Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2004

Опыт


ЗАЧЕМ

я иду на урок географии

День без географии

С.В. ЛЫСЫХ
учитель географии Классической гимназии, аспирант
географического факультета Московского педагогического
государственного университета, г. Москва

С интересом прочитал о конкурсе и решил, как и другие, попытать счастья. Методические идеи нередко заменяются различными развлекательными занятиями: викторинами, КВН и прочим. Такая развлекательность, когда ее становится слишком много, не привлекает к предмету, а, наоборот, от него отталкивает, как от несерьезного.
Почему география зачастую не в фаворе и у руководства, и у учеников? Мне кажется, что несерьезное отношение к любимому нами предмету складывается под влиянием непонимания того, что вообще изучает география. Если остановить прохожего на улице и спросить, чем занимается география, зачем она нужна, то вряд ли удастся услышать вразумительный ответ. Для чего нужна математика, история, музыка — вам ответят, а вот насчет географии — не уверен. А ведь география с практической точки зрения намного важнее и музыки, и истории и по своей значимости сравнима с математикой и языками!
Лучшим способом повысить интерес к нашему предмету будет упор на его практическую нужность. Народная мудрость гласит: что имеем — не храним, потерявши — плачем; глубоко прочувствовать и осознать значимость чего-либо можно только тогда, когда этого нет. Для того чтобы дети это сами поняли, и не только поняли, а прочувствовали всем своим нутром, предлагаю провести «день без географии» — на один день отказаться от использования всех географических знаний (понятий, терминов и умений), запретить их. Вместе со школьниками будет полезно пофантазировать, что изменится в жизни современного общества, если не будет науки географии и людей, ею владеющих.
Что же получилось у меня и моих школьников? «Без географии мы ...»
1. День начинается с того, что звенит будильник и мы просыпаемся. Но во сколько просыпаемся — вопрос. Без географии само время (местное время) есть, а вот часовых поясов (поясного времени) нет, то есть неизвестно, который час в данном месте. Также неизвестно, в котором часу начинаются и заканчиваются уроки. О декретном и местном времени, о линии перемены дат без географии даже и мечтать не приходится.
2. Просыпаемся мы дома, то есть в каком-либо здании. Здание без учета географии не построишь — не учтя количество зимних осадков нельзя построить дом: крыша может не выдержать массы снега и обрушиться. Не учтя вероятные стихийные бедствия (например, землетрясения) — тоже. Без географии, без изысканий и знания геоподосновы вести проектирование и строительство вообще невозможно. Не учтя крутизну склона, нельзя построить дорогу и въехать на косогор так, чтобы мотор автомобиля не заглох.
3. Когда человек проснулся и умылся, у него возникает желание поесть. Без географии мы, скорее всего, останемся голодными. Без географии не было бы эпохи Великих географических открытий. А без Великих географических открытий не было бы на наших столах ни чая, ни кофе, ни какао! Ни ванили, ни манго, ни каких-то других экзотических заморских даров. И картошки тоже бы не было никогда. Одна брюква!
4. Позавтракав, собираемся и выходим на улицу. Но перед выходом надо одеться по погоде. Без географии не было бы прогноза погоды. Трудно было бы решить, брать с собой зонтик или нет. Невозможно было бы узнать об опасных метеорологических явлениях: гололеде, наводнениях, уpaганах. Только понимание того, что крупнейшие российские реки текут с юга, где уже весна (и ледоход), на север, где еще зима (и реки скованы льдом), позволяет предсказать и предотвратить природные катаклизмы, подобные наводнению на Лене трехлетней давности.
А если нужно не просто пройти пару кварталов, а поехать куда-нибудь подальше? На экскурсию, в командировку, в отпуск. Без географии нельзя понять, что в Южную Европу лучше ехать летом, а Южную Азию — зимой, что в ноябре в Стокгольме вам очень пригодится меховая шапка, а в том же ноябре в Риме — футболка. География — это, в числе прочего, и то, где вообще в мире есть пляжи и какой берег Адриатического моря чище — в Хорватии или в Италии.
5. Одевшись по погоде, мы выходим из дома и держим путь в школу. Без географии мы просто-напросто заблудились бы и не смогли найти дорогу. Как не заблудиться и в лесу, и в городе, уметь выбрать наиболее короткий, быстрый, удобный путь и т.д. — это ведь география! Из дома в школу и из школы домой если и удалось бы добраться (что маловероятно), то с огромным трудом! Нет улиц, проспектов, переулков. Автобусных маршрутов нет, схемы метрополитена тоже.
Более того, нет географии — нет сторон горизонта, и все названия, их использующие, сразу теряют смысл. Например, абсолютно бессодержательными станут названия административных округов Москвы: вы в каком округе живете — в Западном? в Северо-Восточном? Без географии их нет!
