Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №45/2003

Люди


Демографический взрыв
и демографическая политика
в Индии*

В.П. МАКСАКОВСКИЙ
академик Российской академии образования

Учет населения в Индии налажен очень хорошо. Первая перепись в этой стране состоялась еще в годы британского владычества — в 1872 г., вторая — в 1881 г., с тех пор и в колониальной, и в независимой Индии они проводятся регулярно, через каждые 10 лет. Всего таких переписей было 14, последняя — в 2001 г. Материалы этих переписей содержат необходимые сведения о динамике населения страны. Если ограничиться только рамками XX — начала XXI в., то их демонстрирует таблица.

Рост населения Индии в 1901—2001 гг.

Год Численность населения,
 млн человек
Прирост (убыль) за 10 лет Cpeднeгoдoвoй прирост, %
млн человек %
1901 238,4 –0,9 –0,39 ...
1911 252,1 13,7 5,75 0,56
1921 251,3 –0,8 –0,31 –0,03
1931 279,0 27,7 11,00 1,04
1941 318,7 39,7 14,22 1,33
1951 361,1 42,4 13,31 1,25
1961 439,2 78,1 21,64 1,96
1971 548,1 108,9 24,80 2,20
1981 683,3 135,2 24,66 2,22
1991 843,4 163,1 23,86 2,14
2001 1027,0 180,6 21,34 1,93

