Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №44/2004

Инструментарий


Школьные метеонаблюдения

К.С. ЛАЗАРЕВИЧ

Статья опубликована при поддержке компании "ТерраОкна", основной сферой деятельности которой является производство, продажа и установка пластиковых окон и алюминиевых конструкций в Москве и Московской области. "ТерраОкна" — это высокое качество продукции (компания является сертифицированным дилером одного из лидеров в области производства пластикового профиля - компании REHAU), широкий ассортимент (7 видов окон из ПВХ и аллюминия), энергосберегающие стеклопакеты, окна с ламинацией, нестандартные окна, отделка и остекление балконов и лоджий, изготовление и установка жалюзи. И все это по весьма привлекательным ценам, ознакомиться с которыми можно на интернет-странице по адресу http://terraokna.ru/prices.html. Добавьте к этому индивидуальный подход к каждому клиенту, возможность изготовления оконных конструкций самых разнообразных размеров, форм и цветов, а также нестандартных изделий специально под заказ, кратчайшие сроки исполнения заказов и высокопрофессиональный и аккуратный монтаж, и, уверены, выбор в пользу компании "ТарраОкна" для Вас станет очевидным. С подробной информацией о компании можно познакомиться на сайте terraokna.ru.

О том, как наблюдают погоду на метеостанциях, наша газета уже писала (К.С. Лазаревич. Наблюдаем погоду//География, № 39, 41/96). Но многочисленных дорогостоящих приборов в школе нет, а если бы и были, с ними ведь надо уметь обращаться. Так что наблюдение погоды в школе по программе метеостанции невозможно да и не нужно. Однако показать школьникам, что такое наблюдение погоды, будет полезно. Они не только получат знания по курсу географии, они научатся работать с измерительными приборами, у них разовьется наблюдательность, они приобретут навык обработки материалов, полученных при собственных наблюдениях.
Наблюдения на метеостанциях ведутся круглые сутки. В школе этого не организуешь, от ночных наблюдений придется отказаться.
Из приборов нужен наружный термометр, очень желателен барометр-анероид. Соорудите флюгер — достаточно, чтобы он показывал направление ветра, силу ветра будем определять по его воздействию на предметы.
Наблюдения лучше всего поручить группе учеников, распределив между ними сроки наблюдений так, чтобы для каждого по дням чередовались утренние, дневные и вечерние наблюдения.
Выберите сами время наблюдений утром, днем и вечером, которое для вас удобно; утренний срок лучше выбрать как можно более ранний, вечерний — как можно более поздний, дневной — желательно в 14 часов, возможны отклонения на час в ту или другую сторону. Выбранные вами сроки соблюдайте точно, иначе нельзя будет сравнить наблюдения в разные дни.
Результаты наблюдений заносите в таблицу.

Время
наблю-
дения
Темпе-
ратура
воздуха,
°С
Дав-
ление
воз-
духа,
мм рт. ст.
Ветер Сол-
неч-
ное
сия-
ние
Облач-
ность
Осадки,
мм
Метео-
роло-
гичес-
кие
явле-
ния
число срок нап-
рав-
ление
сила баллы виды
обла-
ков
C утро C C C C C C C C C
C день C C C C C C C C C
C вечер C C C C C C C C C
C C C C C C C C C C C