6. Проблема перемещения некоторым покажется не слишком страшной. Найдется какой-нибудь Фома, который скажет: «Подумаешь, сидели бы дома и не выходили бы никуда». Но география нужна не только на улице, а и внутри зданий тоже! План расположения классов отсутствует, и куда идти, непонятно; плана нет не только бумажного, но и ментального умозрительного плана тоже нет, совсем! А что будет, если мы останемся без плана эвакуации при пожаре? В этом случае знание географии — это не условие какого-то там мнимого комфорта, это уже условие выживaния.
7. Если бы не было географии, то учеба остановилась бы. Были бы сорваны не только уроки геoграфии, но и многие другие уроки. На уроках нет карт! Не только на географии. Карт нет на уроках истории, биологии, астрономии. Ни вам крестовых походов, ни очагов культурных растений, ни небесных созвездий ...
Можно с ребятами обсудить, что без географии мы бы остались без паспортов и проездных билетов. Без географии — нет ни границ стран, ни самих стран; вообще непонятно, где и что есть. Как можно быть гражданином какой-либо страны, если без географии нет государств? А на проездных билетах написано, что они недействительны на загородных маршрутах? А как это определить без границ города?
Без гeoграфии застопорились бы не только учебные занятия, остановилась бы и работа. Без опоры на географию, вероятно, перестали бы существовать многие науки. Все фирмы понесли бы огромный ущерб, это коснулось бы и сельского хозяйства и промышленности, и транспорта, и сферы услуг. Вымерзшие посевы или виноградники, неустойки авиакомпаний за задержку и отмену рейсов выльются в астрономические суммы убытков. Плохое понимание расстояний и транспортных затрат приведет к неконкурентоспособности и невостребованности производимой вами продукции.
8. После школы или работы мы заходим в магазин, чтобы совершить покупки. Не зная отрасли специализации отдельных районов и стран, трудно разобраться, какой товар лучше, и не ошибиться в выборе. Также знание специализации поможет в выборе между отечественной и импортной продукцией. Надо разбираться, что сливочное масло лучше покупать вологодское, а плеер — японский, а не наоборот.
9. Вечером, усердно потрудившись, мы настроены на отдых и развлечения. Без географии нет географических координат (географической широты и долготы), на которых основаны все системы навигации (например, GPS). Нет систем навигации — значит, нет спутников, а значит нет ни спутникового телевидения, ни мобильных телефонов. Все ли школьники знают, что без географии их «любимые игрушки» — мобильники перестанут работать? Без знания специфики жизни в каждой конкретной стране понять зарубежные литературные произведения и кинофильмы бывает весьма непросто. География знакомит нас с такими словами, как, например, фазенда или амиго. Если заглянуть в прошлое, то жители Европы до сих пор не знали бы о существовании Америки (и наоборот)! Это имело бы массу последствий, которые кардинально изменили бы нашу сегодняшнюю жизнь*.
После проведения в моей школе «дня без географии» я попросил учащихся написать мини-сочинение на тему «Зачем география нужна мне сейчас и в будущем». Обобщенные результаты этого сочинения свидетельствуют о том, что дети действительно поняли, что география им очень нужна. Мнение шестиклассников особенно показательно, потому что именно в шестом классе начинается изучение географии и закладывается фундамент знаний на последующие годы.
Каждый должен отдавать себе отчет, что география — это наука, изучающая любые предметы, процессы и явления в их пространственном различии от места к месту. Она важна для всех возрастов и всех профессий. И пусть порой мы ее не замечаем, как не замечаем воздух, но без географии все мы будем чувствовать себя еще дискомфортнее, чем ночью в незнакомом лесу! Нет ничего страшнее, чем заблудиться, сбиться с пути. И после этого слегка кошмарного «безгеографического» дня, думаю, каждый ученик действительно поймет девиз, написанный на обложке Вашей газеты: воистину «БЕЗ ГЕОГРАФИИ МЫ НИГДЕ», а быть нигде  — это очень страшно.
Вот какие свойства географии отметили шестиклассники (в скобках — процент указавших их):

География
— развивает воображение, дает
темы для разговоров, помогает лучше понять книги и фильмы (15);
— помогает лучше организовать командировки и турпоездки за границу (25);
— помогает сохранить здоровье,
в том числе одеться по погоде (30);
— помогает сделать жизнь комфортной (разбираться в автомобилях
и экзотической пище) (30);
— дает радость познания нового и таинственного (30);
— помогает расширить кругозор, эрудицию и стать культурным человеком (35);
— помогает в освоении других школьных предметов (35);
— помогает сохранить окружающую среду экологически безопасной для человека (40);
— поможет преуспеть в будущей профессии (60);
— помогает найти кратчайший путь, не заблудиться в лесу, ориентироваться на местности (70).


* А послушайте выпуск радио- или телевизионных новостей. Что вы из них поймете, не зная, что Чукотка — это у нас, а Калифорния — в Америке? — Прим. ред.