Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №26/2004

Смотр-конкурс РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК


Пензенская область

Города Пензенской области

Население и хозяйство Пензенской области.

Игорь Иванович Курицын

Курицын И.И.
Население и хозяйство
Пензенской области.

— Пенза, 1998. — 290 с.: карт. —
Напечатано по решению Управления образования Администрации Пензенской области.
Игорь Иванович Курицын,
профессор кафедры экономической
и социальной географии Пензенского педагогического университета
им. В.Г. Белинского

Пенза

Пенза. Мемориал воинской и трудовой славы пензенцев

Пенза.
Мемориал воинской и
трудовой славы пензенцев

Город основан в 1663 г. в месте впадения реки Пензы в реку Суру (приток Волги) как крепость для защиты юго-восточных рубежей Русского государства. Практически со времени своего основания Пенза — уездный центр Казанской губернии, с 1780 г. — центр Пензенского наместничества, с 1797 по 1801 г. — уездный центр Саратовской губернии, с 1801 г. — центр Пензенской губернии, с 1928 г. — Пензенского округа Средневолжского края, с 1939 г. — областной центр РСФСР, с 1991 г. — областной центр Российской Федерации. В городе проживает 518 тыс. чел.*
Название свое город получил предположительно от реки, на которой расположен. Название же реки — производное от мордовских слов, согласно разным версиям: пензо — «его конец» (край мордовских владений), пенсамо — «конец хода, до конца», пезнака — «топкая, болотистая».
На гербе дореволюционной Пензы (1781): на зеленом поле три снопа — пшеничный, ячменный и просяной — символ богатства и плодородия пензенской земли. В новом гербе Пензы (1964) нашли свое отражение элементы старого герба — преемственность в основных направлениях сельского хозяйства. Эмблема Пензы — в форме боевого щита (в память о возникновении города в 1663 г. как щита Русского государства на его юго-восточных окраинах); в центре щита на белом поле черное силуэтное изображение ласточки в полете (олицетворение движения вперед, современного темпа жизни); ласточка летит на фоне золотого ободка (схематическое изображение зубчатого колеса — символ техники, индустриального характера Пензы).
В результате строительства железных дорог в конце XIX столетия Пенза стала железнодорожным узлом. За годы советской власти возросло транспортное значение Пензы как узла автомобильных и воздушных путей. Кроме того, вследствие изменения размещения производительных сил на территории страны, в частности в связи с продвижением промышленности в сторону Поволжья, Урала и Сибири, город вместо окраинного стал занимать центральное положение между наиболее развитыми экономическими регионами (Центром, Донбассом, Уралом) на стыке важных транспортных магистралей. Выгодное экономико-географическое положение облегчает связи города для получения сырья (главным образом металла), топлива (угля, газа, нефтепродуктов), электроэнергии, сбыта готовой продукции. Особо следует сказать о связях по кооперированию (поставка деталей, узлов, полуфабрикатов), эффективность развития которых определяется близостью города к машиностроительным центрам страны (Москве, Самаре, Нижнему Новгороду). Специализация и кооперирование промышленных предприятий — основа развития современного машиностроения.
Близость крупных промышленных и научных центров важна и для получения квалифицированной помощи при освоении новых сложных наукоемких производств. Еще в довоенный период возникают первенцы машиностроения и приборостроения — велосипедный и часовой заводы. В 1941 г. начали работу Пензенский машиностроительный завод, арматурный завод № 1. В годы Великой Отечественной войны вступает в строй ТЭЦ № 1, ряд предприятий пищевкусовой промышленности переходит на выпуск военной продукции. В 1945 г. начал работу завод «Пензтекстильмаш» и другие промышленные предприятия.
Более высокие темпы развития машиностроения и приборостроения характерны для послевоенного периода, особенно для 50-х годов. В этот период возникают такие крупные предприятия, как компрессорный, дизельный заводы, завод «Химмаш». На базе часового завода был создан завод по производству вычислительных электронных машин (ВЭМ). Построены заводы «Счетмаш» и ТЭМ, позднее — электроламповый и радиозавод. Резко повысилась роль приборостроения в общесоюзном промышленном производстве.
Строительство машиностроительных и приборостроительных заводов, жилищное строительство потребовали расширения отраслей стройиндустрии (заводы: кирпичные, железобетонных конструкций, стройдеталей). Была расширена ТЭЦ № 1 и построена ТЭЦ № 2. Возникла микробиологическая промышленность, создан ряд предприятий легкой и пищевой промышленности.

