Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №31/2004

Отрасль


10-й класс.
Сценарий интересного урока по таблице

Рекомендации для учителя

Лесная промышленность мира:
зачем и сколько людям нужно
дерева и где его берут

Давайте начнем с начала: определимся прежде всего, зачем человеку нужно рубить деревья, на что ему древесина. Для некоторых городских детей, живущих среди бетона, металла и пластмассы, это вопрос далеко уже не праздный и не такой уж легкий. Перечислим мебель (домашнюю и школьную), паркет (а под ним, возможно, еще и фанеру), двери с притолоками, оконные рамы (если их еще не заменили на пластик), доски пола, спортивные снаряды. У кого-то окажется деревянная линейка, в классе может быть деревянная указка, есть рейки для крепления карт.
Начнем понемножку подсчитывать, сколько дерева средний человек потребляет в год. Объясним при этом детям, что количество древесины принято считать в кубометрах. Если же нам встретится какой-нибудь деревянный предмет, объем которого измерить трудно (та же указка), можно прикинуть по весу, приняв (грубо), что полкило дерева — это примерно кубический дециметр, а кубометр дерева — полтонны.
Попросите каждого школьника (лучше — в качестве опережающего задания) прикинуть, сколько дерева в квартире его семьи: если мысленно разобрать мебель и сложить панели в штабель, снять полы и в тот же штабель аккуратно сложить половицы и паркетины, если добавить туда двери, притолоки, оконные переплеты... Разумеется, мысленно. В современной квартире кирпичного или бетонного дома наберется не так много — никак не больше одного-двух кубометров. Если учесть, что все это служит несколько десятков лет и сразу нескольким членам семьи, то получается, что человеку нужно-то в год от силы десяток-другой килограммов дерева в год. Смотрим в таблицу (она заранее ксерокопирована и лежит на каждом столе): в мире за год заготовляется более 3 млрд кубов леса. То есть на одного жителя? Не менее полукуба, 200—300 кг. Значит, пока мы ошибаемся где-то на порядок. А сколько на одного жителя России*? Получается более кубометра, не менее 500—600 кг.
Познавательный расчет легко будет подправить, если вспомнить, что значительная часть населения живет в деревянных домах (и даже если дом кирпичный или шлакоблочный, но старый, в нем могут оказаться деревянные перекрытия, потолочные балки, обрешетка кровли, а это кубы и кубы). В сельской местности и городах с большой долей деревянной застройки и вспоминать не потребуется, это само собой разумеется. Но и среди жителей крупных каменных городов едва ли не большинство семей имеет дачи или садовые участки, где скорее всего стоит деревянный домик. Заранее попросите школьников узнать у родителей, сколько кубов леса ушло на их дом, сколько лет дом этот служит и сколько еще сможет прослужить, скольким людям он служит. Обмер под силу сделать и самим школьникам: если дом бревенчатый, нетрудно высчитать объем одного бревна и умножить на количество бревен в срубе (с поправкой на разную длину бревен по разным фасадам).
Средних размеров (6 x 6 м) щитовой дачный домик обычно не «съедает» больше 6—7 кубов, в большой бревенчатой избе может быть и несколько десятков кубометров леса. Но в больших домах живет обычно много людей, дома служат десятилетиями, а в сухом климате и при надлежащем уходе — веками, нескольким поколениям. Так что все равно на одного члена семьи приходится на один год эксплуатации дома не более нескольких десятков килограммов древесины (мы же не строимся все разом в один год).
Если мы прибавим к этому линейки, лыжи, санки, скворечники, лодки, порядок цифр существенно не изменится.
