Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №31/2003

За умный Базисный учебный план


От межрегиональной ассоциации учителей географии России

Уважаемые коллеги!

Министерство образования Российской Федерации направило в субъекты федерации письмо № 13-51-145/13 от 09.07.2003, в котором указано на необходимость широкого профессионально-общественного обсуждения на августовских педагогических совещаниях работников образования проекта базисного учебного плана и примерных учебных планов начального общего и основного общего образования.
В предлагаемом проекте предполагается сократить количество часов на преподавание географии и биологии. Так, учебный предмет «География» в 6-х и 7-х классах сокращен на 50% за счет перевода части его содержания (элементов экономико-политического содержания) в учебный предмет «Обществоведение». Несоразмерность сокращения часов удельному весу элементов экономико-политического содержания в учебной программе курсов по физической географии очевидна.
Следует иметь в виду не только образовательный, но и общечеловеческий фактор, ибо одновременное сокращение географии и биологии наносит удар по уровню жизни учителей, часто совмещающих преподавание обоих курсов, особенно в малокомплектных школах.
Подобная позиция Министерства противоречит не только основным принципам эффективности использования учебного времени на преподавание предмета в условиях Российской Федерации, но и объемным показателям федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, рекомендованного решением Министерства образования Российской Федерации от 13 июня 2002 г., на основе которого должно было разрабатываться содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
В такой ситуации Бюро Межрегиональной ассоциации учителей географии России предпримет все доступные ему меры для того, чтобы не допустить реализации решений, ведущих к деградации школьного географического образования в нашей стране, как будто специально приуроченных к 300-летнему юбилею школьной географии в России. Воспрепятствовать выполнению намерений Министерства можно будет лишь в том случае, если на августовских совещаниях и в письмах на имя Министерства на примере если не всех, то большинства регионов страны будет наглядно показан тот ущерб, который возникнет в случае реализации курса на сокращение географической подготовки школьников.
Во-первых, не будет создана необходимая база знаний для полноценного изучения географии России в 8–9-х классах. В связи с этим особое значение приобретает прогноз того, на каких разделах курса России это скажется больше всего и как это отразится на географической культуре и во многом вытекающей из нее жизненной позиции будущих избирателей, политиков и чиновников. Ведь в вузах на негеографических факультетах (а именно из их стен выходят в основном политики) будущая элита общества географию собственной страны не изучает. Поэтому любой существенный изъян в географической подготовке выпускников средней школы обрекает Россию на некомпетентность власти и на неэффективное развитие страны. В этой связи очень важно оценить, каковы будут последствия предлагаемой авторами проекта нового базисного плана передачи части географического содержания в предмет «Обществоведение», насколько это приведет к потере географической составляющей школьного образования и как скажется на формировании межпредметных и внутрипредметных связей, столь необходимых для выращивания образованного гражданина XXI века.
Во-вторых, резкое сокращение часов отрицательно скажется на самом отношении детей, администрации школы и местной власти к предмету географии.
В-третьих, это существенно снизит общий уровень занятости и заработной платы учителей географии и биологии в каждом регионе, и особенно в малокомплектных сельских и поселковых школах, а также негативно отразится на общем социально-психологическом климате в педагогических коллективах.
Наконец, важно учесть и то обстоятельство, что за 2001–2003 гг. в рамках проводимой модернизации современного образования была разработана нормативная база содержания образования по географии. С большим трудом созданы учебно-методические комплексы, большинство из которых прошло опробование в школе и в целом подтвердило свою состоятельность. Учителя начали осваивать новые УМК и осознавать результаты своей работы, выработали методику работы с новыми учебниками и учебными пособиями. В случае перехода на новые пособия школа будет обречена на новый продолжительный «переходный период» нестабильности. В такой ситуации очень важно иметь с мест прогноз последствий от очередного реформаторского радикализма.
Мы еще раз обращаем внимание на то, что при всей угрозе очередной реформаторской инициативы уровню и качеству жизни учителей географии в основе нашей общей позиции должны лежать не личные интересы, а забота о национальных интересах страны, степень реализации которых во многом зависит от уровня общей и географической культуры рядового избирателя, бизнеса и власти, в значительной мере закладываемой именно в 6-х и 7-х классах.
Известно, что всякое обсуждение у нас носит фиктивный характер. Пользуясь нашей пассивностью и неорганизованностью, учитывают какие-то мелочи, а основной замысел остается нетронутым. Сегодня от нашей с вами активности и профессионализма в оценке последствий предлагаемых новаций зависят условия нашей работы и жизни, судьба нашей профессии, будущее наших детей и страны.
Ваши мнения и предложения просим направлять в Бюро Межрегиональной ассоциации учителей географии России (129278, Москва, ул. Кибальчича, 16; Геофак МПГУ), Министерство образования РФ (101990, Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19), Комитет по образованию и науке Государственной думы РФ и Совета федерации (103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1).

Бюро
Межрегиональной ассоциации
учителей географии России

Коллеги! Вырежьте этот бланк, заполните его и направьте в Госдуму.