Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2005

Многонациональная Россия


Украинцы России: этническая самобытность
на примере села Харьковка
Старополтавского района
Волгоградской области

А.Н.НОВИК
учитель географии СШ № 1
пос. Московский Ленинского района Московской обл.

Украинцы — третий по численности этнос нашей страны, перепись населения 2002 г. зарегистрировала в России 2 943 тыс. украинцев. Это 2% населения страны*. Удельный вес украинцев значителен во всех субъектах РФ.
Украинцы села Харьковка Старополтавского района Волгоградской области — малая часть украинцев в РФ. Но в их жизни отразились общие черты, характерные для этого народа в России.
История села Харьковка начинается с 1840 г., когда здесь, в Заволжских степях тогда Самарской губернии, появились первые переселенцы с Украины. Основав первые поселения, они дали им названия по местам своего прежнего проживания — Харьковской и Полтавской губерний. Это характерно для украинских населенных пунктов и в других регионах России. Впервые украинцы появились в этих местах еще в XVIII в. Они занимались «чумачеством» — перевозили по Эльтонскому тракту на подводах соль от озера Эльтон в Покровскую Слободу (ныне — город Энгельс Саратовской области), а также в Камышин. Но здесь они не осели и позже покинули край.

Река Отрожина возле Харьковки. Островок зелени в желтовато-серой знойной степи

Река Отрожина возле Харьковки.
Островок зелени в желтовато-серой
знойной степи

На украинцев Харьковки значительное влияние оказало совместное проживание в селе вместе с русскими, казахами и немцами. В первые десятилетия советской власти село входило в состав Республики немцев Поволжья. В военные годы численность немцев резко сократилась, и ныне здесь проживает всего несколько немецких семей. Повсеместно распространены смешанные браки, в результате которых усиливаются процессы ассимиляции. Испытывая влияние других этнических групп, украинцы со своей стороны оказывают влияние и на них. Так, в селе много казахов, разговаривающих на диалекте украинского языка. В некоторых казахских семьях разводят свиней.
Самые распространенные фамилии в Харьковке — украинские, много украинцев с русскими фамилиями. Значительно меньше казахских и немецких фамилий. В селе проживают чуваши, марийцы и чеченцы.
Село Харьковка находится в зоне сухих степей с полынной растительностью. Климат здесь достаточно суров: лето жаркое, сухое, с высокими средними температурами (до 40°), зима холодная, нередко малоснежная. Село находится на берегу речки Отрожина (украинские названия «отрожок», «отрожка» — ответвление, в данном случае — приток реки Соленая Куба), которая вниз по течению перекрыта насыпной плотиной, что позволяет сохранить воду в реке в период знойного лета.
Первоначальный язык украинцев Харьковки относился к говорам Восточной Украины, но под влиянием внешних факторов и контактов с русскими он стал изменяться; в него влились новые слова, произошли заимствования. Особенно украинский язык стал терять позиции в связи с появлением центрального телевидения и радиовещания. Среди молодежи и людей среднего возраста характерно двуязычие: в семье или с односельчанами они легко общаются на смешанном русско-украинском диалекте, а при поездках в крупный город или в контактах с незнакомцами стараются переходить на русский. Носителями украинского языка остаются пожилые люди, которые не так уж часто выезжают из села, да им и трудно изменить свой лексикон. Особенно часто в речи используются украинские слова, передающие эмоциональное состояние человека.
Основу хозяйства села ранее составляло растениеводство (пшеница, кукуруза, овощи) и животноводство (свиньи, овцы, крупный рогатый скот), но в последнее десятилетие экономическое состояние колхоза «Харьковский», как и многих других, стало критическим: опустели фермы, сорняком заросли многие поля. Заработная плата колхозников очень небольшая, лишь в урожайные годы (обычно раз в три года) колхоз может выплатить работникам премиальные. Поэтому основу экономической жизни сельчан ныне составляет приусадебное хозяйство и выращивание «скотины» на продажу. Характерны большие огороды, на которых выращивают разнообразные овощи — помидоры, огурцы, капусту, картофель, лук, чеснок и бахчевые — арбузы, дыни. Большие грядки в сильную жару требуют частого полива. Воду обычно качают из реки насосами, находящимися в индивидуальном или совместном пользовании нескольких хозяев. В огородах много разнообразных цветов, садовых деревьев (яблоня, груша, вишня, слива, абрикос, тёрн), кустарников (смородина, малина), выращивают паслён. Ежегодно колхоз выделяет наделы за пределами села под картофель.
Во дворах обычно много «живности» — коровы, свиньи, овцы, куры, утки, индюки (их число иногда достигает десятка голов и более). Продажа мяса — один из главных источников доходов семей.