Данные таблицы и несложные расчеты позволяют сделать интересные выводы. Они показывают, что в первой половине XX в. население страны выросло примерно в 1,5 раза. И абсолютный, и относительный рост его за отдельные десятилетия был довольно значительным, но все же не превышал 4,5 млн человек, или 1,5% в год. Более того, в 1911—1921 гг. отмечалась и абсолютная, и относительная убыль населения, явившаяся следствием Первой мировой войны, а также эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине XX в. рост населения значительно ускорился. Индия вступила во вторую фазу демографического перехода, означавшую начало демографического взрыва.
Механизм этого взрыва был таким же, как в других развивающихся странах. С одной стороны, благодаря распространению довольно простых и недорогих средств массовой вакцинации, применению антибиотиков для борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями произошло резкое сокращение показателя смертности: с 27,4‰ в 1951 до 8,9‰ в 2000 г. За этот же период средняя ожидаемая продолжительность жизни для обоих полов выросла с 32 до 62 лет. С другой стороны, показатели рождаемости, хотя и снизились с 43 до 24,8‰, все же остаются еще весьма высокими, примерно соответствующими среднемировому уровню. В результате показатель естественного прироста даже вырос.
Можно добавить, что по отношению к Индии абсолютные цифры впечатляют еще больше, чем относительные. Статистика свидетельствует о том, что в 70—80-е годы ежегодный абсолютный прирост населения в стране достигал 16—17 млн человек. Это означает, что за каждые сутки оно возрастало на 46—47 тыс. человек, а за каждый час — примерно на 1900 человек. В мае 2000 г. здесь торжественно отметили знаменательное событие — рождение миллиардного гражданина Индии; им оказалась девочка, которую назвали Аста, что на языке хинди означает «вера». Таким образом, Индия стала второй после Китая страной в мире, перешагнувшей рубеж в 1 млрд жителей.
Известно, что демографический взрыв тормозит социально-экономическое развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки. Но в Индии его абсолютные масштабы оказались такими, которые сделали подобное торможение особенно ощутимым. Достаточно сказать, что средняя плотность населения страны за вторую половину XX в. возросла со 110 до 308 человек на 1 км2, a это, соответственно, увеличило и так называемую демографическую нагрузку на обрабатываемые земли. Нельзя забывать и о том, что половину населения страны составляют дети и молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю строить 10 тыс. новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 130 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро растущего населения продовольствием.
Тем не менее статистика говорит о том, что пик демографического взрыва Индия уже прошла. Хотя абсолютный прирост населения за десятилетия с 1981 по 1991 и с 1991 по 2001 г. оставался еще на уровне 160—180 млн человек (что сравнимо со всем населением Бразилии!), среднегодовой прирост начал уже постепенно уменьшаться. То же относится и к важному коэффициенту фертильности (показывающему число детей, приходящихся на одну женщину в детородном возрасте), который в 2000 г. составил 3,1, по сравнению с 6,0 в 1950 г. Можно утверждать, что подобные изменения объясняются в известной мере осуществлением государственной демографической политики.
Индия первой из развивающихся стран приступила к осуществлению национальной программы планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Это произошло еще в 1951 г., когда началось выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны. Важно подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление при помощи подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества.
Политика планирования семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающихся преимущественно его координационно-административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распространении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточных средств, сравнительно несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Эта политика не оставалась неизменной. Она постепенно совершенствовалась.
Сначала демографическая политика ставила задачу перехода от традиционной многодетной к двух-трехдетной семье. Она проводилась под лозунгами: «Два или три ребенка — достаточно!», «Повремени заводить второго ребенка, а после третьего остановись!», «Малая семья — счастливая семья!» и т.д. При этом средства контроля за рождаемостью оставались традиционными и заключались либо в стерилизации, либо в предупреждении беременности. Стерилизация, хотя и не была принудительной, но активно поощрялась властями: согласившийся на нее мужчина мог получить денежную премию или... транзисторный радиоприемник. В апреле 1976 г. в стране была принята новая, гораздо более жесткая программа планирования семьи, в которой основная роль отводилась уже принудительной стерилизации мужчин (а численность их в Индии намного больше численности женщин). По выражению тогдашнего премьер-министра Индии Индиры Ганди, «некоторыми привилегиями личности можно пренебречь во имя человеческих прав нации: права на жизнь, права на прогресс». Тогда стерилизации подверглись мужчины, имевшие двух и более детей. В 1978 г. правительство предприняло попытку юридически увеличить возраст вступления в брак. В 50-е годы возраст вступления в брак для мужчин составлял 22 года, а для женщин 15 лет, но уже в 60-е годы он был повышен соответственно до 23 и 17 лет, а в 1978 г. для женщин — до 18 лет.
После того как перепись 1981 г. показала больший прирост населения, чем это ожидалось, активность программ планирования семьи возросла.
В 1986 г. правительством Индии была разработана новая программа сокращения роста населения, которая предусматривала охват различными средствами контрацепции до 60% супружеских пар.
По опыту Китая были созданы 2 млн женских добровольческих бригад, каждая из которых должна была «взять шефство» над 60 супружескими парами. Была установлена более жесткая норма — два ребенка на семью. Соответственно изменились и демографические лозунги: «Имейте лишь двух детей — первого и последнего», «Два ребенка — достаточно!»
В середине 90-х годов в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по народонаселению в Каире (1994) программы планирования семьи в Индии подверглись новым изменениям. Правительство решило отказаться от общенациональных ориентиров и заданий в этой области, итоги таких программ перестали публиковать. Акцент был сделан на укрепление здоровья женщин в репродуктивном возрасте, а также на снижение младенческой и детской смертности. Женщинам было предоставлено право самим решать, какой метод контрацепции выбрать. В конце 90-х годов доля женщин, применявших контрацептивные препараты, превысила уже 40%.
Но в 2000 г. была подготовлена новая Национальная программа демографической политики, основная цель которой заключается в достижении к 2010 г. уровня фертильности, соответствующего простому воспроизводству населения, а к 2045 г. — стабилизации его численности. Главное отличие этой программы от предыдущих состоит в ее акценте на пропаганду улучшения качества жизни в результате сокращения размеров семьи.
Значительно меньшие успехи демографической политики в Индии по сравнению с Китаем в первую очередь объясняются социально-экономическими факторами. Во-первых, крайней нищетой значительной части населения страны, где более 1/3 всех жителей пребывают за чертой бедности. Во-вторых, низким образовательным уровнем населения. Хотя грамотность поднялась с 18% в 1951 до 65% в 2000 г., все же у мужчин и ныне составляет 76%, а у женщин — 54%; на женщин приходится 2/3 всех неграмотных в стране. (Как отмечает Г.В. Сдасюк, штат Керала, имеющий самый высокий в стране уровень грамотности мужчин и женщин (91%), отличается и самыми низкими темпами прироста населения. Добавим, что в штате Керала на одну женщину приходится менее двух детей, тогда как в штате Уттар-Прадеш — пять.)
В-третьих, играют роль некоторые догматы индуизма, с которыми связана тысячелетняя традиция ранних браков, а также разного рода семейных обрядов.
Так уж повелось в Индии, что роль женщины в выборе спутника жизни в большинстве случаев остается ограниченной. Соблюдение религиозных и социальных норм и традиций делает знакомство и помолвку непосредственно между женихом и невестой, как это принято на Западе, весьма трудным, а зачастую и невозможным делом. Подавляющее большинство браков и до сих пор организуется родителями, которые стремятся обеспечить передачу по наследству не только собственности, но и общественного положения, кастовых и религиозных традиций клана. Да обычно и сам молодой человек доверяет своим родителям, считая, что они примут мудрое решение или, по крайней мере, предложат ему на выбор несколько достойных кандидатур. Сам отбор этих кандидатур обычно осуществляется с помощью газет, которые публикуют целые полосы брачных объявлений. Можно добавить, что выбор невесты во многом зависит от размеров приданого, которое могут предложить за нее. Да и сам свадебный обряд — весьма дорогостоящее мероприятие; обычно он длится несколько дней при участии многочисленных родственников и знакомых.
Все это крайне затрудняет проведение государственной демографической политики. Возглавлявшаяся Индирой Ганди партия Индийский национальный конгресс в 1977 г. впервые за всю свою историю проиграла парламентские выборы, причем едва ли не главной причиной этого неожиданного ее поражения стала жесткая демографическая политика, вызвавшая сильное недовольство многих слоев населения.
Трудно предвидеть, насколько результативной окажется новая демографическая политика Индии. Что же касается прогнозов ООН, сделанных в конце 90-х годов, то в соответствии с ними численность населения страны к 2015 г. может составить 1212 млн  человек, к 2025 г. — 1330 млн и к 2050 г. — 1535 млн человек. Если такой прогноз оправдается, то в середине XXI в. Индия по численности жителей обгонит Китай. Но есть и прогнозы, согласно которым к 2050 г. число жителей в Индии может достигнуть 1,7 и даже 1,9 млрд человек!


* Очерк из готовящегося нового издания книги «Географическая картина мира».