Помимо жилья есть, конечно, и общественные сооружения из дерева: много деревянных школ, вокзалов, клубов, горсоветов, поликлиник, домов отдыха, пионерлагерей, скамеечек, мостков и мостиков... На поверхность Земли выложены миллионы пропитанных креозотом деревянных шпал (далеко не везде заменяемых на железобетонные). Доской (вагонкой) обшиты борта едва ли не половины товарных вагонов. Множество товаров перевозится по стране в деревянных ящиках. Деревом отделаны каюты и салоны старых теплоходов. Но теплоходов на Земле все-таки на несколько порядков меньше, чем людей. Даже шпал намного меньше, чем представителей человечества. И каждый килограмм дерева — в шпале ли, в сцене ли театра или в обшивке палаты пионерлагеря — служит сразу множеству людей и многие годы. В небольшом поселке или в селе школьники сами могут посчитать, сколько примерно на каждого жителя в год приходится древесины общественных сооружений. Приняв во внимание, что в наше время деревянные общественные здания строятся редко, мы не ошибемся, если на «общественное дерево» для каждого человека накинем не больше, чем на «дерево в личном пользовании».
Получается: несколько десятков килограммов в год в квартире, несколько десятков килограммов в год в доме, если он деревянный, и еще несколько десятков килограммов в год, израсходованных обществом в среднем на каждого своего члена в деревянных зданиях и сооружениях коллективного пользования. Так мы уже приближаемся к порядку сотни килограммов в год на человека, то есть понемногу начинаем понимать, что стоит за цифрами в клетках статистической таблицы.
Добавим к этому возводимые из дерева хозяйственные сооружения — как частные (например, хлева, сараи, заборы, бревенчатые венцы для парников и парниковые рамы, бани и т.д.), так и принадлежащие предприятиям, особенно в сельской местности.
Но это — если считать, что мы все живем в лесной полосе вне крупных городов и деревянные сооружения для нас обычны. В действительности же в России с четверть населения живет в безлесных местах, а в современном градостроительстве лес используется весьма ограничено.
Куда же еще уходят «оставшиеся» части нашего кубометра на душу населения, показанные в таблице? «Неурбанизированные» дети без труда найдут еще один путь утечки: древесину сжигают — ею отапливают жилища, на ней готовят. Деревенский ребенок прекрасно знает, сколько машин дров и сколько кубов уходит у его семьи за зиму. Городской, поживший на даче школьник может хотя бы приблизительно прикинуть, сколько дров уходит в пасть печки в холодное августовское утро. Смотрим в таблицу: по далеко не полным данным за 2002 г. в печах, печках, каминах России сгорело 50 млн м3 дров, по трети кубометра в среднем на одного жителя.
Если курс 9-го класса не прошел для ваших учеников даром и они получили минимальные хозяйственно-географические знания, они вспомнят следующее важное применение древесины — производство из нее бумаги и картона. Пусть дети взвесят на ладонях учебник, тетрадь. Пусть прикинут, сколько примерно в день, месяц, в год приходит в семью килограммов новых книг, газет, журналов, рекламных листков, призывов голосовать за очередного проходимца, счетов за коммунальные услуги, уведомлений из налоговой инспекции, выписанных рецептов, использованных билетов, шпаргалок, писем, открыток, тетрадок. Сколько картонной упаковки и бумажной обертки вносится в дом (и потом выбрасывается или сжигается) с приобретаемыми товарами.
Но и наконец кто-то должен произнести слово «экспорт». Страна потребляет далеко не всю заготовляемую древесину: значительная часть продается за границу. Что и понятно из таблицы: на одного жителя России приходится более чем по кубу заготавливаемой в год древесины, на среднего жителя Земли — меньше полукуба.