Центр села Харьковка. Памятник односельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной
Центр села Харьковка.
Памятник односельчанам, погибшим
на фронтах Великой Отечественной

Как и любое другое украинское село, Харьковка отличается чистотой и, несмотря на засушливость климата, зеленью. Улочки прямые, соединенные друг с другом «проулками», вдоль улиц много деревьев, особенно тополей. Дома хотя бы одной стороной выходят на улицу, практически у каждого дома есть палисадник с деревьями и цветами. Прежде дома строились из саманного кирпича, затем их обивали досками, чтобы дождь не размочил глину. Крыша обычно шиферная, реже — железная. В последнее время строят кирпичные дома, но еще сохранились, хотя и в аварийном состоянии, чисто глиняные хаты. Деревянные дома обычно окрашены в оттенки зеленого или красного цветов, кирпичные — белые с синими краями. Среди хозяйственных построек во дворе выделяются летняя кухня, «погребица», гараж, сараи.
В старых хатах, где живут в основном немолодые люди, обычно выделяются сени, холодные зимой, передняя и задняя комнаты. Стены чаще побелены или покрашены белой краской. В новых домах стены оклеены обоями, как в городских квартирах. Печь постепенно исчезает из интерьера. В кирпичных домах устраивают водяное отопление. В 2001 г. в село провели газ, и люди постепенно переходят на газовое отопление. Для хат традиционно характерны небольшие окна со ставнями, что позволяет сохранять прохладу в жаркие летние дни и тепло в холодную зиму. В новых кирпичных домах окна большие, ставен нет.
Одежда украинцев Харьковки не отличается выраженными национальными особенностями. Население старается следить за «сельской» модой, а молодежь одевается по-европейски. Только у пожилых людей можно видеть традиционную украинскую одежду.
В питании украинцев Харьковки много традиционных блюд. Главная роль в питании отводится хлебу. Из пшеничной муки в газовых духовых печах выпекают продолговатые «паляницы», также распространены пироги для повседневного стола («пампушки», «оришки») и праздничных дней («шишки», «каравай», «паска» и т.д.), блины и оладьи. Появился новый вид пирога, с паслёном и «затиркой», — «куха», который, вероятно, был заимствован у немцев (нем. «Kuchen» — пирог). Большой популярностью пользуются галушки, лапша, а также вареники с вишней, паслёном, картошкой или творогом. Среди первых блюд наиболее распространен борщ. Широко используются в рационе молочные блюда — молоко, сыр, творог, сливки, масло, которые зачастую готовят самостоятельно. Что касается мяса, наибольшее предпочтение отдается свинине и баранине, существуют разнообразные формы заготовки сала (копчение, топление, засолка). Основные мясные блюда — холодец, голубцы, зельц, пельмени, котлеты. Излюбленным напитком, особенно жарким летом, служит холодный квас (из которого готовят окрошку); делают разнообразные фруктовые компоты. Праздничные столы, несмотря на тяжелое экономическое состояние, накрыты богато — признак украинского хлебосольства.
Широко практикуется заготовка на зиму: традиционная — соление капусты, огурцов, помидоров, сушение фруктов и ягод, и новая — маринование и консервирование. Излюбленным лакомством считаются вареные раки, которые водятся в речке Отрожина, широко распространены рыбные блюда — уха, рыба жареная и сушеная.

