Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №3/2004

Хроника


Научно-практическая конференция
«Три века географического образования в России»
3—5 ноября 2003 г. Санкт-Петербург

Школьная география
в Финляндии

Ристо ХАМАРИ

История географического образования

Как самостоятельная школьная дисциплина география в Финляндии имеет более чем столетнюю историю. Географические же темы в различных предметах имеют более долгую историю в школьном образовании — начиная со Средневековья. Например, одним из предметов монастырских школ была «Наука о глобусе», или «Наука о Земле».
В Положении 1724 г. этому предмету уделено особое внимание. Требовалось, чтобы каждый гимназист имел глобус, атлас и различные карты. В те годы школы начали самостоятельно заниматься собиранием минералов, горных пород и других предметов природы. Вскоре в результате активной работы учащихся и учителей в некоторых школах появились прекрасные коллекции. Большинство теоретических аспектов на уроках было связано с математикой, а некоторые — с физикой.
В конце XVIII в. нашло свое отражение в географии национальное направление. Огромное влияние на это оказал профессор Х.Г. Портан. Он настаивал на хорошем знании своей страны как основе развития, для чего посещал различные области Финляндии. Первая книга по географии Финляндии была выпущена в 1795 г. в Швеции. Благодаря мыслям Портана география была соединена с историей и социальными предметами. Положение 1800 г. признало географию обязательной для всех школ, но так как она была интегрирована с историей, то предмет лишь описывал древние и средневековые королевства, практически не давая знаний о природе своей страны и ближайшего зарубежья. Закономерно росла критика предмета.

Открытие конференции.Большой зал Русского географического общества. В первом ряду в центре Ристо Хамари (Финляндия), во втором — учителя из Омска

Открытие конференции.
Большой зал Русского географического общества.
В первом ряду в центре Ристо Хамари (Финляндия),
во втором — учителя из Омска

Во второй половине XIX в. география завоевала большее признание, и как результат возникло Географическое общество Финляндии (1888 г.). Первый доцент кафедры географии Рагнар Хульт начал работать в университете г. Хельсинки в 1890 г.
В начале XX в. география была отнесена к естественному циклу (вместе с ботаникой и зоологией), эта ситуация сохраняется и поныне. Вскоре география получила достойное место среди школьных предметов на всех ступенях образования. После получения независимости в 1917 г. появилась необходимость дать всем гражданам свежую картину родной страны и сопредельных государств. Как предмет география включила в себя физическую географию, географию культуры, краеведение и географию зарубежных стран. Важность географии была окончательно признана в 1920 г., когда она получила место в Едином государственном экзамене при окончании старшей школы.

География в школах сегодня

География в Финляндии занимает достойное место среди прочих дисциплин. Ее изучение начинается уже в начальной школе, продолжается в средней и заканчивается в старшем, выпускном классе общеобразовательной школы.
До 1970 г. действовала старая система образования, которая включала в себя четырехлетнюю начальную школу с классным учителем и восьмилетнюю общеобразовательную школу с отдельными дисциплинами, где учителя начинали работать с 11-летними детьми. После большой школьной реформы была изменена вся система образования. Начальная школа стала шестилетней, и там продолжает работать классный учитель. Только после этого 13—14-летние учащиеся переходят в среднюю школу, а еще через три года обучения — или в гимназию, или в специальную школу. Учителя географии преподают и в средней школе, и в гимназии.
Сегодня работа в средней школе регламентирована Национальной базовой программой. География изучается восемь с половиной лет из девяти, которые учащиеся находятся в школе. Каждый курс имеет один час в неделю. В трехлетней гимназии существуют два обязательных курса и один дополнительный. Наличие дополнительных курсов означает, что у учащихся, которые выбрали три курса географии, больше часов этого предмета. Гимназическая программа по географии состоит из физической географии, социальной географии и специального дополнительного курса.

Будущее географического образования

К концу 2003 г. основные реформы школьного образования в Финляндии завершены. Вопрос о предметах каждой дисциплины был досконально проработан. Были созданы экспертные группы, работавшие по каждой дисциплине и каждому уровню школьного образования. Это были крупнейшие изменения школьной системы после 1970 г.
После жарких споров в образовательную программу был включен новый предмет — учение о здоровье. Закрепились две другие дисциплины — философия и компьютерное образование. География от этой реформы ничего не выиграла. На нее отводится такое же количество часов, как и ранее. В Национальной базовой программе нашли отражение лишь некоторые новые аспекты предмета. После дискуссии некоторые вопросы особой важности остались без ответа, для их решения требуется больше времени. Одним из вопросов была важность городской географии, так как большинство людей живет в городах. По данному аспекту существует много географических исследований. Другим важным вопросом являлось место геоинформатики в школьной программе. В финском обществе геоинформатика уже широко используется и считается очень важной для будущего. Но в школе с ней знакомятся, только если учитель активен и достаточно образован, чтобы преподавать этот предмет.
Так называемая количественная революция происходила в географии примерно 50 лет назад.
До школы она дошла в 70-х годах. Были скорректированы базовые программы, и в учебниках по географии отразилась основа системной теории. В географии как академической науке был сделан упор на статистику. Но для географического образования количественная революция практически ничего не дала.
Географические информационные системы (ГИС) — современный многопредметный путь анализа пространственной информации с помощью компьютеров, спутниковых данных и других источников и ресурсов. Уже сейчас ГИС — одно из больших достижений в географии и результат вдохновенной работы географов, которые стремятся быть в авангарде развивающейся науки. В новой финской учебной программе ГИС стоят отдельным блоком в одном из географических курсов, и многие учителя школы готовы вести данный курс.
На планете в целом и в каждой стране в отдельности есть места, в которых жить опасно. Особенно много таких мест в больших городах. Отсюда новое научное направление — география опасности, которое изучает эти места и наше отношение к ним. Курсы этого нового направления достаточно популярны в университетах и привносятся в школу.
Географию как предмет учащиеся любят. Она все время развивается, находит новые задачи в обществе. Таким образом, учителя географии могут гордиться своим жизненным направлением.

Перевод
А.Г. БУЙЧИКА