Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №16/2004

Учебное пособие


Новый атлас для 6-го класса

Атлас. География. 6-й класс. — М.: ООО Издательский дом «Новый учебник», 2004
Атлас. География. 6-й класс.
— М.: ООО Издательский дом
«Новый учебник», 2004

Невозможно представить себе, чтобы уроки географии в одном классе велись по разным учебникам, а вот ситуация, когда у учеников разные атласы, достаточно типична. Это в значительной степени свидетельствует о недооценке роли учебного атласа в обучении. В практике преподавания географии атлас традиционно рассматривается лишь как дополнение к учебнику, как пособие, играющее в учебном процессе лишь вспомогательную роль, и используется учащимися в отдельных случаях, например при выполнении практических работ.
В новом атласе на традиционной карте полушарий (масштаб 1 : 90 000 000) указано большее, чем в прежних атласах, количество горных стран, вулканов, рек, городов, антарктических научных станций и других объектов. Увеличение числа топонимов позволяет расширить сферу применения карты полушарий, увеличить число учебных задач, которые можно предложить учащимся для формирования картографических умений (например, по определению географического положения объектов, в том числе определению их географических координат, и, наоборот, по определению объектов по заданным координатам). Физическая карта полушарий дополнена справочными сведениями о выдающихся природных объектах Земли — самых больших по площади морях, островах, озерах, самых протяженных горных системах и самых высоких вершинах и т. д.
Впервые включена физическая карта мира в поликонической проекции ЦНИИГАиКа (масштаб 1 : 75 000 000), что продиктовано несколькими причинами. Учащиеся работают с картой полушарий на протяжение четырех или даже пяти предыдущих лет обучения (3 или 4 года в начальной школе и еще один год в 5-м классе). В 6-м классе учащиеся начинают изучать географию, которая существенно отличается своими образовательными задачами и содержанием от предшествующих школьных предметов естественного профиля, но физическая карта полушарий по-прежнему остается основной учебной картой еще на один школьный год. На наш взгляд это нецелесообразно, объем необходимой информации, который можно разместить на карте масштаба 1 : 90 000 000, становится недостаточным. Использование физической карты мира необходимо также для формирования нового пространственного образа земной поверхности, на что требуется учебное время. В современной практике преподавания в начале 7-го класса учащимся предстоит осуществить резкий переход с карты полушарий на карту мира в новой проекции, а времени на адаптацию ученика к новому источнику информации практически не предусматривается. Более того, ученику предстоит сразу работать не только с физической, но и с новой тематической картой строения земной коры в той же новой поликонической проекции. Учителям хорошо известно, насколько труден такой переход для многих учеников и как отрицательно он влияет на успеваемость в 7-м классе. Не случайно многие опытные учителя, для того чтобы обеспечить постепенный, с сохранением доступности восприятия переход к новому источнику информации, начинают изучение географии 7-го класса с карты полушарий. Лучше сделать по-другому: постепенно переводить учащихся на новый источник информации уже в 6-м классе. Отметим также, что тематические карты более мелких масштабов во всех атласах для 6-го класса даются именно в проекциях мировых карт и мысленный перенос их содержания на карту полушарий — это еще один шаг назад в деле формирования картографических представлений.
Включение в атлас 6-го класса физической карты мира в поликонической проекции позволяет внести следующее остро необходимое изменение — включить в пособие политическую карту мира в том же масштабе. При работе с ней становится возможным получить представление о странах современного мира, найти на карте любую заинтересовавшую шестиклассников страну. В атлас включена также политическая карта Европы (масштаб 1 : 30 000 000), которая давно уже стала необходимой в современных условиях. Дополнением к этой карте является европейский словарь географических названий и терминов, например, что обозначает название Европа, что такое Европейский Союз и т. д. Отметим также, что работать с политическими картами мира и Европы необходимо на протяжении всего времени обучения.