Первые помидоры
Первые помидоры

Контакты с другими этническими группами и увеличение подвижности населения привели к появлению в рационе новых блюд — пельменей, плова, шашлыков, разнообразных салатов. Разумеется, используются и привозные продукты пищевой промышленности — колбасы, сладости, макароны, кетчуп, газированные напитки, кубики «Кнорр» и другие.
В семейных отношениях четко прослеживается почитание старшего поколения, особенно бабушек и дедушек, и забота по отношению к младшему поколению — детям и внукам. Особенно сохранились украинские традиции в свадебных обрядах, хотя и они стали намного проще в связи с общей унификацией в советское время. Так же, как и на Украине, предсвадебный цикл начинается со сватовства. Свадебный обряд начинается с посещения женихом дома невесты, прохождением им ряда испытаний и дальнейшим выкупом невесты у ее брата или родителей. Приезд новобрачных в дом жениха сопровождается встречей молодых родителями с хлебом-солью, осыпанием конфетами, зерном, монетами. За столом рядом с женихом и невестой садятся «дружок» и «дружка» (свидетели), затем родители и ближайшие родственники. Свадебное гулянье отмечается особенной пышностью и весельем, особенно на второй день, когда устраивается гулянье ряженых: невесты (ряженый мужчина), жениха (ряженая женщина), цыганки и военного (обычно моряка). Во второй день обычно катают мать жениха на тележке («возок»). Много песен, игр, шуток, розыгрышей. Вообще любое украинское застолье, где бы оно ни проходило — в селе или городе, сопровождается весельем, исполнением народных песен.
В последнее десятилетие у украинцев Харьковки возрождаются церковные обряды, в частности, обряд крещения новорожденных с выбором кума и кумы. Родственные отношения по линии кумовства зачастую довольно крепкие. Традиционно поминание усопших после похорон, на 9-й и 40-й дни, а также через каждый год с традиционной кутьей и лапшой. На Рождество и Масленицу — веселые гулянья.
В духовной жизни отмечается слияние православной веры и веры в сверхъестественные силы. Например, летом есть день «Палий», в который запрещается работать, нарушив этот запрет, человек якобы навлекает на себя огонь и пожар. Традиционны боязнь кладбища в ночное время, верование в нечистую силу, в духов курганов древних кочевых народов, которые могут помочь в поисках клада.
Национальная культурная фольклорная традиция в селе поддерживается женским ансамблем народной песни «Харьковчанка», который исполняет не только украинские, но и русские народные песни на сельских праздниках, а также выезжает с концертами в райцентр, участвует в областных смотрах самодеятельности и имеет широкую популярность. Одновременно, в селе проходят молодежные дискотеки, на которых исполняется современная популярная музыка.
Таким образом, украинцы села Харьковка при сохранении традиций и национальных особенностей испытывают двустороннее влияние: первое — со стороны соседних этнических групп, заимствуя их традиции, кухню и т.д.; второе — со стороны общегосударственных изменений, унификации различных аспектов жизни — как в одежде, рационе питания, так и в праздниках, культуре, общении. С конца 70-х годов усилился отток украинцев из сельской местности в крупные города, но и вдали от родного села они пытаются сохранить родственные и земляческие связи. Особенно четко у украинцев, где бы они ни жили, прослеживаются особенности характера и нормативно-поведенческой культуры.


* В действительности украинцев и людей, в чьих жилах течет кровь малороссийской ветви большой русской нации, в РФ гораздо больше. Просто многие украинцы и дети от украинско-инонациональных браков в РФ записываются русскими. Ведь для этого нет никаких моральных препятствий: столь велико этническое, антропологическое и лингвистическое сродство. — Прим. ред.