Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №35/2003

За умный базисный учебный план


А «чувства добрые»
мы будем убивать?..

В школьном образовании России определилась некая тревожная и абсурдная закономерность, измеряемая пятилетними циклами.
В 1997—1998 учебном году новый проект базисного учебного плана МО РФ предполагал оставить в российской школе XXI в. географию в 7—9-х классах (по два часа в неделю) и изъять этот предмет из 6-х и 10-х классов. НЕТ началу, НЕТ завершению, ведь предмет начинается с курса общей физической географии, а завершается социальной и экономической географией мира. Тогда дружный глас общественности остановил бездумный произвол.
Проектная часть базисного учебного плана МО для основного общего образования (от 9.07.2003 № 13-51-145/13), то есть на новый 2003—2004 учебный год, оставляет на географию в 6-х и 7-х классах по одному часу вместо двух программных. Отнятые два часа передаются предмету «Обществоведение» для изучения его в 6—9-х классах.
Чиновники считают, что общие физико-географические знания в 6-х классах (землеведение), географию материков и океанов в 7-х классах с основами страноведения можно заменить модулями-ассорти: «Общество», «Человек», «Экономика», «Социальная сфера», «Политика», «Право». Превращение названных «модулей» в обществоведческий предмет в 6—7-х классах — это некое педагогическое, психологическое, дидактическое извращение. Изучение этих тем возможно не ранее 8—9-х классов, когда начинается изучение природы России, социальной и экономической географии России, ее истории, специального биологического курса «Человек».
Замечу, что в лучшие времена школьного образования, то есть до 1991—1992 гг., на очень высоком уровне была во многих школах система настоящей воспитательной работы, проводившейся классными руководителями и непосредственно директором школы. Еженедельные тематические классные часы, клубы интересных встреч можно назвать блестящими уроками по изучению, осмыслению социальных, духовно-нравственных, правовых сторон жизни общества, памятников культуры, архитектуры и т.д. Не было еще предмета «Москвоведение», но Москву знали лучше.
Очередные «инновационные» идеи во имя бездумной шоуподобной модернизации образования нарушают элементарные законы поступательного процесса формирования базовой суммы знаний с учетом возрастных особенностей учащихся.
Самый хороший результат получается, когда предмет, в данном случае география, сохраняет свою воспитательно-образовательную сущность, свою научно выверенную логическую структуру. В двухчасовом варианте наш предмет в 6—9-х классах способен ненавязчиво, но органично и продуманно в соответствии с темой урока на основе интегративного подхода затронуть все модули подобного «Обществоведения».
Заметим, что учителя географии считают интегративный подход в преподавании самым важным элементом мотивации каждого урока, во всех аспектах.
География работает за многие предметы, ведь она главная наука о ЗЕМЛЕ и ЧЕЛОВЕКЕ в мире ее естественных законов. Главный земной закон — закон единства: ВВВВ — взаимосвязь, взаимозависимость, взаимодействие, взаимопроникновение всех компонентов природы.
География — единственная наука, которая, по словам М.В. Ломоносова, «всея вселенныя обширность единому взору подвергает».
В программе ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» названы общечеловеческие области знаний, которые помогут каждому познать мир, познать себя, найти свое место в этом сложном, противоречивом, но все более целостном мире в гармонии с собой и всеми, живущими в нем в XXI в.: философия, история, география, иностранные языки плюс информационные технологии.
ЮНЕСКО прогнозирует географии в XXI в. престижную роль, предсказывает своего рода географический ренессанс.
Глобализация и толерантность — два ключевых понятия XXI в. Только через географический подход к их сущности можно обеспечить человечеству основы достойной жизни в различных регионах и странах.
Географические знания — основа формирования общечеловеческой культуры. Культура (лат. cultura) — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Все составляющие этого словарного понятия изначально формируются на основе вариативных знаний о физико-географическом пространстве Земли, завершаются знаниями о территориально организованном социально-экономическом пространстве и его глобальных проблемах.
Специфика содержания каждого урока географии — это воспитание, а через воспитание идет образование, развитие, духовно-нравственное становление во имя почитания величия Земли, нашего общего ДОМА. Только достойное школьное географическое образование может воспитать настоящего гражданина Земли, хозяина, созидателя, хранителя этого великого творения Вселенной — это мое личное педагогическое кредо уже 44 года.
Лучшие литературные умы России, художники любили географию. Не случайно связь с литературой, искусством — важное звено интегративного подхода учителей на уроках географии.
Наше суровое, жестокое время, неуверенность в будущем способны легко разрушить «души прекрасные порывы» подрастающего поколения. Стоит лишить географические курсы в 6—7-х классах традиционных двух часов — исчезнет в поколениях чувство прекрасного, эмоционального восприятия природы. Наверное, высокий уровень преподавания в Царскосельском лицее и любовь А.С. Пушкина к географии озарили его талант и прекрасными творениями пейзажной лирики...
Земля, которая «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета»... Как много прекрасных «географических» лирических отступлений в творчестве Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, И.С.Тургенева, Л.Н. Толстого и других классиков.
Если бы сегодня наши чиновники во всех сферах государственной деятельности почаще вспоминали о законах единства всех компонентов природы, о гармонии природы, может, не выгорели бы за последнее десятилетие многие тысячи квадратных километров лесов, не обмелели бы могучие сибирские реки, не говорили бы простые люди о кричащем экологическом настоящем и неизвестном экологическом будущем... Законы географии нельзя отменить, нельзя убить во имя чьих-то интересов, ведь живут они миллионы лет. А вот юные души можно убить названными выше документами...
Господа, помните, что сегодня у могучего дерева ГЕОГРАФИЯ выросло более 90 сильных и прекрасных ветвей, то есть современных научных направлений, всесторонне изучающих литосферу, атмосферу, гидросферу, биосферу, в том числе с помощью космической географии... Этим составляющим единой географической оболочки и посвящены курсы в 6—7-х классах. Эти курсы закладывают основы понимания, что всё на свете имеет свою географию, что без географии вы нигде.
В ноябре 2003 г. российской школьной географии исполняется 300 лет. День, который назовет Русское географическое общество, должен стать национальным праздником России. Страна, в которой уважают национальные научные праздники, — счастливая страна...

М.В. СМИРНОВА,
методист по географии методического центра
Северного округа г. Москвы,
заслуженный учитель РФ