Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №38/2003

70 лет Беломорско-Балтийскому каналу


Карельские зарисовки

Предыдущие материалы цикла см. в № 27—283034 и 35/2003

Город островов — вторая столица?

БЕЛОМОРСК

И.И. МИТИН
студент кафедры экономической и социальной географии России
географического факультета Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова

Когда мы стоим, <...> то стоим ли мы
или лишь пропускаем собственные шаги,
которые отмеряют и сокращают наш путь?

Милорад Павич.
Пейзаж, нарисованный чаем

Если Олонец в силу исторических особенностей развития и выгод транспортно-географического положения может считаться южной столицей Карелии — то, без сомнения, северной столицей республики должен стать Беломорск. История позволяет городу быть второй столицей — но лишь потенциально: у Беломорска было много возможностей подняться и вырасти, но ни одну из них город не реализовал. В любом случае, Беломорск для Карелии больше чем просто обыкновенный районный центр с 14-тысячным населением. На это указывает уже его географическое положение. Он расположен там, где железная и автомобильная дороги, связывающие Петербург и Мурманск и пронизывающие всю континентальную Карелию, двигаясь к северу, наконец выходят к Белому морю. От Петрозаводска Беломорск отделяет почти 400 км. Столь удаленный от столичного влияния, Беломорск вполне мог бы развиваться автономно, тем более из всех городов западной части акватории Белого моря он лучше всех связан с Большой землей.
Беломорск открывает северную, беломорскую Карелию, которая начала заселяться раньше, чем основная часть республики. Свидетельства тому — археологические памятники III—I тысячелетий до нашей эры — древние саамские городища, сейды, лабиринты, петроглифы. Они встречаются по всему беломорскому побережью. И русская поморская колонизация этих мест началась раньше, чем в Обонежье — недаром территория к северу от Беломорска вместе с Кольским севером исторически входила не в Олонецкую, а в Архангельскую губернию. Уже в XV в. по берегам Белого моря возникают крупные поморские села, одно из которых — Сорока — появилось близ впадения в море одной из проток Нижнего Выга, которая по-русски называлась Сорока (от искаженного карельского saari + joki — островная река). С этого-то села и начинался Беломорск. В старину село принадлежало Соловецкому монастырю (до него — 70 км морем), однако центром, обслуживающим связи между островным монастырем и континентом, вопреки удобному положению в западном «углу» Онежской губы, не стало, уступив Кеми, расположенной севернее, но ближе к Соловкам.

Герб (эмблема) Беломорска, созданный в 1988 г.

Герб (эмблема) Беломорска,
созданный в 1988 г.

Когда в начале XVIII в. Петр I стал строить знаменитую «Осудареву дорогу», своего рода прообраз современного Беломорканала, она обошла Сороку — началась в селе Нюхча в 100 км к юго-востоку*.
Село Сорока развивалось без скачков, скорее эволюционно — постепенно из рыболовецкого пункта стало центром производства и ремонта карбасов и более крупных судов; к XIX в. выросло в один из центров лесопиления**. Новая история будущего Беломорска началась со строительством в 1916 г. Мурманской железной дороги: станция Сорокская стала первой, имеющей выход к Белому морю. С этого времени постепенно начинает складываться облик современного Беломорска и все труднее просматривается былой образ поморского села.
В 20-х годах прошлого века здесь возник старейший в Карелии лесопильно-деревообрабатывающий комбинат (Беломорский ЛДК). И если в старину первостатейные транспортные магистрали Сороку обходили, то теперь для них село словно медом намазали: вслед за Мурманской железнодорожной магистралью сюда в 30-е годы пришел Беломорканал. Здесь был построен 19-й, последний перед выходом в Белое море шлюз ББК.

Знаменитые беломорские петроглифы
Знаменитые
беломорские петроглифы

В 1938 г. был образован город Беломорск. В него вошли четыре населенных пункта, каждый из которых был как бы особой черточкой в биографии поселения — поморское село Сорока, поселок лесопильщиков им. Солунина, поселок железнодорожной станции Сорокская и поселок водников.
В первые годы Великой Отечественной войны Беломорск несколько месяцев был прифронтовой столицей Карело-Финской ССР, поэтому он по праву может считаться второй столицей Карелии. В войну же окончательно сформировался и облик Беломорска как транспортного узла — сюда была в спешном порядке подведена железнодорожная ветка от станции Обозерская Северной железной дороги, связавшая Архангельскую область с Карелией и давшая Мурманску второй выход в Центральную Россию***.