Если за каким-то метеорологическим элементом (например, давлением) наблюдения не проводятся, соответствующую графу в таблицу не включайте.
Температуру можно измерять обыкновенным наружным термометром, который помещают за окном. Непременное условие: на термометр не должны падать прямые солнечные лучи, он всегда должен быть в тени, иначе показания будут неверными.
Давление измеряют при помощи барометра-анероида. В отличие от других приборов, его можно держать в комнате. Перед тем как прочесть величину давления, слегка постучите ногтем по стеклу барометра, возможно, вы увидите, что стрелка сместилась немного в сторону большего или меньшего давления; отметьте это в таблице, например так: 742 — это будет означать, что давление 742 мм и оно растет; 750 — 750 мм, падает; если стрелка не сдвинулась, знак роста или падения не ставьте.
Направление ветра — это направление, откуда дует ветер. Ветер, дующий на юг — северный, на юго-запад — северо-восточный. Направления обозначают сокращенно: С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, З, СЗ. Полные названия промежуточных румбов (северо-восток, юго-восток и т.д.) пишут через дефис (черточку), сокращенные — без дефиса: СВ, ЮВ... Если ветра нет, вместо направления пишут «Тихо», в графе «сила» ставят прочерк.
Силу ветра указывайте, выделяя слабый, умеренный, сильный, штормовой. Слабый ветер колеблет небольшие ветки с листьями, рябит поверхность воды; зимой заметно отклоняет падающий снег, но лежащий на земле не поднимает. Умеренный ветер колеблет ветки деревьев даже если они без листвы, поднимает с земли пыль, обрывки бумаги, недавно выпавший снег. При сильном ветре качаются большие голые сучья, около домов и других неподвижных предметов слышен свист, гудят провода; на гребнях волн появляются белые «барашки». Бурный, или штормовой, ветер качает большие деревья, ломает ветви и сучья, заметно затрудняет всякое движение против ветра; сильный шторм и крайняя его степень — ураган производит разрушения.
Солнечное сияние обозначается значком . Если солнце совсем не закрыто облаками, светит в полную силу, возле этого значка ставится двойка — справа вверху, как показатель степени: . Если солнце слегка притуманено, но светит ярко, предметы отбрасывают четкие тени, показатель степени не ставится, то есть подразумевается, что это первая степень. Если предметы теней не отбрасывают, солнце за облаками, но видно, где оно, ставится нулевая степень: . Если даже нельзя определить, где солнце, оно полностью спрятано облаками, либо еще не взошло (утром) или уже зашло (вечером), знак солнечного сияния не ставится. Солнце может сейчас ярко светить, а через минуту исчезнуть за облаком, поэтому солнечное сияние определяют точно в срок наблюдения.
Облачность — это степень покрытия небосвода облаками. Ее измеряют в баллах. Если облаков нет — 0 баллов, если все небо закрыто облаками — 10 баллов. Каждый балл — одна десятая часть небосвода. Определяют число баллов на глаз. Не имея опыта, сделать это не легко. Лучше всего выйти на улицу вдвоем или втроем, посмотреть на небо, потом по команде показать столько пальцев, сколько баллов, по мнению каждого, составляет облачность, а в качестве итога взять среднее. Только не приводите дробные цифры: если, например, один показал четыре пальца, а двое других по три, то среднее будет 31/3; пишите 3. Учтите, что тонкие, прозрачные облака, сквозь которые хорошо пробиваются солнечные лучи, — это тоже облака, поэтому облачность может быть значительно больше, чем это кажется на первый взгляд. И еще возьмите на вооружение вот такой знак: ; он означает, что все небо в облаках, но есть отдельные небольшие просветы.
Фотографии облаков разных видов (слоистые, кучевые, перистые) приведены в учебниках. Если вы видите, что на небе облака разных видов, пишите все, которые есть.
Количество осадков измеряется не в срок наблюдения, а за период между сроками. Возьмите сосуд с вертикальными стенками и поставьте его так, чтобы в него свободно попадали выпадающие осадки. Измерьте слой воды, который образовался в сосуде от дождя между сроками. Он редко будет превышать 10 мм, чаще вы встретитесь со случаем, когда дождь был, но не набралось и миллиметра; так и запишите: «менее 1 мм». Если сухо и тепло, лучше не ждать срока наблюдения, а сразу после дождя измерить, сколько выпало, иначе все высохнет. Если выпадали твердые осадки — снег, град — сначала дайте им растаять, а потом измерьте слой воды.

Количество осадков можно измерить и точнее: слить всю воду из дождемерного сосуда в мензурку и определить объем воды, а потом разделить этот объем на площадь дна сосуда. Если учитель уверен, что ученики с такой процедурой справятся, имеет смысл ее предложить.

Метеорологические явления в срок наблюдения нужно отмечать обязательно, но будет очень хорошо, если и между сроками удастся записать, что дождь или снег начался тогда-то и кончился тогда-то, что в такое-то время была гроза и т.д. Чтобы всё поместилось в таблице, существуют значки. Вот некоторые из них.

    Дождь
    Морось — очень слабый и мелкий дождь, при котором даже кругов на лужах не видно
    Снег (не лежащий на земле снежный покров, а выпадение снега, снегопад)
    Град
    Гроза
   Отдаленная гроза
Туман
  Роса
  Иней
  Позёмок — слабая метель без выпадения снега, только по поверхности снежного покрова движутся белые полосы
  Низовая метель — снег не выпадает, но метет не только по земле, но и на высоту человеческого роста
  Общая метель, с выпадением снега
  Вьюга — метет сильно, так что нельзя определить, выпадает снег или нет
Знаки дождя, снега, тумана, низовой и общей метели можно, как и знаки солнечного сияния, сопровождать показателями степени: 0 — явление слабое, 2 — сильное, без показателя — умеренное.
Вот пример записи.

Она расшифровывается так:
С 15.30 шел умеренный дождь, в 16 часов он перешел в сильный; тогда же началась гроза, она кончилась в 16.20, а сильный дождь прекратился в 16.30. С 20 часов наблюдался туман, когда он кончился, не отметили.
Если какое-то явление идет с перерывами — то начинается, то кончается, можно между цифрами, обозначающими начало и конец явления, поставить многоточие: 11...13, то есть слабый дождь шел с перерывами с 11 до 13 часов.
Для записи более подробных сведений — всего, что покажется вам интересным, — хорошо завести специальную тетрадь, общую для всех, кто участвует в наблюдении.
Сможете отметить много явлений, значит, вам повезло, погода была разнообразной, а сами вы были наблюдательны, сумели все увидеть.