Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №44/2003

Образная карта России. Среднерусское Черноземье (запад)


1. МЕСТО

Где лежит территория на земном шаре, кто ею управляет

Привязка образной карты к карте общегеографической

Координаты.
Административное деление
и соседи России

На рассматриваемом листе образной карты — та часть Центрально-Черноземного района, которая лежит в бассейнах Днепра и Северского Донца. Эта территория почти точно, за некоторыми изъятиями, совпадает с границами Белгородской и Курской областей. Но повременим сообщать это школьникам. Начнем работу как раз с предложения учащимся привязать лист образной карты к карте общегеографической (или, если таковой не имеется, то к картам физической и административно-политической).
Организуйте работу детей в малых группах.
Пусть одни группы постараются, ориентируясь по географическим названиям, проложить через поле образной карты меридианы и параллели с целыми значениями градусов или хотя бы с четными значениями градусов, какие чаще всего проставляют в атласах. Пусть не поленятся определить в системе координат заодно и место первого листа образной карты (Кольского) и выяснят, в частности, что Мурманск и Рыльск лежат почти на одном меридиане, но на очень, очень разных широтах. К какому результату нужно прийти, показано на рисунке.

Другие группы попросите прочертить по листу образной карты административные и политические границы (рисунок внизу). При этом, если вы работаете с вялым классом, к юго-западу от геральдических изображений достаточно будет подписать просто «Украина». Но если дети ваши уже зажглись да в классе еще есть несколько украинцев (а в каком по-настоящему русском классе их нет?), дайте школьникам задание подписать еще и названия украинских областей.
Для выполнения работы на уроке достаточно и школьного атласа. На карте Центральной России в школьном атласе обозначено около 10 пунктов из фигурирующих на этом листе образной карты тридцати трех. Результат поэтому будет грубоватый, вчерне, но для урочной работы достаточный. Если же кто-то из ваших детей уже увлекся обработкой образной карты, а через нее потянулся к настоящей географии Родины, снабдите его картой или атласом поприличнее (Географический атлас СССР, Географический атлас России, Географический атлас для учителей средней школы). Там обозначены все райцентры областей России, и это позволяет работать с территорией виртуозно (виртуозами, по крайней мере, должны почувствовать себя дети). Подробная работа — пробить межобластные границы по листу образной карты, обинуясь к каждой обозначенной местности, — может в принципе оказаться громоздкой и ее можно бы предложить заинтересованным детям в качестве опережающего задания. Но в случае Курской и Белгородской областей все проще: почти каждый герб маркирован подчиненностью тому или иному областному центру, и отделить курских от белгородских (птичье-полосатых от птичье-львиных) совсем не сложно*.
Лучше всего, конечно, иметь достаточное количество ксерокопий бланковок образной карты (бланковки будут напечатаны в № 46) и проводить линии прямо по ним. Но если возможности ксерокопирования бланковок ограничены, некоторые построения можно делать и по пустой разграфке 8x8, какую может тут же вычертить каждый школьник и подписать в клеточках географические названия.


* Дадим пояснения об исторических селах Хотмыжск, Богатый и Ливенка, которые трудно найти на карте. Все они ныне в Белгородской обл.

 

Развитие
пространственного мышления

(упражнение)

Пусть школьников ваших не смущает то обстоятельство, что координатные линии на рисунке начинают выписывать немыслимые вензеля. Ясно, что компактно расположить на листе гербы городов и местностей без некоторого нарушения строгого картографического подобия нельзя. Где-то на квадрат 100х100 км приходится лишь один герб, где-то — десяток, где-то сотня, то есть от места к месту различается либо плотность населения, либо насыщенность символами, а скорее всего и то и другое. Если мы хотим сохранить везде сомкнутость геральдической ткани (и поясняющих подписей), сплести единое кружево образа, мы вынуждены иногда «двигать» какой-то поселок на полградуса, а то и больше. Стараемся, однако, сохранять общее подобие в размещении.
Раскладка подобных географических «пазлов» — хорошее упражнение для познания территории. Когда ваши школьники чуть повзрослеют, они поймут, что на этом же принципе основаны анаморфозы — картоподобные изображения, где за счет искажения территориальных очертаний выравнивается плотность явления.