Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №39/2003

За умный базисный план


Мы устали
от безрассудных экспериментов

Мы, учителя географии и методисты Санкт-Петербурга, с большой тревогой ознакомились с проектом нового базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации. Считаем невозможным принятие подобного документа, так как он противоречит реальным целям, которые стоят перед школьной географией. Да, мы беспокоимся о престиже школьной географии, но могли бы согласиться с предложенным проектом, если бы страдал только престиж науки, которую мы выбрали и предмета, который преподаем. К сожалению, принимая этот проект, мы все приобретаем множество проблем, которые необходимо будет решать, и решать очень быстро.
1. Отсутствие фундамента для изучения географии своей страны. Не обладая достаточной подготовкой, школьники не поймут многие вопросы курса географии России в 8—9-м классах. К сожалению, наша страна уже получила немало последствий неграмотных решений, которые принимали ответственные люди, не знающие географии. Не хватит ли географических экспериментов над населением и природой? А в соответствии с проектом профильного обучения именно будущие руководители будут лишены географии: сначала в 6—7-м классах, а затем — в 10—11-м. Без географической подготовки не понять нюансов столь актуальных сегодня экономических и юридических специальностей, проблем менеджмента, политологии и социологии.
2. Затруднения при подготовке к ЕГЭ. Доля заданий, для успешного выполнения которых необходимо на высоком уровне владеть вопросами физической географии, очень велика. Даже если содержание заданий ЕГЭ будет соответствовать новым, сокращенным программным требованиям, понять закономерности размещения хозяйства, вникнуть хотя бы в основы природопользования, рассуждать об особенностях жизни невозможно, не имея базовой физико-географической подготовки. Экономические проблемы: расходы на новые учебники, переподготовку учителей и методистов, разработку методического обеспечения на концептуальном и практическом уровнях, продолжительную практическую проверку, родительские расходы. Проект — удар по заработной плате учителя географии и биологии из-за сокращения нагрузки. Очевиден процесс оттока учительских кадров в другие сферы занятости. Но не надо подталкивать к этому шагу тех, кто дорожит своей профессией даже сейчас. Конечно, определенную экономию даст уменьшение потребности в учительских кадрах. Ведь вместо четверых (географа, физика, биолога, химика) в соответствии с проектом вполне может справиться один — «естествовед».
3. Проблемы перестройки высшего образования в вузах, подготавливающих учителей географии и биологии.

Не следует слепо ориентироваться на западные образцы образования. «Обрезание» школьной географии не снизит нагрузку школьников. География всегда входила в пакет классических гимназических предметов. Это предмет, позволяющий школьнику познавать современный мир во всем его многообразии. Нельзя превращать географию в одночасовой предмет, она станет мертвым грузом в 6—7-м классах, из школы исчезнет аромат географической романтики, и никакое естествознание этой беде не поможет.
Мы воспринимаем проект учебного плана как беду не в силу стереотипов учительского мышления, но стремясь к лучшему результату в своей работе, заботясь о тех, кого нам доверили учить. Мы устали от безрассудных экспериментов и хотим просто работать. Оставьте нам эту возможность!
Современная география — это наш мир. Это умение ориентироваться в родном городе и умение выжить в экстремальной ситуации. Это способность понимать другого человека, на каком бы языке он ни говорил, какую бы религию ни исповедовал. Это знание того, что скрыто за столь привычным прогнозом погоды. Это ощущение неповторимости каждого мгновения, каждой дождевой капли, каждого восхода, каждого путешествия и впечатления. Это часть культуры человека.
География — это визит нашего президента в другую страну, демонстрации антиглобалистов, борьба с терроризмом, извержение Этны, беспощадность ледника в Северной Осетии, победы Федора Конюхова, возникновение Санкт-Петербурга, это качество нашей жизни, это наш мир.
Можно выбрать — жить, понимая, что и где происходит, или оставаться в неведении. Подарите школьникам возможность выбирать географию!

О.О. ЖЕБРОВСКАЯ,
канд. пед. наук,
заведующая кабинетом географии СПАППО,
доцент кафедры теории и методики
гуманитарного образования СПАППО
г. Санкт-Петербург

Письмо обсуждено и одобрено на расширенном заседании Методического совета кабинета географии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 4 сентября 2003 г., подписано 55 представителями географического учительства Санкт-Петербурга — учителями и методистами.