Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №46/2003

Предмет


Entre nous*

(Между нами, географами, говоря)

Вы прочитали отрывок из очерка замечательного советского писателя и журналиста М. Кольцова «Всё, как принято». Скажите, если бы вы были самым почетным делегатом описанной конференции, у вас не возникло бы желания потребовать прекратить доклад? На плохой доклад (с плохим содержанием и слабой методикой) нельзя давать много времени (много часов).
А ведь «товарищ Д-ов», «весело раскланявшись с делегатами», своего доклада не закончил. Он с удивительным упорством продолжает его в наших утвержденных программах по географии, в концепциях и стандартах образования. Облик кольцовского докладчика ясно вырисовывается из текстов наших учебников — и федеральных, и региональных (в последних, к сожалению, — едва ли не сильнее). Нужно ли удивляться тому, что «делегаты» подумывают о том, как бы подсократить время бесталанного занудства.
Сегодня сотни учителей географии в России поднялись на защиту нашего предмета, против замышляемого кем-то («о ком, — по определению акад. В.П. Максаковского, — не говорят, о ком нельзя сказать») сокращения часов на преподавание географии. Поднялись справедливо: защищая право детей на приобщение к самой интересной, самой увлекательной отрасли знаний. Защищая географию, мы защищаем наш идеал этого предмета, защищаем ту географию, которая должна быть в школе, которую лучшие учителя действительно (вопреки действующим программам и утвержденным учебникам) дают детям. Но мы не защищаем унылое, не вызывающее ни порывов души, ни интеллектуальных движений так называемое систематическое изложение географических знаний.
Нам нужно защищать наш предмет, но защищать его нужно не только от «внешних посягательств». География требует защиты от компрометации изнутри — компрометации неинтересными программами, интеллектуальной слабостью учебников, старушечьей методикой. Нам пора подумать о новых парадигмах географии. Пора по-человечески, по-родительски, по-граждански, без наукообразных мудрствований и без методической фальши, проговорить для себя цели обучения детей географии и сообразно этим целям перестроить содержание и систему преподавания. Нам пора, наконец, сменить людей, которые долгие годы формировали такую школьную географию, которую если никто раньше не брался сокращать, то только в силу инертности мышления и лености.
Проще говоря, получив известный негативный импульс, мы должны подумать не только о некой внешней злой силе, но и всерьез задуматься над тем, не наши ли собственные действия этот импульс вызвали, задуматься над нашей собственной мерой ответственности.
Если мы этого не сделаем, ничто и никто уже наш предмет в школе не защитит. И брать нас можно будет голыми руками, как Михаил Кольцов — своего высмеянного героя.


* Между нами (франц.).