Пенза. Памятник основателям города

Пенза.
Памятник основателям города

В конце 80-х — начале 90-х годов Пенза — крупный центр машиностроения и приборостроения страны. В этих отраслях было занято около 3/4 всех промышленных рабочих города. Пенза выпускала 2/3 прядильных машин, примерно 1/10 химического оборудования, 4/5 воздушных поршневых компрессоров РСФСР, а также около 1/3 велосипедов и 1/10 часов от союзного производства. Новые предприятия города — подшипниковый завод и сооружаемый завод вычислительной техники.
Построенная в 1874—1877 гг. Сызрано-Вяземская железная дорога (Моршанск—Пенза—Сызрань) соединила Пензу с Волгой и центральными районами. После прокладки в 1895—1896 гг. меридиональной железной дороги Рузаевка—Пeнзa—Cepдoбcк город стал крупным железнодорожным узлом страны. Получила развитие связь (в 1897 г. открыта телефонная станция).
Автомобильный транспорт начал развиваться еще в довоенные годы. В 1926 г. в Пензе было открыто автобусное, а в 1948 г. — троллейбусное движение. В годы Великой Отечественной войны сооружается первая автомагистраль — Москва—Пенза—Куйбышев, соединившая город с соседними районами. В дальнейшем она была продолжена до Челябинска. Дорога имеет большое значение и для внутриобластных связей. В 60—70-х годах были построены автомобильные дороги с твердым покрытием Пенза—Тамбов, Пенза—Саратов, в последние годы — Пенза—Саранск.
В послевоенное время через Пензу прошли нефтепровод «Дружба», продуктопровод Куйбышев—Брянск, газопровод Саратов—Горький (1960), а также высоковольные линии электропередачи (1963). В 1967 г. установлена первая автоматическая связь.


* Здесь и далее численность населения уточнена по результатам переписи 2002 г. — Прим. ред.

Заречный

Своеобразным городом-спутником Пензы является город Заречный (бывший номерной город Пенза-19), который, как и некоторые другие в России, был закрытым. В составе ядерно-оружейного комплекса как части атомной промышленности России (по добыче урановой руды и изготовлению уранового концентрата, обогащению урана, изготовлению тепловыделяющих электроэлементов — ТВЭЛов для атомных реакторов, наработке и выделению оружейного плутония, сборке ядерных боеприпасов с использованием высокообогащенного урана-235 и плутония, утилизации ядерных отходов) Заречный, наряду с городами Кремлев (Арзамас-16), Лесной (Свердловск-45) и Трехгорное (Златоуст-16), выполнял сборку ядерных боеприпасов.
Город Заречный находится к востоку от областного центра с выходом на участок автотрассы Москва—Самара и Куйбышевскую железную дорогу. С юга, востока и запада окружен лесными массивами. Источник водоснабжения города — Сурское водохранилище.
Заречный — самый молодой город области. Образован в 1954 г. в связи со строительством приборостроительного завода. С последним связано развитие крупной строительной базы (заводы: бетонно-растворный, кирпичный, асфальтовый, железобетонных изделий, деревообрабатывающий).
В настоящее время Заречный — третий по числу жителей город области (63 тыс. чел.). Современный Заречный — город нестандартных архитектурных решений, один из самых зеленых городов области.

