Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №39/2003

Опыт


Мониторинг качества знаний
по географии

О.В. КРЫЛОВА
доцент кафедры исторического и социально-экономического образования Академии повышения квалификации и переподготовки
работников образования (АПКиПРО),
учитель географии школы № 1305
Центрального адм. округа г. Москвы

Продолжение. См. № 37, 38/2003

3. Атмосфера в 7-м классе

Учебная тема «Атмосфера и климаты Земли» еще более объемная и сложная по содержанию, чем предыдущая («Литосфера и ее строение»), но на ее изучение также дается очень ограниченное время. При проведении итогового контроля чрезвычайно важно сохранить уровень доступности, определить, какие знания и умения могут быть усвоены в итоге изучения темы, а какие будут формироваться постепенно при последующем изучении климата материков и отдельных стран.
На наш взгляд, учащиеся прежде всего должны иметь представление об особенностях основных и переходных типов климата, общих закономерностях размещения климатических поясов и уметь работать с новыми тематическими картами — климатических поясов и климатической мира.
Исходя из этих требований определяем содержание контрольной работы.

Контрольная работа по теме

АТМОСФЕРА И
КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ

Пользуясь картами атласа для 7-го класса (физической, климатической и политической мира, картой климатических поясов и областей), напишите ответы на вопросы в форме полных предложений.

1. Приведите примеры:
  1) стран Африки, территория которых полностью или большей частью расположена в экваториальном климатическом поясе;
  2) стран Южной Америки, частично расположенных в умеренном климатическом поясе.

2. Пользуясь климатограммами городов Асуан и Карнарвон, назовите признаки тропического климата. (Укажите, в каких странах находятся эти города.)
Пользуясь климатической картой мира:

3. Назовите средние температуры воздуха в январе и в июле, которые наблюдаются на восточном побережье острова Гренландия.

4. Назовите абсолютные рекорды температуры воздуха, отмеченные на Аравийском полуострове, который расположен на юго-западе Азии, и объясните, что они означают.

5. Расскажите, как изменяется количество осадков на острове Новая Гвинея с севера на юг, и укажите, в каких климатических поясах расположен остров.

Задание 1 предполагает установление пространственных отношений: климатический пояс — географическое положение государства. В задании 2 ученикам предлагается назвать существенные признаки тропического типа климата, но сделать это на основе анализа климатограмм. В условии задачи специально предложены две климатограммы, чтобы, выделяя общие черты климата определенного типа, ученики подразумевали наличие некоторых различий. На климатограммах указаны не только годовая сумма атмосферных осадков, но и средняя годовая температура воздуха в данном пункте. Для того, чтобы определить, в каких странах находятся упомянутые города, учащимся следует использовать знания о географических координатах, таким образом мы вновь вовлекаем в действие имеющиеся у учеников картографические навыки.
Задания 3—5 выполняются по климатической карте мира. Не только семиклассники, но и учащиеся более старших классов нередко путают абсолютные и средние показатели температуры воздуха, не умеют определить количество выпадающих на территорию атмосферных осадков. Именно эти несложные, но столь необходимые в дальнейшем умения и проверяются во время контрольной работы. И вновь подчеркнем, усвоить именно эти знания и элементарные умения считывать данные с климатограмм, например информацию о характерных особенностях того или иного типа климата (пока еще без обязательного объяснения причинно-следственных связей, потому что изучение климата материков еще только предстоит ученикам!), за короткое время изучения темы по силам семиклассникам.

Варианты ответов учащихся на задание 3–5

3) Средняя температура воздуха в январе на восточном побережье Гренландии составляет –32 °С, а средняя температура воздуха в июле 0 °С.
4) Самая высокая температура воздуха, которая наблюдалась на Аравийском полуострове, 52  °С, а самая низкая была –7 °С.
5) На острове Новая Гвинея количество осадков уменьшается с севера на юг. На севере острова выпадает более 3000 мм в год, в центральной части от 2000 до 3000 мм в год, а на юге от 500 до 1000. Остров Новая Гвинея находится в экваториальном и субэкваториальном климатических поясах.

Данные контрольные работы, если хотите, — попытка определить «правила игры»: ученик четко знает, сколько заданий и какие именно необходимо выполнить для того, чтобы получить тройку, четверку или пятерку, и при этом имеет право выбора. Еще более важно определить уровень достижимости тройки. Если какой-то ученик не пропускал занятия, не игнорировал выполнение классных и домашних заданий, на уроках честно пытался отвечать (среди учащихся 6—7-х классов очень и очень мало ребят, которые демонстративно не учатся), но при этом все равно оказался неуспевающим уже по итогам первой четверти (!), то скорее всего проблема не в нем и не в отсутствии у него элементарных способностей к обучению, а в организации этого самого обучения или в завышении уровня трудности. Не будем лукавить — учитель, который задает ученику тот или иной устный вопрос, предлагает то или иное письменное задание, достаточно хорошо понимает, ответит этот ученик или нет, и если ответит, то на какую отметку.

Продолжение следует