Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №13/2004

Я иду на урок


ЗАЧЕМ

я иду на урок географии

Конкурсные работы

Учитель лечит от бездуховности, безнравственности и невежества

С.А. СУХИНИН
учитель географии гимназии № 2 им. А.С. Пушкина
г. Бендеры, Молдавия

Как нас учили на занятиях по методике преподавания географии в студенческие годы, любой урок должен иметь цели трех типов — образовательную, воспитательную и развивающую. Их можно выделить и для предмеъта в целом. Попытаемся разобраться, в чем же они заключаются для школьной географии сегодня.
Обучение предмету прежде всего преследует цель передачи знаний, ознакомления школьников с новыми для них фактами, теоретическими основами науки, взглядами различных ученых. Поэтому образовательная цель обучения географии заключается в познании Земли, земной поверхности, тех объектов, которые на ней находятся, и происходящих явлений. С этой точки зрения учителя можно сравнить с Прометеем, который несет огонь знаний в сердца, стремится показать суть рассматриваемых явлений, вскрыть недосягаемые до этого времени тайны природы и общества.
Образовательная цель превалирует при изучении предмета, но, обучая, мы еще и воспитываем. Часто на своих уроках мы стремимся лишь дать как можно больше новых знаний, забывая о том, что знания должны оказывать воздействие на сознание человека, доходить до глубины его души, а затем претворяться в новые идеи, поступки, мысли. Воспитательная цель изучения географии состоит в формировании личностных качеств школьников. Наиболее важными компонентами воспитания на уроках географии в современных условиях могут быть экологическая, экономическая и гражданская его составляющие.
Изучая объекты природы и общества, мы подчеркиваем их хрупкость перед воздействием человека и его производственной деятельностью, формируем потребность задуматься о необходимости бережного отношения к ним и недопустимости их исчезновения с поверхности нашей планеты. Характеризуя отрасли хозяйства, рассматривая их развитие в отдельных государствах, мы заостряем внимание ребят на рациональности их размещения в тех или иных условиях местности, формируя тем самым экономическое сознание будущего поколения своей страны. Не уделяя этому внимания, мы получим бездумных руководителей и исполнителей диких по своей неразумности и бесхозяйственности проектов — поворота рек вспять, строительства каналов в пустыне или предприятий за тысячи километров от источников сырья. Знакомя школьников с различными народами, их религией, бытом, традициями, национальными праздниками, ремеслами, искусством, учитель географии обязательно должен подчеркнуть их равноправие между собой, объяснить, что этнические различия не влияют на мыслительные способности, ведь есть неучи точно так же, как и есть академики среди людей различных национальностей и цвета кожи. Поэтому формирование толерантности по отношению к представителям других рас, религий, народов, культур на сегодняшний день можно расценивать как одну из важнейших воспитательных задач курса географии, тем более в условиях такого многонационального государства, как Россия. Уяснение учащимися этого принципа, возможно, оградит нас от конфликтов и столкновений на межнациональной почве, в которой зерна зла, как правило, прорастают быстрее, чем добра.
Развивающая цель обучения географии состоит в том, чтобы показать учащимся непосредственное использование полученных ими знаний в различных жизненных ситуациях, стимулировать их интерес к познанию природы и общества. Развивающий потенциал школьной географии заключается в том, что школьники овладевают непосредственно на уроках в ходе изучения предмета многими умениями. К ним можно отнести умение ориентироваться на местности, вести наблюдения за природой, знать и читать географическую карту, понимать особенности рельефа и климата, их влияния на жизнедеятельность человека, правильно вести себя в случае стихийных бедствий, оперировать статистическими данными и на их основе давать анализ количественных характеристик и пропорций, предвидеть возможные пути развития географических объектов в будущем.
Работу учителя можно сравнить с работой врача. Если медик лечит от физической немощи, то учитель — от бездуховности, безнравственности и невежества. Поэтому я иду на свой урок географии, чтобы излечить учащихся от безграмотности и географического нигилизма, чтобы привить им знания, открывающие глаза на сложный, многообразный и противоречивый современный мир.