Впервые в атлас включены карты полярных районов Земли — Арктики и Антарктики. В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация: изучая географию целый учебный год, шестиклассники не имеют возможности увидеть полностью шестой материк Земли Антарктиду и Северный Ледовитый океан. Только в половинках полушарий! Включение этих карт необходимо для формирования целостной картины мира — пространственных образов всех материков и океанов; кроме того, учащиеся получают возможность поработать с иным изображением градусной сети — в полярной проекции. Вместо привычных для карт этих регионов иллюстраций — фотографий белых медведей и пингвинов на фоне айсбергов — атлас содержит арктический и антарктический словарь географических названий и терминов, например, что такое Арктика и Антарктика.
В атлас включена одна историческая карта из «Географии» Птолемея, которая занимает почти полный разворот вместо нескольких маленьких фрагментарных историко-картографических изображений. В пояснительном тексте говорится о том, что все объекты на карте Птолемея можно разделить на три группы: 1) объекты, которые можно уверенно отождествить с реально существующими; 2) объекты, которые можно отождествить с существующими лишь условно; 3) объекты, которые невозможно отождествить с существующими. Это сообщение позволяет учащимся уже не просто рассматривать историческую карту, но выделять объекты по разным признакам, сравнивать их, классифицировать и т. д. Таким образом, новый атлас содержит большее количество карт, чем принято в подобных учебных изданиях.
Все материалы атласа — картографические, текстовые, графические (учебные рисунки), фотографии и репродукции, статистические и справочные — взаимосвязаны и органично дополняют друг друга. Это в значительной степени расширяет его образовательные возможности.
Атлас начинается с тематической полосы «Материки и океаны Земли». На карте «Материки Земли» разрывы изображения сделаны в океанах для того, чтобы уменьшить искажения контуров материков. Работая с этой страницей атласа, учащиеся не только могут прочитать определение понятия материк, но и получают возможность увидеть материк с прилегающими акваториями океанов, то есть как крупный массив суши, со всех сторон окруженный водой, а затем выполнить учебные задачи по определению особенностей географического положения материков. На карте «Океаны Земли» разрывы проведены по материкам, и данная многополосная проекция позволяет учащимся зрительно выделить акватории отдельных океанов как частей Мирового океана, окруженных (или обособленных) материками.
На развороте «Градусная сеть карты» также наглядно раскрывается содержание основных понятий, например, экватор, параллель, меридиан: приводятся их определения, наглядно показываются способы определения направлений по сторонам горизонта, приводятся примеры суждений по установлению пространственных соотношений. Учебная функция атласа реализована и в том, что в нем раскрывается содержание широко распространенных географических терминов, которое отнюдь не всегда толком разъясняется учащимся. Считается, что «это и так понятно». Это относится к таким на первый взгляд малозначительным вопросам, как, например, указание счета широт на внешней рамке карты с указанием величин через 2°, а не только через 10°. Отдельная страница посвящена знакомству с основными широтами земного шара и широтным положением объектов и т. д.
Содержание и структура учебных материалов по теме «Гидросфера: Мировой океан, океаны и моря» позволяют учителю организовать учебно-познавательную деятельность учащихся, во-первых, по формированию основных понятий темы; во-вторых, направленную на установление соподчиненности рассматриваемых понятий: Мировой океан — составная часть гидросферы Земли, океан — часть Мирового океана, море — часть океана; в-третьих, по классифицированию морей по географическому положению и т. д. Таким образом раскрывается содержание основных географических понятий, а учащиеся получают возможность оперировать этими понятиями в процессе решения учебных задач как под руководством учителя, так и самостоятельно.
