Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №4/2005

Профильное обучение


Пространственное
разнообразие России

Элективный курс для 10–11-го классов
(35 часов)

С.В. РОГАЧЕВ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предназначение, концептуальное
и методическое своеобразие курса

Курс предназначен в первую очередь для учащихся, избирающих гуманитарную (обществоведческую, филологическую, культуроведческую) или творческую стезю. В курсе методы художественного постижения территории на равных началах взаимодействуют с методами познания научными. Ключевое для курса понятие образа территории является фундаментальным и для литературы, искусства, культурологии, а также ряда других новых направлений обществоведения.
В каждой изучаемой местности России выявляются ее главные, наиболее яркие отличительные черты — специфические, портретные. При этом используются принципы творческой типологии: в образе каждой местности — уникальное для нее и типичное для более обширного ареала.
Материалом для введения в анализ территориальной специфики служат гербы и эмблемы городов и районов (муниципальных образований) России. Важно, однако, отметить, что курс — вовсе не геральдический. В рамках решаемых в курсе задач гербы интересны не сами по себе, а постольку, поскольку они являются визитными карточками территорий и обычно сочетают в себе как «мнение местности о самой себе» (автообраз), так и ее позиционирование в контексте крупного региона и страны в целом.
В гербах, как правило, закодирована обширная географическая, этнологическая, историческая, экономическая и культурная информация. Ее расшифровка превращает уроки по курсу в почти детективное, увлекательное действие. При этом достигается высокий уровень усвоения материала учащимися. Сочетание художественных изображений, условно-схематических знаков, текстовой информации и языка карты позволяет достичь воздействия на разные коммуникативные каналы каждого конкретного ученика с его личностными особенностями и класса в целом. Педагогически очень привлекательные и почти неисчерпаемые возможности открываются для учителя по формулированию «следовательских» заданий учащимся в сети Интернет.
В ходе работы по программе формируются аналитические навыки и развивается способность к обобщению. Каждый урок предполагает активную самостоятельную работу учащихся: проникновение в образы местностей — выявление объединяющих черт между разными местностями и на этой основе — типизация территорий более высокого иерархического уровня — установление связей между образами — географическая режиссура образов. Учащиеся постепенно сами начинают строить образные карты российских регионов, идут к формированию своего собирательного образа (или «многообраза») Родины.
Курс предполагает не только интеллектуальную, но и большую эмоциональную, душевную работу учащихся: прочувствовать территорию — осознать личное восприятие местности — выстроить отношение к разным уголкам страны. Курс призван пробудить и некоторые намерения: желание учащихся по мере взросления так или иначе содействовать развитию городов и весей родной страны, стремление в рамках гражданского общества влиять на региональную политику государства.
В отличие от традиционных базовых курсов географии, прямо «со старта» начинающих оперировать крупными и как бы заведомо данными территориальными общностями («пояс», «зона», «экономический район», «сельская местность» и т.п.), которые учащимися часто воспринимаются как абстракции, настоящий курс использует в качестве базовой оперативной единицы реальные местности — города и сельские районы. То есть местности, которые вполне можно окинуть мысленным взором. Ведь каждый школьник живет либо в городе, либо в сельском районе и более или менее их себе представляет, а значит, может представить и другие. При этом — следует отметить — вовсе не ставится цель, чтобы школьник запомнил все многочисленные названия малых городов и районов. Однако познакомиться с ними, услышать хоть раз на уроке про Базарно-Карабулакский или Смирныховский район — хорошо. Любое новое географическое название, а тем более родное, для развития человека — благо (как новый знакомый в жизни, как новое слово в лексиконе).
Коллекционируя, анализируя и комбинируя образы «низовых» местностей, учащиеся постепенно приходят к самостоятельной потребности типологизировать, районировать, зонировать. И сами выходят на географические обобщения. Это естественный и для художественного творчества, и для разумно преподаваемых наук путь осознания и познания: от опыта (наблюдения, слушания, общения, эксперимента и т.п.) к обобщению.
Курс открывает широкие возможности для модификаций сообразно специализации класса: по усмотрению учителя может быть усилена литературная, музыкальная, изобразительная или экономическая компонента.
Методология построения курса от наблюдений (в сущности — от опыта) к выводам и обобщениям (в сущности — к модели) может оказаться привлекательной и для учащихся естественно-научного профиля (особенно физиков). К тому же, инженерно-физическая общественность в России издавна была весьма активной силой во внутреннем познавательном туризме, в формировании локальных песенных фестивалей, в освоении культурного наследия карты Родины. Поэтому курс, сфокусированный на научно-художественном познании местностей России, имеет высокие шансы быть выбранным для изучения родительскими комитетами физматклассов.
Курс не предполагает сплошного рассмотрения территории России (до каждого города, до каждого района), а ведет подробное рассмотрение 16 ключевых участков, расположенных в разных концах страны. При отборе этих участков автор руководствовался типологической целесообразностью, однако не всегда был полностью свободен в выборе: дело в том, что процесс местного герботворчества прошел еще далеко не по всем регионам России. Приходилось выбирать из территорий, уже относительно хорошо «покрытых» местными визитными карточками.
Помимо 16 ключевых территорий в курс, в случае необходимости и в зависимости от места расположения школы, могут быть включены и некоторые другие регионы, по которым имеется достаточно геральдического материала. Эти альтернативные варианты помещены в программе с литерами .
Курс «Пространственное многообразие России» требует, можно сказать, некоторого творческого горения. Он не может вестись методами дисциплинарно-репрессивной педагогики. Здесь нужно заинтересованное сотрудничество учителя и учеников в познавании и переживании пространства. Выбирать этот курс следует там, где школьники начинают осознавать себя гражданами своей страны и где учитель готов к самоотдаче.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
1.1. Образ территории