Порт Беломорска. Судно под погрузкой пиломатериалами

Порт Беломорска.
Судно под погрузкой пиломатериалами

Фото И. Георгиевского

Что же до самого города, то он сохранил в себе все разрозненные черты, из которых понемногу, эволюционным порядком формировался его характер. Центр города практически «размазан» вдоль нескольких переходящих одна в другую главных улиц. Октябрьская улица начинается на правом берегу основной протоки Выга, затем переходит на остров в удобном узком месте в самых низовьях когда-то сплавной реки, а с него — на левый берег, подходя ближе к вокзалу и морскому порту улицами Пашкова и Строительной. Вдоль этих улиц и стоят основные административные здания, размещена сфера услуг и прочие атрибуты «центральности». Чуть вглубь начинается сплошная барачная застройка, лишь изредка нарушаемая. На севере — таким же деревянным невзрачным железнодорожным вокзалом, от которого до ближайшего магазина надо идти через пути, гаражную застройку и обширный пустырь.

Вид на город через реку Выг
Вид на город через реку Выг

На юге — Беломорским ЛДК, автоколонной и железнодорожной станцией Выг на ветке на Обозерскую. На востоке — хлебокомбинатом, больницей и, наконец, грузовым морским портом.
К югу от города особняком располагаются два удаленных его района. Западнее — поселок Шижня при речном порту, от которого «в город» ведет паромная переправа через протоку Шижню (по ее руслу проложен Беломорканал). В 90-е годы переправа стала платной. У самого Белого моря — поселок при 19-м шлюзе ББК, удачно расположенный на левом (ближнем к городу) берегу Шижни.

Последний, 19-й шлюз Беломорско-Балтийского канала у Беломорска

Последний, 19-й шлюз
Беломорско-Балтийского канала
у Беломорска

Беломорск — разрозненный, мозаичный, сложенный из отдельных кусочков, каждый из которых соответствует страничке в истории. Но вместе он, единый город — еще ждет революционного скачка в развитии, ждет со всех сторон. Беломорск может выиграть за счет активизации транспортных связей — от оживления Беломорканала и акватории Белого моря, от налаживания субширотного транзита грузов через Карелию по железной или автомобильной магистрали (последняя проходит в 40 км к западу). Тогда экономической активности не обойти Беломорск, которому за свою многовековую историю удалось стянуть к себе всяческие «приманки» и выгодно свести к ним всевозможные транспортные артерии. Поэтому сегодня судьба Беломорска зависит во многом от улучшения ситуации на Севере вообще — тогда послужат ему еще и рыболовецкие колхозы, и ЛДК, и Беломорканал, и загадочные петроглифы, и порт с пассажирским сообщением на Соловки.

Окрестности Беломорска. Шижнинский мост через Беломорско-Балтийский канал (мост разводной)

Окрестности Беломорска.
Шижнинский мост через
Беломорско-Балтийский канал
(мост разводной)

Сегодня Беломорск как город — это уникальный конгломерат разных по облику и содержанию частичек, которые уже сплавились вместе эволюционно — и которые уже готовы совершить скачок, сделав единый Беломорск по-настоящему второй столицей Карелии, полюсом роста всего Беломорья. Город очень долго и тщательно готовился к серьезному возвышению — экономическому и культурному — и, видимо, его новая судьба уже не за горами.


* Об этой петровской коммуникации см.: «География», № 35, с. 11.
** Вспомним отрывок из книги М.М. Пришвина «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907), который мы печатали в «Хрестоматии» (№ 8/2002): «Лес, сплавом которого заняты бурлаки по рекам и озерам, направляется к Белому морю, к Сороцкой губе. Там он распиливается на доски и отправляется в Англию...»
*** Вспомним о маршруте, по которому хотел ехать из района Пудожа на Урал герой повести Д. Гусарова «Партизанская музыка», — через Беломорск (см. «Хрестоматию» в № 14/2003, с. 28).