Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2004

Опыт


Образное восприятие территории

Формирование интереса к предмету
в курсе «География России»
8—9-й классы

С.В. ЛЫСЫХ
учитель Классической гимназии
г. Москва

Курс «География России» имеет в своем содержании все для того, чтобы стать стержнем, вносящим системность во всю школьную программу (об этом — статья И.Л. Тхуго в
№ 42/2003, с. 21—22), и занимает особое место среди школьных предметов. Особое — потому, что этот курс не только учит — он, и это главное, воспитывает интерес к своей Родине, привычку думать о ней. Известно, что для обучения важны мысли, а для воспитания — чувства. Что же объединяет мысли и чувства? Конечно же образ! Образ потому, что он и мысленный, и чувственный одновременно.
Образ — это, с одной стороны, понятия, суждения и умозаключения, а с другой — ощущения, восприятия и представления. Советский энциклопедический словарь определяет образ как способ освоения материала, характеризующийся неразрывным единством чувственных и смысловых моментов. Слово «образ» многозначно, и можно выделить отдельные его значения.
Первое и наиболее часто употребляемое — это зрительное понимание образа как облика, вида. В № 35 газеты «География» за 2003 г. на с. 22 приведены задачи на узнавание субъектов Российской Федерации по очертаниям: зрительный образ дается через их контур. По 12 контурам приведены два задания: определить (а) территорию и (б) обозначенный город в ее пределах. Можно предложить еще несколько нехитрых, но полезных заданий.
1. Подпишите, к какому экономическому району каждый из изображенных субъектов федерации относится.
2. Ответьте, чем знамениты отмеченные на картосхемах города.
3. Вспомните, какие еще города в пределах этих территорий вам известны, обозначьте их кружками (пунсонами). Кстати, можно еще раз вспомнить о происхождении этого французского слова и о старинных картах, гравированных по металлу (в изначальном смысле пунсон — стальной инструмент для гравирования точек).
4. Поднимите (обведите) границы:
а) синим цветом — совпадающую с береговой линией,
б) красным цветом — совпадающую с государственной границей России.
5. Проранжируйте, пронумеруйте территории по степени легкости их узнавания. (Легче всего по контурам распознать Республику Бурятию и Хабаровский край, чуть сложнее — Краснодарский край, Республику Дагестан и Оренбургскую область). Сделайте выводы о значимых для вас признаках «дешифрирования» территорий. (Легче распознать очертания той территории, на которой ты живешь. Сравнительно легко узнаются и те территории, очертания которых частично совпадают с характерными береговыми линиями морей, больших озер или привычными уже глазу линиями государственной границы России.)
Можно задать коварный вопрос:
6. Контуры скольких субъектов РФ изображены на рисунке?
(Коварство в том, что в задании приведено казалось бы 12 контуров, но контур Краснодарского края включает в себя выделенную белым цветом Адыгею.)
Можно поговорить об изменении контуров территорий во времени и здесь весьма кстати будет статья из «Географии» № 1/2004 «Не торопитесь наносить на карту Пермский край». При этом, повторение форм правления, принципов административно-территориального устройства и различий между ними будет нелишним в конце года, когда уже весна и учить что-то сложное, новое — неохота.
В завершение можно поделиться с ребятами идеей о «дарах географической карты». «Дары леса» — это не только древесина и пушнина, но и причудливо изогнутые ветви и корневища, в которых одаренные художественным чутьем и вкусом люди угадывают произведения искусства. Подправишь ножичком — и уже не ветка, а изящная фигурка лесной ведьмы: лесные скульптуры не только эстетичны, но и практичны: подставка под лампу, небольшой столик. Контуры территории дают не меньше возможностей для творчества. Немного воображения, несколько добавочных штрихов — и знакомые всем очертания предстают в новом свете. Забавные рисунки помогают лучше запомнить ту или иную территорию, а если рисунки представляют собой не просто случайные ассоциации, а отражают существенные черты территории, например отрасли специализации ее хозяйства; вот уже и двойная польза. Например, не просто контур Финляндии, а симпатичная улитка с неспешным финским характером; Германия — ослепленная фашизмом, Великобритания в образе леди с зонтиком (таким образом обыграны контуры некоторых стран, например, в серии «Картинки на карте», печатавшейся в «Географии» в 1998 г. в № 6, 9, 13, 14). Можно дать домашнее задание: отыскать «дары географической карты» в любом из субъектов РФ. По выполнении домашнего задания можно провести выставку под девизом: «Дары географической карты» и поощрить авторов лучших рисунков.
Второе значение слова «образ» — это тип, что-то типичное. Типичные особенности тех или иных мест и явлений наилучшим образом раскрываются в рубрике газеты, озаглавленной «Хрестоматия». Возьмем, например, подборки «Метели, вьюги, бураны» в № 1/2004 и «Каспий» в № 43/2003. Можно дать следующее задание: после прочтения и выделения ключевых слов переписать художественный текст рубрики в учебно-научный. И, наоборот, текст учебника по соответствующей теме стилизовать под текст художественный. Как переложение прозаического текста стихами расширяет словарный запас, так и переделка художественного текста в научный (или обратно) тренирует владение специальной географической терминологией и развивает умение писать и говорить по-русски. На более сложном уровне можно задавать не просто стилизацию, а под какого-то конкретного писателя. Попробуйте со школьниками, например, переработать текст Юрия Рытхэу о морских льдах из «хрестоматии» в № 3/2003 в текст издательств «Просвещение» или «Дрофа». Работа эта не формальная и не филологическая, как многие могут подумать. Перерабатывая тексты в иные «форматы», дети вынуждены понять, что написано в исходном тексте, осмыслить содержание. В такой ситуации исключается репродуктивный подход «заучил—повторил».
Третье значение слова «образ» — это порядок или способ действия. Оригинальный образ России дан в статье «190° долготы» (№ 7/2003). Что с ним можно сделать? Казалось бы, только одно: прочесть и зазубрить. Но — заодно и повторить градусную сетку, обратив внимание на ее умозрительность.
«География» № 7/2003, статья об автодороге «Амур». Не использовать такие материалы просто преступно, особенно с московскими школьниками, уверенными, что основной вид транспорта в России — это метро.
Если вдруг приходится заменять кого-либо из коллег, газета меня просто выручает. Беру, например, статью «О переписи, о русских и нерусских. Новые данные об этническом составе страны» (№ 45/2003), и 45 минут увлекательной непринужденной беседы мне и детям гарантированы. О том, как определяется национально-этническая принадлежность человека? Кто из учеников кем себя считает? Кто какой язык кроме русского и английского знает? Как сказать «спасибо, пожалуйста, привет, пока, с новым годом» по-татарски, по-грузински и т. д.?..
Беру заметку «О деньгах» (№ 46/2003) и обсуждаю отличия товара от услуги, сферы материального и нематериального производства, вопросы интеллектуальной собственности и пользовании ею. Уверен, что этот материал не задумывался автором как учебный, но как образно в нем собраны проблемы выбора Россией своего будущего экономического пути в доступной сознанию девятиклассников форме!
Закончить мне хочется высказыванием Марка Твена о том, что буквы и цифры не задерживаются в памяти потому, что выглядят невыразительно и не образуют Картин. Картины могут закрепить в памяти почти все, особенно если эти картины создаете вы сами.