Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2004

Образная карта России. Обский Север


3. ЧУМ

Какого образа жизни требует здесь природа от человека

Второй аналитический срез и рефлексия
Традиционное жилище.
Распределение солнечной энергии
по поверхности Земли. Производство биомассы. Кочевой образ жизни

Коренные народы представлены на образной карте не только орнаментами, мифологическими персонажами и расшифровками национальных топонимов. На гербах Надыма, Муравленко, Радужного, Нижневартовского района, Ханты-Мансийска, Ханты-Мансийского района, Урая школьники без труда или с трудом найдут реалистические или очень стилизованные, зашифрованные изображения чумов — традиционного жилища ненцев и многих ханты и манси. Маленькие чумы орнаментом прорисованы и на шее красавца-оленя Ямальского района. И даже на чисто индустриальных гербах Ноябрьска, Югорска и Нефтеюганска художники, впитавшие в себя образ чума, привычно выстраивают треугольники, складывая в «чумовую» композицию трубы и конструкции буровой вышки.
Почему в традиционной жизни люди здесь жили в чумах, почему часто предпочитали их капитальным постройкам (и ладно бы только в тундре, где не из чего строить, но и в тайге; посмотрите на образную карту — вон сколько лесу)? Задайте этот вопрос школьникам: все необходимое для ответа на него они уже получили из нет-анализа в разделе 1.
Подведите детей к пониманию простой, но основополагающей для географии мысли: в традиционном хозяйстве, когда семья сама заботится о своем пропитании, постоянный дом можно строить только тогда, когда участок свободной земли в радиусе разумной досягаемости может вас достаточно и постоянно кормить. Для этого нужно выполнение непременного условия: поверхность вашего участка должна за год получать от Солнца калорий или джоулей намного больше, чем вы растрачиваете за годичный цикл своей жизнедеятельности. Хорошо, если Солнце знай себе висит в зените и от души греет вашу землю. Там и сельскохозяйственные культуры можно сажать в три яруса, и собирать по два-три урожая в год, и наблюдать фантасмагорическое биологическое разнообразие, когда один вид буквально сидит на голове у другого (была бы вода). Но Средняя и Нижняя Обь — не Коста-Рика с ее рекордной плотностью видов на каждые 100 м2, не благословенная Дамасская Гута (оазис, где овощи, злаки и плодовые деревья растут один над другим и плодоносят, плодоносят). Здесь низкое северное солнце, подолгу висящее прилипшим к горизонту большим шаром.

Это была ни белая ночь, ни темный день; небо казалось не голубым, не синим, а каким-то белесоватым, и только в одном месте на горизонте оно окрасилось красно-багровым пятном. Там, на этом месте, зашло солнце. Но вот не прошло часу — мучительного, мертвящего часу; не успело красно-багровое пятно померкнуть и потускнеть, как снова посеребрился около него бледно-желтоватый небосклон, проглянул солнечный луч и утренний ветерок, прошуршав по камышам, нарушил легкий сон болотной птицы, пронеслась вдали по Оби громкая песня лебедя, закричали где-то на болоте гуси...

(Н. Александров. Пустыни Севера
и их кочующие обитатели)

На образной карте — с десяток таких солнц. Помните, Кольское Заполярье «хвастается» северным сиянием? Обское Приполярье — низким солнцем. На заполярном Гыдане (Тазовский район) солнечный диск чуть выше силуэта полутораметрового оленя, забравшегося на слабенький холмик. В Надымском районе солнце на лесотундровом горизонте висит на уровне трех-четырехметрового чума. В Ноябрьске и Нижневартовском районе солнце уже выше нефтяной вышки и ели. Ниже широты — выше солнце. В Нефтеюганском районе у геральдического светила уже хватает прыти подняться не только над нефтяной вышкой, но и над таежным горизонтом, заслоненным многочисленными кулисами лесных гряд. Но нижнего края солнечного диска мы и здесь не видим, как не видим его и в Ханты-Мансийске, Ханты-Мансийском районе и Урае (здесь перья птицы-оберега одновременно символизируют и солнечные лучи, выходящие из-за елки). Лишь на гербе Октябрьского района — полноценный диск, но солнце ли это, остается только гадать: описание герба обходит этот вопрос. И в конце концов, должно же солнце хоть на одном гербе взойти: ведь оно же на самом деле всходит и летом стоит довольно высоко. Просто для образа территории характерно, портретно, знаково солнце низкое.
Мало солнечной энергии, далеко, да еще и за Уралом от теплой Атлантики, за горным барьером от разогретого Индийского бульона. Много ли биомассы может дать в год каждый квадратный километр этой обделенной энергетическими потоками земли? Долго ли может кормиться за счет этой биомассы угорская или самодийская семья, сидя на одном месте? В этих вопросах, которые вам предстоит поэтапно задавать детям, собственно, заключен принципиальный ответ на вопрос о происхождении мобильного жилища — чума.


ОТ ПОДПИСКИ НА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ ОТКАЗАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ

Большим почитанием пользовалась лягушка, которую называли «между кочек живущая женщина». Ей приписывали способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды и даже играть заметную роль при выборе брачного партнера. По рассказам васюганских хантов, молодой мужчина якобы мог «присушить» понравившуюся ему женщину, пришив косточку лягушки к рукаву своей одежды и при первом удобном случае как бы нечаянно прикоснувшись к женщине.

(В. Куломзин, Н. Лукина)

Дорогие читательницы, в этот номер зашита привораживающая лягушкина косточка с Западно-Сибирской равнины. Взяв однажды газету в руки, вы останетесь нашей постоянной подписчицей.

Ноябрьск. Зима. Сколько километров до полярного круга? — Попросите своих учеников провести измерение по карте и предположить, в какое время суток мог быть сделан этот снимок

Ноябрьск. Зима. Сколько километров до полярного круга? — Попросите своих учеников провести измерение по карте и предположить, в какое время суток мог быть сделан этот снимок

www.nojabrsk.com