Кузнецк

основан в 1699 г. Статус города получил в 1780 г. в связи с преобразованием села Нарышкино (ранее Труево-Воскресенское) в уездный центр Саратовского наместничества, Название города связано с развитием в нем кузнечного дела. На гербе города изображались наковальня, клещи и молот (1781).
В настоящее время Кузнецк — второй по объему промышленного производства и численности населения город области. Расположен в ее восточной части в верхнем течении реки Труев, притока Суры, на железнодорожной магистрали Пенза—Сызрань и автомагистрали Москва—Самара.
В послевоенный период в связи с прокладкой автомобильной дороги Пенза—Кузнецк—Самара, реконструкцией железнодорожного транспорта, быстрым ростом промышленности в Поволжье экономико-географическое положение города становится более благоприятным. Это способствует ускоренному развитию промышленности, созданию новых отраслей. В довоенный период в структуре промышленности города резко преобладали отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья (кожевенно-обувная, пищевая), но уже в 60-е годы на первое место выходит машиностроение. Первенцы машиностроения — завод «Полимермаш», возникший на базе предприятия, эвакуированного в 1941 г. из Подмосковья, и завод «Текстильмаш». Быстро развивалось производство строительных материалов. Многочисленные промысловые артели были преобразованы в промышленные предприятия: артель «Молот» — в литейно-механический завод, артель «Красный валяльщик» — в валяльно-войлочный комбинат и т.п.
Численность населения — 92 тыс. чел.
В структуре промышленности Кузнецка (по числу занятых работников) преобладает машиностроение (55%), на втором месте — легкая промышленность (24%). В структуре промышленности по стоимости продукции (в действующих оптовых ценах) первенствует легкая индустрия (45%) — главным образом за счет обувной отрасли; машиностроение стоит на втором месте (16%) — заводы радиоэлектронной промышленности, химического (полимерного) машиностроения. Относительно высока доля топливно-энергетических отраслей и пищевой промышленности (по 14%) — мясная и молочная, пивоваренная и ликероводочная, хлебопекарная отрасли. Развиты также деревообрабатывающая (в основном мебельная) отрасль, промышленность стройматериалов (сборных железобетонных изделий и конструкций). Сохранились традиционные валяльно-войлочная и пенькоджутовая отрасли.

Сердобск

Сердобск. Городской собор
Сердобск. Городской собор

Сердобск — город областного подчинения. Основан в 1699 г. в качестве сторожевого пункта под названием Сердобская слобода (Большая Сердоба). Статус города и современное название получил в 1780 г. в связи с преобразованием в уездный центр Саратовского наместничества.
Город назван по имени реки Сердобы — притока Хопра. Герб Сердобска (1781) — две дыни (правильнее считать их тыквами) в золотом поле (связь с занятием жителей огородничеством).
Расположен город на железнодорожной магистрали Пенза—Ртищево—Донбасс в 110 км к юго-западу от Пензы.
В послевоенный период Сердобск становится сравнительно крупным центром машиностроения (приборостроение, автомобилестроение). Первенец машиностроения — часовой завод (1944), возникший на основе эвакуированного оборудования 2-го Московского часового завода. В 1954 г. на основе паровозоремонтного завода было создано производство автомобильных и тракторных прицепов (в настоящее время Сердобский машиностроительный завод). С развитием машиностроения связано открытие специальных учебных заведений — вечернего машиностроительного техникума, технического училища. В 60—80-е годы возрастает роль города как промышленного и культурного центра. Отличительная черта этого периода — преимущественное развитие сложных отраслей машиностроения (электроламповый завод; Сердобский машиностроительный завод, ставший филиалом ЗИЛа, выпускал задние мосты и картеры; часовой завод, освоивший выпуск настольных часов с центральной секундной стрелкой, семидневным заводом, часов с кукушкой).
Промышленные предприятия — электроламповый, часовой заводы, машзавод, заводы «Ромб», «Стройдеталь», а также мясоптицекомбинат, хлебокомбинат, мебельный комбинат, кирпичный завод.
В рамках конверсии завод «Ромб» освоил выпуск товаров народного потребления (глубинный водяной насос «Малыш» для дачников, бытовой сварочный трансформатор, журнальный столик, зернодробилка, соковыжималка, стиральная машина, корнеплодотраворезка, насос для забора и перекачки воды из открытых водоемов, запчасти к легковым автомобилям «Москвич» и «Жигули» и др.).
Население города сокращается, в настоящее время здесь проживает около 38 тыс. чел.

