Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №20/2004

Опыт


Деятельностный подход
при использовании
статистической информации

А.Ф. ДАВЫДОВ
учитель географии СШ № 1963
г. Москва

На уроках географии, особенно при проведении практических работ, мы постоянно используем статистические материалы. Но если речь идет об экономической и социальной географии, этих данных либо не хватает, либо они устаревают. Материалов по мировой статистике, по сравнению с российской, намного меньше.
И тогда на выручку нам приходит еженедельник «География». Ведь правильно приведенные цифры — это весьма интересная информация, разнообразящая урок.

Так, используя статистический материал еженедельника № 12 за 2003 год, можно проследить за развитием нефтегазовой промышленности. Обратите внимание учащихся на то, как после 90-х годов уменьшились добыча газа и нефти в России и их экспорт и, соответственно, возросли эти показатели в странах ОПЕК. Россия частично уступила свой рынок. Подумайте вместе с учениками, с какими событиями в нашей стране это было связано. Ознакомившись с данными о запасах нефти (№ 11 за 2003 г.) и ее добыче (№ 2 за 2003 г.), мы видим несоответствие этих цифр друг другу.
Занимая всего седьмое место в мире по достоверным запасам нефти (с большим отрывом от лидеров), Россия в 1990 г. занимала 1-е место по добыче и экспорту нефти, а в 2001 г. — 3-е место. Можно задать учащимся вопрос: «Чем обусловлены такие интенсивные добыча нефти и ее экспорт?»
Обращаем внимание детей на то, что в 2001 г. почти столько же нефти добывала и наиболее развитая страна мира — США. Но она, помимо этого, еще и ввозит огромное ее количество, потребляя больше всех энергоресурсов, что говорит о высоком уровне развития этой страны. Россия же большое количество нефти вывозит, получая за нее основную часть экспортной валюты, поскольку ее экономика не может обойтись без нефтедолларов. Напрашивается вывод об уровне развития такой огромной и богатой страны, как наша, если ее состояние зависит от экспорта сырья. Можно подумать с ребятами над вопросом: как преодолеть сложившуюся ситуацию? Ведь мы обучаем будущих хозяев страны и воспитываем ее граждан.
К практической работе по теме «Черная металлургия» можно предложить вопросы по материалам еженедельника № 8 за 2003 г.:
1. Проследите изменения выплавки стали в России с 1992 по 2001 г.
2. Проследите изменения выплавки стали стран Евросоюза и США.
3. Подумайте, какая здесь существует взаимосвязь. (На этом примере также прослеживается спад промышленного производства в России и частичное вытеснение ее с рынка стали. Но, как и в предыдущем случае, в ХХI веке мы начали постепенно выходить из кризиса.)
4. Нанесите на контурную карту металлургические базы России, их крупные центры.
5. Подпишите на карте, сколько процентов стали производит каждая металлургическая база (100% — выплавка стали в России в целом).
Не обойтись без статистических данных, предоставляемых еженедельником, при изучении темы «Население». Причем эти данные я использую и в дальнейшем, при изучении различных отраслей хозяйства страны, так как население является и основной производительной силой, и основным потребителем произведенного. Статистика населения отображает развитие экономики страны, взлеты и кризисы.
Источники:
Е.Л. Плисецкий. Современные миграционные процессы в России // География, № 37/2003, с. 4—11. Д.В. Заяц. Очаги русского урбанизма // География, № 33/2003, с. 9—24. Статистические материалы Госкомстата.
Варианты вопросов:
1. Используя данные таблицы Госкомстата (География, № 33/2003, с. 21—24), найдите на карте основные районы концентрации городов России с населением более 100 тыс. жителей. Сделайте выводы о закономерностях их размещения.
2. Обозначьте и подпишите на контурной карте города России:
а) с населением более 1 миллиона человек (всего 13);
б) с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек (всего 20);
в) с населением от 300 до 500 тысяч человек (всего 29).
3. Рассмотрите таблицу 1 (География, № 37/2003, с. 7), где показываются перемещения людей через границу нашей страны (без учета туристов). Пользуясь материалами статьи, ответьте на вопросы:
— кто, с какой целью, из каких стран дальнего зарубежья въезжает (иммигрирует) в Россию?
— кто, с какой целью, в какие страны дальнего зарубежья уезжает (эмигрирует) из России?
4. Прочитав статью Е.Л. Плисецкого и проанализировав таблицы и диаграммы к ней, ответьте на вопросы:
— каково качество иммигрантов и эмигрантов?
— что количественно преобладает для нашей страны — иммиграция или эмиграция?
— какими факторами обусловлены процессы эмиграции и иммиграции в нашей стране?
5. Выпишите из таблиц 1 и 4 (География, № 37/2003, с. 7 и 10) данные о миграционном обмене России со странами СНГ и Прибалтики и ответьте: какой процесс более характерен для нашей страны на этом направлении внешних миграций — эмиграция или иммиграция? Почему?
