Мониторинг качества знаний
по географии
О.В. КРЫЛОВА
доцент кафедры исторического и социально-экономического
образования Академии повышения квалификации и
переподготовки
работников образования (АПКиПРО),
учитель географии школы № 1305
Центрального адм. округа г. Москвы
Продолжение. См. №
37,
38/2003
3. Атмосфера в 7-м классе
Учебная тема «Атмосфера и климаты Земли» еще
более объемная и сложная по содержанию, чем
предыдущая («Литосфера и ее строение»), но на ее
изучение также дается очень ограниченное время.
При проведении итогового контроля чрезвычайно
важно сохранить уровень доступности, определить,
какие знания и умения могут быть усвоены в итоге
изучения темы, а какие будут формироваться
постепенно при последующем изучении климата
материков и отдельных стран.
На наш взгляд, учащиеся прежде всего должны иметь
представление об особенностях основных и
переходных типов климата, общих закономерностях
размещения климатических поясов и уметь
работать с новыми тематическими картами —
климатических поясов и климатической мира.
Исходя из этих требований определяем содержание
контрольной работы.
Контрольная работа по теме
АТМОСФЕРА И
КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ
Пользуясь картами атласа для 7-го
класса (физической, климатической и
политической мира, картой климатических поясов и
областей), напишите ответы на вопросы в форме
полных предложений.
1. Приведите примеры:
1) стран Африки, территория которых полностью
или большей частью расположена в экваториальном
климатическом поясе;
2) стран Южной Америки, частично
расположенных в умеренном климатическом поясе.
2. Пользуясь климатограммами
городов Асуан и Карнарвон, назовите признаки
тропического климата. (Укажите, в каких странах
находятся эти города.)
Пользуясь климатической картой мира:
3. Назовите средние
температуры воздуха в январе и в июле, которые
наблюдаются на восточном побережье острова
Гренландия.
4. Назовите абсолютные
рекорды температуры воздуха, отмеченные на
Аравийском полуострове, который расположен на
юго-западе Азии, и объясните, что они означают.
5. Расскажите, как изменяется
количество осадков на острове Новая Гвинея с
севера на юг, и укажите, в каких климатических
поясах расположен остров.
|
Задание 1 предполагает установление
пространственных отношений: климатический
пояс — географическое положение государства.
В задании 2 ученикам предлагается назвать
существенные признаки тропического типа климата,
но сделать это на основе анализа климатограмм. В
условии задачи специально предложены две
климатограммы, чтобы, выделяя общие черты
климата определенного типа, ученики
подразумевали наличие некоторых различий. На
климатограммах указаны не только годовая сумма
атмосферных осадков, но и средняя годовая
температура воздуха в данном пункте. Для того,
чтобы определить, в каких странах находятся
упомянутые города, учащимся следует
использовать знания о географических
координатах, таким образом мы вновь вовлекаем в
действие имеющиеся у учеников картографические
навыки.
Задания 3—5 выполняются по климатической
карте мира. Не только семиклассники, но и
учащиеся более старших классов нередко путают
абсолютные и средние показатели температуры
воздуха, не умеют определить количество
выпадающих на территорию атмосферных осадков.
Именно эти несложные, но столь необходимые в
дальнейшем умения и проверяются во время
контрольной работы. И вновь подчеркнем, усвоить
именно эти знания и элементарные умения
считывать данные с климатограмм, например
информацию о характерных особенностях того или
иного типа климата (пока еще без обязательного
объяснения причинно-следственных связей, потому
что изучение климата материков еще только
предстоит ученикам!), за короткое время изучения
темы по силам семиклассникам.
Варианты ответов учащихся на
задание 3–5
3) Средняя температура воздуха в
январе на восточном побережье Гренландии
составляет –32 °С, а средняя температура
воздуха в июле 0 °С.
4) Самая высокая температура воздуха,
которая наблюдалась на Аравийском полуострове, 52 °С,
а самая низкая была –7 °С.
5) На острове Новая Гвинея количество
осадков уменьшается с севера на юг. На севере
острова выпадает более 3000 мм в год, в центральной
части от 2000 до 3000 мм в год, а на юге от 500 до 1000.
Остров Новая Гвинея находится в экваториальном и
субэкваториальном климатических поясах.
|
Данные контрольные работы, если хотите,
— попытка определить «правила игры»: ученик
четко знает, сколько заданий и какие именно
необходимо выполнить для того, чтобы получить
тройку, четверку или пятерку, и при этом имеет
право выбора. Еще более важно определить уровень
достижимости тройки. Если какой-то ученик не
пропускал занятия, не игнорировал выполнение
классных и домашних заданий, на уроках честно
пытался отвечать (среди учащихся 6—7-х классов
очень и очень мало ребят, которые демонстративно
не учатся), но при этом все равно оказался
неуспевающим уже по итогам первой четверти (!), то
скорее всего проблема не в нем и не в отсутствии у
него элементарных способностей к обучению, а в
организации этого самого обучения или в
завышении уровня трудности. Не будем лукавить —
учитель, который задает ученику тот или иной
устный вопрос, предлагает то или иное письменное
задание, достаточно хорошо понимает, ответит
этот ученик или нет, и если ответит, то на какую
отметку.
Продолжение следует
|