Каменка

Город Каменка (бывшее село Дмитриевское, Дмитриевка, Воейково) ведет свою историю от первого поселения на реке Атмис (приток Мокши) на рубеже XVII—XVIII вв. Статус города получил в 1951 г. Название связано с положением на каменистой почве.
Каменка расположена в 70 км к западу от Пензы на железнодорожной магистрали Пенза—Москва. Южнее города проходит автомагистраль Пенза—Тамбов.
До постройки Ряжско-Сызранской железной дороги (1874) село Каменка не играло заметной роли в хозяйственной жизни региона. Преобладали ремесленно-кустарные производства (мельничный, бондарный и другие промыслы). Прокладка железной дороги резко изменила его экономико-географическое положение, способствовала развитию торговли, промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья (мукомольно-крупяной, хлебопекарной) и строительной (производство кирпича). Началось использование минеральных водных источников села Кувака.
До Великой Отечественной войны Каменка оставалась центром сельскохозяйственного производства, пищевой и строительной промышленности. Большие качественные изменения в экономической жизни села произошли в военные годы. На базе эвакуированного из Запорожья и Кировограда оборудования возник завод сельскохозяйственного машиностроения, который в годы войны имел оборонное значение.
Послевоенный период — время динамичного роста промышленности и, в частности, машиностроения. Завод «Белинсксельмаш» перепрофилировался на производство сеялок, а в
50-х годах впервые в стране начал производство картофелесажалок. Его продукция приобрела союзное и экспортное значение. Каменка производила 57% картофелесажалок СССР. Наряду с реконструкцией и расширением старых предприятий (мукомольно-крупяных, углекислотного завода) построен ряд новых промышленных объектов, в основном пищевой промышленности и строительных материалов (завод «Стройдеталь»; мясокомбинат — один из крупнейших в области; сахарный завод, включающий цех по переработке тростникового сахара; семенной, комбикормовый, маслодельный, пивоваренный заводы).
Основные формы объединений предприятий города — акционерные общества («Белинсксельмаш», «Стройдеталь», «Атмис-сахар», «Каменка-мясо», элеватор) и товарищества с ограниченной ответственностью (маслозавод). Имеются хлебный и кирпичный заводы.
В Каменке проживает 41 тыс. жителей.

Нижний Ломов

О том, сколь важна была для Нижнего Ломова железнодорожная связь с внешним миром, напоминает этот памятник — старенький паровозик у нижнеломовского вокзала

О том, сколь важна была для Нижнего Ломова
железнодорожная связь с внешним миром,
напоминает этот памятник —
старенький паровозик
у нижнеломовского вокзала

Нижний Ломов основан в 1636 г. как один из укрепленных пунктов Тульской оборонительной черты под названием Ломовская слобода. Статус города получил в 1780 г. в связи с преобразованием в уездный центр Пензенского наместничества.
Город назван по имени реки Ломов (от древнего финно-угорского «низина», «долина») — притока Мокши. Герб Нижнего Ломова (1781) удостоверяет название города (на красном поле — пять железных ломов, положенных звездою острыми концами вниз).
Современное экономико-географическое положение Нижнего Ломова по сравнению с другими городами областного подчинения менее выгодное. Расположен он в конце тупиковой железнодорожной ветки Выглядовка—Нижний Ломов, соединяющей город с железнодорожной магистралью Пенза—Москва, в 113 км от областного центра. Для связи с областным центром большую роль играет автомагистраль Москва—Самара.
После прокладки на территории губернии в конце XIX в. железнодорожных магистралей Нижний Ломов оказался в стороне от важных транспортных путей. По темпам роста промышленности, численности населения он стал уступать другим городам Пензенской губернии. В начале XX в. по-прежнему преобладала промышленность по переработке сельскохозяйственного и лесного сырья. Выделялось полукустарное спичечное производство (на основе дешевого труда жителей прилегающих селений по ручной выработке на дому спичечной соломки и спичечных коробков).
Еще в годы Первой мировой войны началось строительство железнодорожной ветки Нижний Ломов—Выглядовка (1914). Лишь в 1927 г. она была сдана в эксплуатацию. Выход на железнодорожную магистраль Пeнзa—Москва и прокладка автомагистрали Москва—Самара в конце военного периода способствовали оживлению экономических связей города. Однако первостепенное развитие по-прежнему имели отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья (маслодельный, пивоваренный, ликероводочный заводы, хлебокомбинат), леса (фанерный завод с цехом по производству товаров народного потребления, созданный на базе спичечного производства), промышленность строительных материалов (кирпичный завод, завод железобетонных изделий), а также комбикормовое производство. Отдельные предприятия приобрели союзное значение (фанерный, ликероводочный заводы).
Основные предприятия города — электромеханический, ликероводочный, комбикормовый, кирпичный, фанерный, ремонтный заводы, завод «Власть труда», «Ломов-молоко», хлебокомбинат. Предприятия города выпускают разнообразную продукцию: спички, кирпич, пеньковолокно, древесные изделия, электропылесосы, стиральные машины, электровафельницы, винно-водочные изделия, спирт, мясо и мясопродукты, цельномолочную продукцию, кондитерские изделия.
Численность населения — 24 тыс. чел.

