Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №16/2004

Я иду на урок


ЗАЧЕМ

я иду на урок географии

Конкурсные работы

Материалы «Географии»
на уроках

Г.С. ДЮСАМАЛИЕВА
методист естественно-математических дисциплин
ИПКРО Республики Татарстан

В формировании научного мировоззрения, углублении и расширении знаний, подготовке учащихся к самообразованию неоценима роль еженедельника «География».
Используя «Типологию регионов России по остроте социальных проблем» (№ 33/98), следует внести корректировку в оценку экономико-географического положения Республики Татарстан, учитывая при этом, что соседи республики, за исключением Ульяновской области, по остроте социальных проблем — остро- и среднепроблемные.
Данные по экспорту и импорту в статье «Россия в международном географическом разделении труда» (№ 48/98) могут быть использованы на уроках обобщающего повторения в режиме аргумент—контраргумент, тезис—антитезис. И на то есть методологические и методические основания:
1) ожидать значительного структурного изменения в экспорте и импорте страны в ближайшие десятилетия, очевидно, не стоит;
2) полученные знания могут быть использованы в защиту (за) и как опровержение (против) целесообразности сложившихся статей внешней торговли;
3) работа в режиме «за» и «против», кроме тех преимуществ, которые дает диалоговое обучение (умение ставить вопросы и контрвопросы, аргументировать собственную позицию, слушать другого), позволяет также проследить преемственность географических знаний.
Статья С.В. Рогачева «Пространственные инверсии» (№ 27/99) мною была положена в основу квалификационных испытаний:
«Используя контурную карту и ваш жизненный опыт, проанализируйте ситуацию пространственной инверсии, экстраполируя ее на территорию Татарстана».
Правда, после 17 октября 2002 г., когда завершилось строительство 14-километрового моста через низовья Камы Сорочьи Горы—Мурзиха, задание морально устарело; но появилась возможность перенести ранее полученные знания в новую ситуацию; примеры же других пространственных инверсий сохранились.
Статья М.М. Пахомова из г. Кирова «Железнодорожный детектив, или О пользе палинологии и ареалогии растений» (№ 30/99) уложилась в небольшую задачу: «В поезде Москва—Душанбе похищены меха, автогеном вскрыта крыша поезда. На месте преступления найдены 4 г глины с отпечатком протектора “Душанбе-обувь”. При рассмотрении глины под микроскопом найдены пыльца полыни, березы, хвоща и плауна. В результате было не только определено место преступления, но и найдены преступники». Постепенно исключая из рассмотрения всё новые территории, мы в конце концов приходим к решению задачи. Задача хороша своей комплексностью, рассчитана на общелогические и специальные географические, биологические знания.
Разработанный мною спецкурс «Рефлексивно-аналитическая деятельность учителя географии», в основу которого легли мои методические наблюдения с 1991 г., нашел подтверждение в статье О.В. Крыловой «Актуальные проблемы методики преподавания географии, или Заметки о методической мифологии» (№ 33/2000).
Серия публикаций о менталитете разных народов, начатая В.М. Волынкиной (№ 4/2003) и продолженная Ю.О. Сердюком (№ 8, 10, 24/2003) интересна, изложение неформальное.
Благодарна за встречи на страницах газеты с Эрнестом Львовичем Файбусовичем, ученицей которого я была 26 лет назад.
По вопросу прений наших корифеев благодарна и В.П. Максаковскому, и С.В. Рогачеву, поскольку признаю достойный вклад обоих в поиск выхода из рамок традиционного нормативного обучения, в обогащение опыта творческой деятельности учителей. Предлагаю объединиться в условиях устойчивого вымывания географии из учебного плана российских школ.