Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №28/2004

Я иду на урок


Географическое положение
и рельеф Русской равнины*

Разработка урока для 8-го класса

А.Н. НОВИК
учитель географии средней школы № 1
пос. Московский, Ленинского р-на
Московская обл.

Тип и место урока. Урок комбинированный.
В начале урока — тестирование по изученной теме «Природные зоны России». Основная часть урока — изучение Русской равнины (географическое положение, тектоническое строение и рельеф):
1. Географическое положение и рельеф.
2. Климат и внутренние воды.
3. Природные комплексы.
4. Природные ресурсы и влияние человека.

Этапы урока

1 этап. Организационный (3 мин).
2 этап. Проверка домашнего задания (10 мин).
На предыдущем уроке ученики закончили изучать природные зоны России. По завершении каждой темы проводится тестирование.
3 этап. Актуализация (2 мин).
Учитель объявляет тему урока, ставит цели и задачи, задает домашнее задание по новой теме.
Домашнее задание целесообразно задавать в начале урока: во-первых, ученики более внимательны, а во-вторых, это помогает актуализировать деятельность учащихся на уроке.
4 и 5 этапы. Изучение нового материала (25 мин) и закрепление (5 мин).
Состоит из нескольких смысловых блоков, отличающихся по виду деятельности учащихся.

Географическое положение Русской равнины

Задача смыслового блока — сформировать образное представление территории.
Ученикам предлагается ответить на вопросы:
В какой части страны расположена Русская равнина? К бассейнам каких морей и океанов относятся реки равнины?
Для лучшего запоминания географического положения изучаемой территории рисуется схема, на которой Русская равнина представлена в виде прямоугольника. Ученики с помощью карты сами определяют соседей равнины.
Важно обратить внимание учеников на то, что наибольшая часть Русской равнины относится к бассейну Каспийского моря (области внутреннего стока).

Границы и водосборные бассейны Русской равнины
Границы и водосборные бассейны
Русской равнины

Бассейны:
1 — Северного Ледовитого океана;
2 — Атлантического океана;
3 — Каспийского моря.

 

Тектоническое строение Русской равнины

Задача — вспомнить особенности строения древней платформы на примере Русской равнины.Строение древней платформы подробно изучается на уроках в теме «Рельеф
России», поэтому, отвечая на вопросы учителя, ученики должны вспомнить материал:
Почему рельеф изучаемой территории равнинный? Какая платформа лежит в основании равнины? Как она называется? Из скольких слоев она состоит? Как называется нижний слой? Как называется верхний слой? По какому признаку можно определить, что платформа древняя? Что такое щит? Что такое плита?
Для закрепления материала зарисовывается профиль тектонического строения Русской платформы от Балтийского щита до Прикаспийской низменности. Следует обратить внимание учеников на то, что фундамент платформы к югу уходит на большую глубину (более 10 км).

Равнинный рельеф связан с тем, что в основании равнины лежит древняя Русская платформа.

Игра-аукцион «Кто выше?»

Главная задача этого смыслового блока — определить самые высокие возвышенности Русской равнины. Так как этот этап проходит во второй половине урока, то необходимо провести его в игровой форме, чтобы снизить утомляемость учеников.
Задание: найти на карте в атласе самую высокую вершину Русской равнины. Обычно ученики не сразу ее находят, а называют более низкие. Учитель спрашивает: «Кто выше?», аукцион продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не назовет наибольшую высоту — 1191 м (Хибины). Далее называют другие крупные возвышенности: 471 м (Тиманский кряж), 375 м (Жигули).

Схематический профиль через Русскую равнину. Масштаб не соблюден

Схематический профиль через Русскую равнину.

Масштаб не соблюден

Название Жигули в атласе отсутствует, поэтому нужно дать ученикам самим отгадать его по следующей подсказке: «Рядом с этой возвышенностью находится город Тольятти с автомобильным заводом ВАЗ. Именно по названию этой возвышенности была названа самая распространенная марка легковых автомобилей России, выпускаемая на этом заводе». Ученики с неподдельным удивлением, но быстро дадут правильный ответ.
Здесь же необходимо отметить самую низкую точку Русской равнины — уровень Каспийского моря (–27 м).

Формы рельефа

Задача смыслового блока — систематизировать знания по внешним (экзогенным) факторам, оказывающим влияние на рельеф Русской равнины.
Ученики чертят и заполняют таблицу у себя в тетради, отвечая на вопросы учителя:
Какие формы рельефа связаны с древним оледенением? Что такое морена? Как море образовалась? Что такое эрозия? Какие формы рельефа созданы эрозией? Чем овраг отличается от балки? С чем связано образование равнины в Прикаспийской низменности?
Сведения о рельефе заносим в таблицу.

Типы и формы рельефа Русской равнины

Тип
рельефа
Географическое
положение
Формы
рельефа
Kак
образовалась
Ледниковый Cеверная
часть равнины
Моренные
холмы и впадины
В результате
древнего оледенения
Эрозионный Центральная
и южная часть
равнины
Овраги
и балки
В результате
эрозии
Приморская
равнина
Прикаспийская
низменность
Плоская или слабо
холмистая равнина
В результате затопления
Kаспием низменности

*  Урок был разработан к конкурсу «Учитель года Ленинского района-2004».