6. Ознакомьтесь с таблицами 2 и 3 (География, № 37/2003, с. 8), отражающими внутрироссийские миграции за 2001 год. Выполните на контурной карте следующие задания:
а) обведите границы федеральных округов, где миграционный отток больше притока, черным цветом;
б) обведите границы федеральных округов с коэффициентом миграционного прироста до 10 человек на 10 тыс. населения зеленым цветом;
в) обведите границы федеральных округов с коэффициентом миграционного прироста более 10 человек на 10 тыс. населения красным цветом.
7. Ответьте на итоговые вопросы:
Откуда и куда направлены основные миграционные потоки, затрагивающие Россию? Подумайте, с чем связана такая пространственная картина.
Найдите в учебной литературе информацию о том, какие внутренние миграционные потоки и почему преобладали в СССР до 90-х годов.
Какие последствия будут иметь современные тенденции в миграциях для районов оттока населения и для России в целом? При ответе используйте статью Г.А. Аграната «Российский Север в опасности» (География, № 1—3/2004), материалы учебника и периодическую печать.
Исходя из сложившихся в нашей стране условий, разработайте и предложите меры, направленные на стабилизацию и оптимизацию миграционных процессов.
Некоторые вопросы учащимся можно дать заранее как творческие работы для подготовки небольших сообщений. В творческих заданиях обращаем внимание на направление миграционных потоков до 90-х годов. Мы еще помним, что молодые люди тех лет бросали теплые квартиры и ехали на Север и в Сибирь не столько ради денег, сколько из патриотических чувств. Они знали, что это надо стране. Живя в палатках, возводили такие чудеса света, как Братская и Саяно-Шушенская ГЭС, самый северный город мира Норильск, БАМ, осваивали богатства этих территорий. А тем, кто скептически смотрит на тех людей, хочу напомнить, что на мировом рынке наибольшим спросом среди российских товаров пользуются газ, нефть, алмазы, лес, привозимые из тех регионов. За счет поставок этих товаров на мировой рынок и живет наша страна.
Мы видим, что в настоящее время миграционные потоки идут в обратном направлении. Наш Север теряет население. Чукотка, например, потеряла 70% своего населения. Кто же будет осваивать природные богатства, которые должны создать фундамент нашей экономики? Теряет население и зона БАМа.
Жаль, что очень мало месторождений в зоне БАМа удалось освоить. Только одно Удоканское месторождение, по проектам, после ввода его в строй должно было давать 15% мировой меди. В скором будущем некому будет все это осваивать.
Давая ученикам цифры, необходимо сопровождать их интересным живым материалом, который «прячется» за цифрами. Мы с вами знаем, что география — самая патриотическая наука, воспитывающая хозяина страны, ее гражданина. Никакой другой школьной дисциплине это не под силу.
Другой пример использования статистических материалов на уроках географии России — статистические данные о 20 крупнейших речных бассейнах мира в № 37 за 2003 год. Эти данные можно использовать как в теме «Реки России», так и в теме «Географическое положение и размеры России». Учащимся можно предложить следующие вопросы:
1. Какие речные бассейны нашей страны перечислены в приведенной таблице? Сколько их? (5 из 20.)
2. О чем это говорит? (Безусловно, это говорит о том, что наша страна самая большая в мире.)
3. В подтверждение этого найдите в таблицах длину рек основных бассейнов. Какие из них самые длинные? (Если считать по основному водотоку, Лена, при длине 4400 км — вторая после Янцзы.)
Если мы проводим практическую работу по теме «Реки России», можно добавить еще несколько заданий. Например:
1. Обозначьте на контурной карте эти 5 бассейнов, подпишите главные реки и их основные притоки.
2. Научитесь быстро и правильно показывать их на карте.
Благодаря только этой таблице мы можем сравнить крупнейшие реки мира с реками нашей страны. Есть здесь и другие интересные данные, отсутствующие в учебнике. Да и не может учебник вместить столько подробной информации по всем темам. А зачастую в наших учебниках отсутствует не только подробная, но и необходимая информация, — видимо, они верстались в спешке. Вот на помощь нам и приходит еженедельник «География».
Конечно, приведенными примерами не ограничивается использование данных еженедельника на уроках географии. Очень часто я использую в 10-м классе мировую статистику: без номеров «Географии» со статистикой у нас не обходится ни одна практическая работа. Поэтому мне бы хотелось еще раз увидеть обновленную статистику на страницах еженедельника по добыче ряда полезных ископаемых, их запасах, экспорту и импорту, по промышленной и сельскохозяйственной продукции — производство, экспорт, импорт. Очень хочется, чтобы данные по отрасли были целиком в одном номере.