Никольск

Город Никольск (бывшее с. Никольское, Никольская-Пестравка) основан свыше 300 лет назад (в 1668 г.). Переименован и получил статус города в 1954 г. Назван по церковному приходу.
Никольск расположен на реке Маис (приток Суры) на северо-востоке области в 120 км от областного центра и 27 км от железнодорожной станции Ночка на линии Москва—Рузаевка—Сызрань. Связь с областным центром осуществляется главным образом с помощью автомобильной дороги Никольск—Городище—Пенза.
История города связана с хрустальным заводом, основанным в 1764 г. на базе крупных месторождений стекольных песков. Стекольная промышленность не только в XVIII—XIX столетиях, но и в настоящее время определяет экономическое лицо города. Другие предприятия того времени — лесопильный завод, мельницы, крупорушки, кузницы.
Наряду со стекольной промышленностью (хрустальный завод «Красный гигант» и стекольный завод облместпрома) получила развитие переработка сельскохозяйственного (хлебопекарный, маслодельный, пенькообрабатывающий заводы), лесного (лесокомбинат) сырья. Особое место в культурной жизни города занял музей при заводе «Красный гигант», где собраны уникальные изделия из хрусталя и стекла. Музей вырос из хранилища бывших владельцев завода Бахметьевых и Оболенского. Творения русских умельцев демонстрировались на многих общесоюзных и международных выставках. Продукция хрустального завода имела общесоюзное и экспортное значение.
В настоящее время в промышленности Никольска по числу занятых работников преобладает машиностроение и стекольная промышленность, по стоимости продукции — машиностроение и пищевая индустрия (маслосыродельная, молочная, хлебопекарная, мясная, мукомольная).
В Никольске — стекольный завод, хлебозавод, маслозавод, леспромхоз. Особое место занимает Никольский завод «Красный гигант», участвующий в конверсионных преобразованиях (выпуск очковых заготовок и др.).
Численность населения — 24 тыс. чел.

Беднодемьяновск

Город Беднодемьяновск (бывшее село Богданово, позднее Богданово-Спасское) основан в 1663 г. как вотчина Новоспасского монастыря (отсюда название — Спасское). Статус города
(г. Спасск) он получил в 1779 г. Переименован в Беднодемьяновск в 1925 г.
в честь поэта Демьяна Бедного. Герб Беднодемьяновска (1781) — черный крест на золотом поле.
Расположен на северо-западе области в 150 км от Пензы на автомагистрали Москва—Самара, на реке Студенице. До ближайшей железнодорожной станции Торбеево — 18 км, до станции Зубова поляна — 32 км.
До революции город развивался в основном как административный (уездный) центр в составе Тамбовского наместничества. Основными занятиями жителей были сельское хозяйство и кустарные промыслы, в частности гончарный. Начала зарождаться промышленность по переработке сельскохозяйственного и лесного сырья (главным образом кожевенные, поташные предприятия).
После революции 1917 г. ранее сложившиеся кожевенные и поташные производства не получили развития. В довоенный период были созданы сравнительно крупные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья (маслозавод). В связи с прокладкой автомагистрали Москва—Самара в послевоенный период ускорилось развитие пищевой промышленности (хлебопекарная, производство безалкогольных напитков), легкой (швейная), а также стекольно-керамической (керамический цех Пензенской фабрики игрушек и художественных изделий на базе древнего гончарного промысла с. Абашево). В послевоенное время в целях лучшей организации занятости населения был открыт филиал Пензенского дизельного завода. Появились первые специальные учебные заведения (техникум механизации и электрификации сельского хозяйства, СПТУ, а также музыкальная школа).
В настоящее время в структуре промышленности города преобладает пищевая отрасль (маслосыродельная, молочная и хлебопекарная). Вторая по значению отрасль — керамическая (производство хозяйственно-бытовых гончарных изделий).
В городе три промышленных предприятия: хлебокомбинат, Беднодемьяновский маслозавод и «Абашевская керамика».
Численность населения — 8 тыс. чел.