Так, пройдя с изучаемой продукцией путь от детских кубиков до гробовой доски, мы примерно «оправдаем» цифры в таблице, сделаем их правдоподобными, осмысленными. Возможно, на эти вводные подсчеты вы потратите пол-урока (не исключено, что целый урок), но не жалейте об этом. Хотя, на первый взгляд, речь еще не шла о географии, вы сделали очень важное дело — научили школьников думать над географической статистикой, понимать цифры, а не пользоваться ими как абстракциями (сколько ничего не говорящих, ничего не значащих для детского ума млрд м3, млн т, тыс. км2 мусором валяются по нашим учебникам!). Примем во внимание и то, что речь шла о продукции не какой-то второстепенной, а о в высшей степени географичной. О важнейшем для человека, после агропотенциала, ресурсе Земли, то есть о важнейшем посреднике между географией природы и географией человека. Проведенные оценочные подсчеты откроют глаза вашим детям на один из аспектов действительной экономической жизни, научат доходить до сути цифр и фактов (а потом — и явлений), разовьют аналитические склонности. Это даст школьникам для развития навыков самостоятельного познания действительности намного больше, чем глубокомысленные сентенции из учебника вроде: «В России выделяются четыре химико-лесные базы. И сырьевые, и перерабатывающие этажи, и степень их сбалансированности в российских базах неодинаковы».
Теперь меняем вид деятельности. От анализа личного потребительского опыта, опыта родителей, опыта человечества как заказчика отрасли и от соотнесения этого опыта с цифрами переходим к анализу самой таблицы и соотнесению ее с картами.
Начинаем выяснять, ГДЕ человечество берет лес для своих домов, мебели, бумаги, топлива. Ставим детям задачу.
Отметьте светлым маркером (в крайнем случае, подойдет даже и простой карандаш) строки, соответствующие странам, производящим не менее 1% всей мировой древесины.
Совет: Специально не говорите, чему равен 1%. Десятиклассник должен сам догадаться заглянуть в итоговую строку и значение в первой колонке разделить на 100, избрав частное в качестве критерия отбора.
Пока дети будут делать работу, спросите, какое максимальное число отмеченных строк может быть теоретически. Ясно, что 100 (сто стран по одному проценту). Сколько же оказалось? 18. Подавляющая часть производства древесины сосредоточена в ограниченном круге стран. Остальные две сотни стран мира дают небольшие объемы производства.
Попросите одного из учеников подсчитать, какая доля лесной продукции приходится на первые 5, 10 и 18 стран-заготовителей. А тем временем ведите превращение таблицы в карту. Подойдите к доске и — вперед по алфавиту. Начните сами. Нарисуйте с левой стороны доски (чуть ниже средней линии) кружок диаметром 30 см и подпишите «Браз. 200». Дальше вызывайте к доске добровольца, готового по тому же алгоритму изобразить Германию. Он должен догадаться о трех вещах:
а) о картоподобии создаваемой диаграммы (картодиаграммы), то есть должен изобразить «Гер. 40» примерно посередине доске, ближе к верху;
б) о том, что площадь кружка должна быть примерно пропорциональна объему заготовки древесины, то есть диаметры кружков должны соотноситься как квадратные корни из цифр в первой колонке таблицы (иными словами, если Браз. — 30 см, Герм. должен быть 13 см., Рос. — 26 см, США —44 см, Уг. — 12 см** и т.п.; разумеется, большой точности при изображении мелом на доске не требуется).
в) о том, что значения показателя в целях лучшей запоминаемости округляются (трехзначные — до сотен, двухзначные — до десятков).
Если первый доброволец «не въехал», направьте его в нужном направлении, потом помогите еще одному. Каждый из следующих 15 вызванных выбежит к доске уже с посчитанным квадратным корнем и заранее «пристреленным» на доске местом для очередного кружка. 30 секунд — очередная страна.
18 картографически упорядоченных кружков — и на доске 70% (назначенный вами расчетчик уже выдал эту цифру) мировой лесозаготовки. Не смущайтесь, что на созданной вами за 9 минут карте нет контуров стран, не подписаны океаны, не отрисована координатная сетка. Зато ясно выражена информация.
