Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №3/2004

Я иду на урок


ЗАЧЕМ

я иду на урок географии

 

 

Развитие интереса
к профессии у учащихся

Ю.А. ЧУРЛЯЕВ
учитель географии
г. Воронеж

Статья опубликована при поддержке Центра профориентации Эльмиры Давыдовой "ПрофГид". Вряд ли кто-нибудь сегодня станет оспаривать важность и необходимость профориентации в школе. Ведь любой родитель мечтает о том, чтобы его ребенок в будущем состоялся в профессии, чтобы дело всей его жизни приносило ему не только стабильный доход, но и моральное удовлетворение. Поэтому начинать готовить его к правильному выбору нужно не в последний момент, когда отзвенит последний школьный звонок, а как можно раньше. В Центре профориентации "ПрофГид" под руководством Эльмиры Давыдовой уже много лет не только успешно проводят профориентацию школьников от 12 до 18 лет, но и выявляют способности младших школьников — от 7 до 12 лет. Получить полную информацию о работе Центра и его специалистах, узнать о реализуемых здесь программах и записаться на консультацию можно на сайте profguide.ru.

Рассказывая о том, зачем я иду на урок географии, я бы мог сказать о любви к своему предмету, о тех чувствах, которые я испытываю к географии, о воодушевлении и вдохновении, с которыми я вхожу ежедневно в класс, видя горящие, радостные, счастливые глаза детей. Я бы мог рассказать о моем становлении как учителя географии, которое начиналось еще в школе, когда я, ученик 8-го класса, увлекся походами и путешествиями, пройдя полстраны с рюкзаком, и эти увлечения, знания и опыт передаю сейчас своим ученикам. О городском конкурсе «Учитель года — 2003», в котором я стал победителем. Об интересных уроках-походах, которые мы поводим с учениками. О своих выпускниках, которые работают в различных сферах хозяйства, о том, как им помогают географические знания.
Но сейчас время сказать о другом. Все более актуальной становится проблема профориентационного информирования, консультирования, подбора, профессионального становления и адаптации как комплексного процесса, направленного на подготовку подрастающего поколения к трудовой деятельности.
К 14—16 годам у многих учащихся еще не складывается ориентация на сферу будущей деятельности. (Вспомните себя. Кем вы хотели быть в 16 лет? Куда хотели пойти учиться?) В связи с этим существенно возрастает значимость географического образования, которое формирует интерес к профессии. Никакой предмет не сравнится с географией по охвату жизненных сфер.
География является важнейшим компонентом любой профессии и специальности. Ее важнейший аспект — формирование мировоззрения, логики научного мышления, интеллектуального и профессионального кругозора как ведущих положений в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста. У учащихся складывается целостное представление о природе, человеке, обществе и мире профессий в современных условиях.
Важно и то, что географические знания о ведущих сферах народного хозяйства, основных видах труда и массовых профессиях позволяют учащимся правильно сопоставить свой выбор профессии с потребностями экономического региона в кадрах.
Если проанализировать содержание курса географии — географические факты, понятия, определения, а также умения и навыки, приобретенные в результате изучения курса, то можно сделать вывод, что в большинстве эти факты и навыки необходимы почти в любой профессии, в которой приходится учитывать природную и социально-экономическую сторону дела, вопросы взаимодействия природы и общества. Все это подчеркивает профессиональную направленность основного содержания курса географии, что составляет важную основу для развития и стабилизации интереса учащихся к профессии.
Развитие интереса к профессии обеспечивается не только основным содержанием географического курса, но и большим числом практических работ, где учащиеся получают навыки, необходимые многим профессионалам. Содержание курса нужно рассматривать в качестве носителя информации о видах труда и профессиях. Все это подчеркивает профориентационную направленность курса географии и составляет важную основу для развития и стабилизации интереса учащихся к профессии.
Актуальность данной проблемы представляется, прежде всего, задачами, поставленными государством по переходу на старшие ступени общего образования к профильному обучению и введению предпрофильного обучения, появлением в последнее время новых способов накопления и переработки информации, большого числа новых профессий и специальностей.
География не может претендовать на профильное обучение в таком объеме, как некоторые другие предметы, но предпрофильное обучение — это прерогатива географии.
Отсюда вытекает и главная цель обучения географии: сформировать в сознании учащегося объективную научную картину родного края, своей страны и всего мира и одновременно воспитать его как личность, готовую к активной профессиональной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях.
В связи с этим мне видятся следующие задачи географического образования:
— рассмотрение географии как методологической основы развития интереса учащихся к профессии в учебном процессе школы; раскрытие законов природы;
— приближение содержания географии к особенностям различных профессий;
— развитие умения облекать географию в жизненные формы;
— сближение географических методов с методами, применяемыми на практике;
— реализация связи географии с другими науками, смежными предметами;
— ознакомление учащихся с профессиональной деятельностью человека через содержание предмета, практические работы, упражнения;
— привлечение примеров из области точных наук, профессиональной практики человека.
Пример урока, который способствует развитию интереса к профессии, был опубликован в газете «География» №35/2003. Здесь я хочу привести примеры других тем уроков, знакомящих учащихся с миром профессий:
«План и карта» — в процессе изучения происходит знакомство с профессиями чертежника, художника, фотографа.
«Ориентирование» — при изучении данной темы показывается, каким категориям профессий необходимо ориентироваться на местности: шофер, экскурсовод, путешественник.
«Масштаб» — изучение данной темы находит применение у таких профессий, как строитель, слесарь-инструментальщик, архитектор.
«Определение координат» — пригодится летчику, капитану дальнего плаванья, спасателю.
«Построение графиков, диаграмм» — учащиеся знакомятся с профессиями инженер, аналитик, климатолог, экономист.
«Гидросфера» — учащиеся получают знания о профессии рыбака, моряка, подводника, океанолога, бурильщика.
Знание темы «Климат» нужно врачу, комбайнеру, животноводу, агроному, механизатору.
Применяя географическое мышление при изучении природы, мы прослеживаем всю взаимосвязь природной среды, абстрагируясь, делаем общие выводы по отдельным объектам. География в идеале должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы, то есть выполнять прикладные задачи.
Темы, которые изучаются в курсе географии, направлены на развитие интереса к профессии, то есть это предпрофильная ориентация.
Географическое мышление — комплексное. Для каждого профессионала необходимы хотя бы элементы географического мышления. Оно не замыкается в рамках одного элемента или отрасли, а рассматривает весь комплекс проблем.