Отдельно остановимся на фотоматериалах атласа. В нем нет случайных иллюстраций, все помещенные фотографии и репродукции работают на раскрытие определенного предметного содержания и реализуют конкретные методические задачи. Фотографии, обрамляющие физическую карту России, ярко демонстрируют различия погоды в октябре в центре Европейской части страны и в Западной Сибири и способствуют формированию представлений об огромной величине территории нашей страны, о разнообразии ее природы. Фотографии с краткими пояснениями, обрамляющие карту федеративного устройства России, формируют представления о разнообразии городов страны, позволяют сделать пропедевтический шаг к формированию представлений о функциях городов.
Еще одна содержательная линия атласа — «Земля и Космос». Космические снимки Земли и ее частей, сделанные с разных расстояний примерно в 400 000 км, 100 000 км, 50 000 км (в атласе допущена ошибка, все три расстояния указаны на порядок больше. — О.К.), подобраны таким образом, что взгляд наблюдателя постепенно фокусируется на одном объекте — акватории Красного моря, — это «взгляд из космоса». На других фотографиях тоже изображение Красного моря, но уже с расстояния нескольких метров, — это «взгляд с Земли». На полосе «Атмосфера» представлены снимки облаков из космоса и с земной поверхности. Фотографии не только содержательны, они красивы, и хочется надеяться, будут способствовать воспитанию умения замечать красоту окружающей природы. К сожалению, школьная география нередко излишне затеоретизирована, лишена образности, эстетики. Речь многих учеников отрывочна, крайне бедна, в частности и потому, что все меньше внимания уделяется таким необходимым учебным работам, как наблюдение и описание наблюдаемого. Некоторые материала атласа могут помочь учителю восполнить этот пробел. Над наблюдением Константина Паустовского, что «Живопись важна еще и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем это видеть и удивляться, что не замечали этого раньше», стоит задуматься, ведь по утверждению писателя, лишь после выставки картин Клода Моне лондонцы вышли на улицы, «вгляделись в туман, и впервые заметили, что он действительно багровый»*. Репродукции этих картин есть в атласе, есть также фотоиллюстрации одних и тех же объектов, но сделанные в разное время года, например, водопад Кивач летом и зимой, панорама Санкт-Петербурга в зимнее и осеннее время. Все они позволяют предложить учащимся различные задания на описание разных объектов и явлений.
Еще одной содержательной линией атласа является знакомство учащихся с информационными ресурсами Интернета. Возможность выхода в международную сеть уже есть в некоторых школах, но гораздо большее число учеников имеет такие возможности помимо школы. Ученик сидит перед монитором дома или в клубе. Нужно предложить ему интересные задания, которые сделают занятия содержательными, полезными для ума и, между прочим, не вредными для психики. Трудность нынешней ситуации заключается в том, что учителю, который порой разбирается в вопросах информационных технологий слабее своих учеников, предстоит преодолеть психологический барьер и организовать работу учащихся по привлечению на урок информационных сетевых ресурсов. Без этого невозможно говорить о современном образовании.
Еще одна отличительная особенность содержания нового учебного атласа — наличие указателя географических названий, без него ученик не может найти объект, географическое положение которого ему неизвестно. Учителя географии обязательно вспомнят обращения шестиклассников с просьбой помочь найти, например, Саяны или Алтай, отдельные государства и т. п. Работая с данным атласом, ученики могут выполнить эти действия самостоятельно. Наличие указателя географических названий позволяет использовать учебный атлас как справочное пособие, повышает картографическую культуру учащихся.
В условиях ярых попыток сократить школьную географию, выхолостить ее содержание до абсурда, способствующего оглуплению учащихся, как никогда необходимо предложить шестиклассникам качественное, доступное для понимания и способствующее их развитию учебное пособие — «Географический атлас». Пособие, с которым шестиклассники могут работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, и которое поможет приобрести им знания и умения работать с географической картой.
Атлас входит в учебно-методический комплект для 6-го класса и дополняется контурными картами и методическим пособием.


* К. Паустовский. Золотая роза. Собр. соч. в 6 томах. Т. 2. — М., 1957. — С. 685, 686.

О.В. КРЫЛОВА
доцент кафедры исторического
и социально-экономического образования АПКиПРО,
учитель географии школы № 497 ЦАО
г. Москва