Попытаемся со школьниками уяснить, что отличает страны, попавшие на доску. Версия об уровне развития (экономическая) не проходит. Среди крупных «лесников» и высокоразвитые, и экстремально отсталые страны. Не сработает и версия о «северности-южности» (природная). Но пусть обе эти версии прозвучат; если даже ученики их не выдвинут, спровоцируйте их на это. Выдвинули — отринули (пока). А для решения более всего подходит простое наблюдение: это в основном страны, большие по площади. Чем больше площадь, тем больше, при прочих равных условиях, лесов, тем больше можно валить.
Кто-то из класса наверняка эту здравую мысль выскажет. Назначим критическую группу, которой будет вменено в обязанность за минуту-другую дезавуировать или хотя бы поставить под сомнение сделанное умозаключение. Критики (пусть они смотрят на политическую карту мира) должны будут призвать себе в помощники Австралию, Аргентину, Саудовскую Аравию, Алжир, Судан, Украину — очень большие страны, в группу «лесных однопроцентников» не попавшие. Защитникам тезиса, пожалуй, удастся отклонить «австралийский аргумент»: смотрите в таблицу — Австралия дает все-таки порядочно леса, едва-едва не дотягивает до 1% от мирового (так, попутно развеем расхожий миф о голой Австралии). Расшатать с помощью цифр таблицы можно и аргумент «суданско-украинский». Но все же придется согласиться с тем, что дело не только в площади. Нужно искать дополнительные, модулирующие объяснения. Какие? Новое — хорошо забытое старое. Мы уже успели забыть выдвинутые ранее и, казалось бы, напрочь отвергнутые «природную» и «экономическую» версии. А если вернуться к ним? Если вернуться к карте природных зон, так осточертевшей в 7-м классе. Дальше школьники уже сами пояснят и обогатят картину. Найдут безлесную (степно-пустынную) полосу Земли, разделяющую две великие планетарные рощи — умеренных широт и тропическую. (Напомните детям заодно о существовании «полярной степи» — тундры). Странам, провалившимся в сухие «поляны» между этими рощами (що степной, по больше части, Украине, что сахарскому Алжиру, что Аргентине в ее пампе), негде набрать достаточно леса даже на очень обширных территориях.
Теперь вам остается лишь сделать мелом (желательно цветным) поверх начерченной картодиаграммы географическое обобщение. Охватим ареалом одного цвета кружки Кан., Шв., Фин. и северные части кружков США (поменьше) и Рос. (побольше) и поверх напишем через всю доску ТАЙГА. Через север Фр., Герм. и юг Рос. напишем СМЕШ. и ШИРОКОЛИСТВ. А от Браз. (с заездом верха букв в Мекс.) через Ниг., Конг., Уг., Эф. на Мьянму, Индию, Индонез. и с ответвлением на юг Кит. протянем слова ТРОПИЧЕСКИЕ ЛЕСА. Неприкаянной тогда останется только Ч. Если курс 7-го класса не выработал в детях непреодолимой идиосинкразии к нашему предмету, то о Ч. они знают только, что это пустыня Атакама. Откуда же тогда столько леса? Смотрим на карту растительности. Юг страны — в тех же широтах, что и Франция с Южной Германией, здешние леса — аналог европейских смешанных широколиственных, только в Южном полушарии.
А как же «экономический» фактор? Мы не раз вспоминали о нем, но пока никак им не воспользовались в наших объяснениях. Неужели уровень экономического развития никак не влияет на лесную промышленность? Разумеется, влияет. И это видно уже из того, что, например, США, существенно меньшие, чем РФ, производят намного больше древесины. Что сравнительно небольшие, сильно распаханные и застроенные Франция и Германия умудряются на ограниченных лесных площадях собирать вместе урожай древесины с половину российского. Это достигается главным образом благодаря хорошо спланированным лесопосадкам деревьев, древесина которых быстро достигает спелости, хорошему уходу за ними, своевременной вырубке и оперативному восстановлению.

