику нечего. Если же в действительности ученик слабый и сможет в лучшем случае догадаться, что это Балтика, то у учителя появляется возможность проявить великодушие, похвалив ребенка за достижение («Надо же, составители задачи упустили это, а ты обратил внимание, догадался»), и тем самым простимулировать его к дальнейшему, и более внимательному, изучению карты. Та же педагогическая ситуация, в отношении морей Карского и Лаптевых, может быть создана при работе с пятой карточкой. При изучении схемы 2 сильный ученик может по своей инициативе указать названия Датских проливов, хотя в вопроснике их нет. Он достоин поощрения (однако же объясните ему, что при решении задач на контрольных и при сдаче экзаменов его сверхштатные ответы скорее всего учитываться не будут: эрудиция эрудицией, а формальная дисциплина — дисциплиной).

Непременные условия работы с пространственными схемами
1. Начинать работать со схемами, отталкиваясь от реальной карты.
2. Завершать работу со схемами, привязываясь к реальной карте.

Желательно
учить детей самих переводить многосложную и пугающую своей пересыщенностью картографическую информацию в схемы, выявляющие те или иные наиболее существенные черты для запоминания.


1

Класс Тема Урок
7 Океаны Атлантический океан
8 Геогр. положение России Моря
9 Отрасли хозяйства России Транспорт
9 Районы России Северо-Запад

Ответы:

Залив А —
Залив Б —

Фамилия, имя _______________________

Класс ________________


2

Класс Тема Урок
7 Океаны Атлантический океан
7 Евразия Европа
8 Геогр. положение России Моря
9 Отрасли хозяйства России Транспорт
9 Районы России Северо-Запад
10 Отрасли мирового хозяйства Транспорт
10 Зарубежная Европа Общая характеристика

Ответы:

Акватория —
Столица А —
Столица Б —
Бывшая столица В —
Столица Г —
Столица Д —

Фамилия, имя _______________________

Класс ________________


3

Класс Тема Урок
7 Океаны Сев. Ледовитый океан
8 Геогр. положение России Моря
8 Население России Национальный состав
9 Отрасли хозяйства России Транспорт
9 Районы России Европейский Север

Ответы:

Акватория —
Город*


* Искомый город должен по своему положению в системе административно-территориального деления РФ соответствовать двум другим обозначенным на схеме.

Фамилия, имя _______________________

Класс ________________


4

Класс Тема Урок
7 Океаны Атлантический океан
7 Евразия Азия, Европа
8 Геогр. положение России Моря
9 Отрасли хозяйства России Транспорт
9 Районы России Северный Кавказ
10 Зарубежная Европа Общая характеристика
10 Зарубежная Азия Общая характеристика

Ответы:

Море —
Пролив А —
Пролив Б —
Страна А —
Столица —

Фамилия, имя _______________________

Класс ________________


5

Класс Тема Урок
7 Океаны Северный Ледовитый океан
7 Евразия Географическое положение
8 Геогр. положение России Границы России
9 Районы России Восточная Сибирь

Ответы:

Архипелаг —
Полуостров —
?
Укажите:
а) чем этот ? известен
б) в честь чего (кого) назван

Фамилия, имя _______________________

Класс ________________


6

Класс Тема Урок
7 Гидросфера Озера
7 Евразия Общая характеристика
8 Геогр. положение России Границы России
8 Внутренние воды России Озера, реки
9 Районы России Уроки по южным
и восточным территориям
Европейской России

Ответы:

Акватория —
Страна А —
Страна Б —
Река —
Страна В —
Страна Г —

Фамилия, имя _______________________

Класс ________________


7

Класс Тема Урок
7 Евразия Рельеф
8 Рельеф России Русская равнина
8 Внутренние воды России Реки
9 Районы России Уроки по Европейской России

Ответ:

Возвышенность —

Фамилия, имя _______________________

Класс ________________


8

Класс Тема Урок
7 Евразия Рельеф
8 Рельеф России Горы
9 Районы России Дальний Восток

Ответ:

Хребет —

Фамилия, имя _______________________

Класс ________________


9

Класс Тема Урок
7 Евразия Общая характеристика
8 Геогр. положение России Границы
8 Население России Города
9 Районы России Дальний Восток

Ответ:

Страна А —
Страна Б —
Город* А —
Город* Б —


* Искомые города должны по своему положению в системе административно-территориального деления РФ соответствовать всем другим обозначенным на схеме.

Фамилия, имя _______________________

Класс ________________


10

Класс Тема Урок
8 Внутренние воды России Реки
8 Население России Города
9 Районы России Уроки по Европейской России

Ответ:

Город* А —
Город* Б —
Город* В —
Город* Г —


* Искомые города должны по своему положению в системе административно-территориального деления РФ соответствовать всем другим обозначенным на схеме.

Фамилия, имя _______________________

Класс ________________


11

Класс Тема Урок
8 Внутренние воды России Реки
8 Население России Национальный состав
8 Население России Города
9 Районы России Уроки по Европейской России

Ответ:

Город* А —
Город* Б —
Город* В —
Город* Г —
Река —


* Искомые города должны по своему положению в системе национально-территориального устройства РФ соответствовать всем другим обозначенным на схеме.

Фамилия, имя _______________________

Класс ________________


12

Класс Тема Урок
7 Евразия Население
8 Геогр. положение России Формирование территории России
9 Ближнее зарубежье Города

Ответ:

Город*


* Искомый город должен по своему положению в системе административно-территориального устройства рассматриваемой республики соответствовать всем другим обозначенным на схеме.

Фамилия, имя _______________________

Класс ________________


Ответы и пояснения к задачам