Городище

Город основан в 1681 г. как крепость Сызрано-Вяземской засечной сторожевой черты на месте Налуевского (на р. Юловке) городища, состоявшего из двух слобод: Дмитриевской (Городище) и Богоявленской (Юлово). На месте Городища раньше находилось буртасское городище (XI в.). На гербе города (1781) изображены «в серебряном поле старые градские стены» (напоминание о прохождении здесь оборонительного рубежа Московского государства).
Расположен город в 48 км к востоку от Пензы на автомагистрали Москва—Самара, в 21 км от железнодорожной станции Чаадаевка на реке Юловке, притоке Суры.
В настоящее время главная отрасль промышленности города — лесная и деревообрабатывающая. Имеется также пищевая, комбикормовая промышленность. Основные предприятия города — леспромхоз, ремонтное предприятие, фирма «Дубровчанка», комбикормовой завод, а также муниципальное предприятие «Мебельщик».
Численность населения — 8 тыс. чел.

Белинский

Пенза. Памятник В.Г. Белинскому

Пенза.
Памятник В.Г. Белинскому

Город Белинский — ранее село Дмитриевское, Никольское (Архангельское), Малый Чембар, Чембар — основан в 1700 г. Статус города получил в 1780 г., в связи с преобразованием в уездный центр Пензенского наместничества. Современное название получил в 1948 г. в честь В.Г.Белинского.
Герб города (1781) — на голубом поле летящий журавль (свидетельство простора земель Чембарского уезда).
Белинский расположен на юго-западе области, в 125 км от Пензы на реке Чембар и автомобильной дороге Пенза—Тамбов. До ближайшей железнодорожной станции Белинская — 55 км.
В настоящее время главные отрасли промышленности — пищевая (маслосыродельная, молочная, кондитерская, хлебопекарная) и машиностроение (ремонт тракторов, сельскохозяйственных машин и электронная отрасль). Есть комбикормовая промышленность. Основные предприятия — АО «Кермет», «Белинскмолоко», комбикормовый завод, ТОО «Белинская сельскохозяйственная техника», а также ремонтный завод, хлебокомбинат. Широко известен город и как культурный центр. Общероссийскую известность имеет дом-музей В.Г. Белинского, открытый в 1938 г.
Численность населения — 9 тыс. чел.

Сурск

Этот единственный город области, не являющийся административным центром, расположен на территории Городищенского района. Основан в 1850 г. под названием Николаевский (позднее — Никольский) хутор. Статус города он получил в 1953 г. Современное название города объясняется положением на реке Суре.
Экономико-географическое положение Сурска относительно выгодное. Он расположен на реке Суре, в 50 км от областного центра и в 3 км от железнодорожной станции Асеевская на магистрали Пенза—Сызрань, на востоке области.
История возникновения Сурска связана с созданием суконной фабрики, основанной помещиком Астафьевым в 1849 г. Этому способствовали наличие дешевой рабочей силы, местного сырья, источников водоснабжения.
За годы советской власти произведена реконструкция шерстяной промышленности (фабрика «Красный Октябрь») на базе эвакуированного в 1941 г. из Ленинграда оборудования для производства технических сукон. Возникло также машиностроение (механический завод). Большое значение приобрела пищевая промышленность.
В настоящее время основные промышленные объекты города — акционерное общество «Сурская мануфактура», а также литейно-механический завод, хлебокомбинат.
Численность населения — 8 тыс. чел.

Административная карта Пензенской области
Географический атлас Пензенской области. — М.: Дрофа; ДиК, 1998. — 40 с.: ил., карт.