Статуэтка, изготовленная в знак признательности американским лесохозяйственным службам

Статуэтка, изготовленная в знак признательности
американским лесохозяйственным службам

Чтобы акцентировать влияние фактора экономического развития на лесную промышленность, перейдем к анализу второй колонки цифр. Проделаем с ней такую же работу, что и с первой. Поверх выделения светлым маркером будем обводить более интенсивным цветом числа, превышающие 1% от мирового производства деловой древесины. Поясним школьникам, что деловая древесина — та, что идет на использование в промышленности или строительстве. Вся заготовляемая древесина делится на деловую и дровяную (которая идет на дрова или пережигается в древесный уголь).
Сравнивая выделения светлым маркером (страны-однопроцентники по всей древесине) и отметки темным (по деловой древесине), школьники увидят, что состав стран претерпел изменения. Из заметных производителей выпали Мексика, Мьянма, Нигерия, Уганда, Эфиопия. Что объединяет эти страны, школьники ответят без труда. Все они — развивающиеся. Резко, головокружительно снизила свой рейтинг и развивающаяся Индия (по всей древесине ее доля в мире почти 10%, по деловой — чуть больше 1%). Кто же «на новенького» вошел по деловой древесине в группу лидеров? Австралия, Новая Зеландия, Польша, ЮАР. И почти вошла Япония.
Вывод, который школьники должны сделать, прост и напрашивается сам собой. Развитые страны пускают добываемую древесину в дальнейшую переработку, стремятся выжать из нее максимум прибыли, создавая на ее основе новые ценности. Развивающиеся же страны... Школьники сами смогут продолжить ответ. А чтобы сделать его более аргументированным, нужно произвести самостоятельное заполнение крайней правой колонки в таблице (ограничимся пока только 18 странами, отмеченными светлым маркером, четырьмя «вновь прибывшими», а также Японией, не забудем, конечно, и о последней строке — мировом итоге).
Очень большую часть заготовляемой древесины, едва ли не всю, сжигают Индия, Уганда, Эфиопия; больше половины — Бразилия, Индонезия, Китай, Конго, Мексика, Мьянма, Нигерия и т.д. Зачем им столько дров? Ведь это страны совсем не холодные. Даже в России, где без дров многие сельские, да и некоторые городские населенные пункты просто бы прекратили свое существование в первый же зимний месяц, доля дровяной древесины не превышает трети. Зачем в тропиках дрова? Сельские дети и привычные к костру завзятые туристы, наверное, быстрее найдут ответ. Дровами не только отапливаются — на них готовят пищу. «Почему бы не готовить на газовой или электрической плите, — с недоумением спросит школьник, выросший в квартире со всеми удобствами, — ну, на керосинке, в крайнем случае?» Но то-то и оно, что страны эти — развивающиеся: газификация и электрификация еще не продвинулись так, чтобы охватить большинство семей. Хотя в некоторых из этих стран есть нефть и газ, правящим кругам выгоднее продавать их за рубеж по ценам мирового рынка, чем по внутренним ценам своим нищим крестьянам.
По существующим оценкам, в современном мире 2/5 (!) людей в приготовлении пищи зависят от древесного топлива. И это наиболее быстро растущая часть человечества, она ежегодно увеличивается по меньшей мере на несколько миллионов.
Не следует, впрочем, полагать, что весь сжигаемый в домашних очагах лес можно было бы использовать как деловую древесину, если бы в каждой семье появилась газовая или электрическая плита. Сжигаемая древесина чаще низкокачественная. Леса развивающихся стран — это совсем не то, что ровные плантации во французских Ландах с «калиброванными», одно к одному, деревьями.
Выясним теперь, куда идет деловая древесина. Основная часть в мире используется в качестве лесоматериалов — бревен, бруса, досок, фанеры, шпона и подобных продуктов, где древесина не утрачивает своей видимой структуры. В последние десятилетия все больше древесины перемалывается для производства панелей (ДСП, ДВП, МДФ и др.). Растущие потребители древесины — целлюлозные, целлюлозно-бумажные и целлюлозно-картонные заводы.
Какова доля леса, идущего на целлюлозу? (В России отрезки бревен, направляемых на ЦБК, принято называть странным словом балансы). Поручим школьникам быстро произвести расчет в целом по миру и по лидирующим странам.
В третьей колонке цифр, как и при анализе других колонок, отметим страны, превышающие 1% от мировой заготовки балансов. Кто новый появился в числе однопроцентников? Испания и Чехия. Это страны бюрократической, переводящей немыслимое количество бумаги, Европы. Из развивающихся стран с балансами в список добавилась лишь одна Боливия.
Попросим школьников сопоставить состав ведущих стран (по критерию «1% от мира») по трем показателям: а) вся древесина, б) деловая древесина, в) древесина на целлюлозу. Подсчитаем в каждом случае общее количество стран и долю среди них развитых (европейские бывшие соцстраны будем рассматривать среди развитых). Видно, что с продвижением от «древесины вообще» через «древесину деловую» к «древесине для производства бумаги и упаковки» позиции развитых стран усиливаются, развивающихся — слабеют. Этот завершающий вывод под силу сделать самим ученикам.
Тем, кто заинтересовался работой, в качестве домашнего задания, предложите проделать подсчет по клеткам двух пустых колонок сплошняком и обдумать результаты. Вариант: разделите класс на пять групп и поручите каждой проработать данные по одной части света: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия и Океания. Работа сама по себе несложная. Сложность для детей будет в том, чтобы из алфавитного списка правильно «отловить» страны, относящиеся к разным регионам. Сложно, но очень полезно; подобные работы способствуют тому, что в сознании детей закрепляются важнейшие географические ориентиры.

Статья подготовлена при поддержке компании «Нужные люди». В современном мире профессиональный работник ценится выше, чем новичок. Различные тренинги позволят повысить уровень работы на порядок. На сайте, расположенном по адресу www.Asales.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, воспользоваться услугой «тренинг продаж» по выгодной цене. Компания «Нужные люди» специализируется на проведении корпоративных тренингов по улучшению уровня рабочего персонала.


* Данные о производстве древесины в России по статистке ФАО несколько больше, чем по данным Госкомстата РФ. Это может быть связано и с различными методиками измерения (в нашей статистике принято мерить древесину в так называемых плотных м3), и с тем, то эксперты ФАО попытались скорректировать цифру на заготовленную древесину, скрытую от учета.
** Размеры кружков, естественно, могут быть пропорционально изменены в зависимости от площади классной доски.