Представление об образе территории, из каких компонентов он складывается и с помощью каких средств может быть выражен. Модель традиционной научно-справочной характеристики местности: инвентаризация. Модель научно-аналитической характеристики местности: структурно-функциональные схемы. Модель научно-синтетической характеристики местности: типологические портреты. Модель художественного восприятия местности: пейзаж в литературе, изобразительном искусстве и музыке.
Соотношение и взаимодействие научного (типология) и художественного (литературная или живописная типизация) методов в конструировании образа территории. Соотношение экономико-географического понятия «специализация территории» и общекультурного понятия «образ территории». Метод сравнения. Метод типологии.
Образчики ярких и емких характеристик городов и районов в трудах крупных отечественных и зарубежных географов. Географические метафоры. Проблема выделения главного в характеристике территории. Проблема соотношения «взгляда изнутри» и «взгляда со стороны». Примеры «географичных» пейзажей в изобразительном искусстве и литературе. Типические черты людей (облик, поведение, способности), населяющих ту или иную местность, в произведениях искусства (портрет, коллективный портрет, психологизм, социологизм). Образы стран, районов, городов в музыкальной культуре.
Местные мифы (древние и современные) и отражение сути территорий в фольклоре. «Знаковые» события как проявление сути местности в критические моменты развития. Выражение местных черт в анекдотах и устойчивых стереотипах. Голос местности — топонимика. Особенности поведения и творчества знаменитых уроженцев как проявление местного характера. Народные художественные промыслы как компонент образа местности.
Эмблемы и гербы как визитные карточки местностей, концентраторы наиболее важных отличительных черт городов, сел, районов. Географическая и регионоведческая составляющая геральдики. Язык геральдики. Принципы отбора содержания при конструировании герба. Механизм герботворчества.
Экспрессия (выразительность) географического образа.

1.2. Образная карта

Пространственное упорядочение местных образов, их географический синтез и анализ (препарирование) для нового, более высокого синтеза. Новые качества, которые начинают проявлять образы местности в единой территориальной системе. Образная карта как пространственная картина, средство познавательного, эстетического и эмоционального освоения территории. Зонирование и районирование образов. Установление пространственных взаимосвязей между образами: причинно-следственных, функциональных, корреляционных. Географическая режиссура образов на карте.
Соотношение карт традиционных и карты образной. Соотношение между геральдическими фигурами и картографическими условными знаками. Масштаб образной карты. Технические приемы работы с образной картой. Опыт самостоятельного составления образной карты. Компьютерное моделирование образной карты как многомерного пространства. Проблема сбора информации для составления образной карты.

2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
2.1. Западные рубежи

2.1.1. Чудско-Ильменский край
Псковская и Новгородская области

Озерно-болотная область. Балтийско-Каспийский водораздел. Бедность почв. Скудость сельской жизни и малохлебность. Подтаёжье. Политико-географическое положение: приграничность, рубежность. Транзит. Культурные заимствования и культурное противостояние. Александр Невский. Александр Матросов. Военная слава и военные трагедии.
Местность в творчестве А.Пушкина, Ф.Достоевского, Арс. Тарковского, И.Бунина, Н.Римского-Корсакова.

2.1.1-а. Альтернативный вариант: Русское Поднепровье и Подесенье
Смоленская и Брянская области

2.1.2. Русская Прибалтика
Ленинградская область и Санкт-Петербург

Ощущение Балтики и Скандинавии. Финский экономический палимпсест.
Сухопутные связи из глубины материка к «средиземному» Балтийскому морю: из Варяг в Греки, Окно в Европу, Мариинка и Волгобалт, первая русская железнодорожная магистраль Москва—Петербург и Тихвинская рокада.
Фронт и тыл. Настороженность, кровопролитие и скорбь в образах передовых западных рубежей. Деловитая тыловая поддержка восточных районов: корабли для петровского флота, энергия для современного пятимиллионного города, алюминий для современной экономики. Лесные углы и ЦБЗ.
Зона влияния второй столицы. Дворцово-парковая и крепостная агломерация Петербурга. Очаги старинных монастырей и индустриальные очаги первых пятилеток.

2.1.3. Синтезирование образа Русского Запада
Итоговая работа: распространение качеств, выявленных на примере отдельных частей региона, на весь регион западных рубежей России. Дополнение и модификация собирательного образа. Отбор портретных черт для формирования банка типологических характеристик. Разделение типичного и уникального, сплошного и очагового, видимого при взгляде извне и при взгляде изнутри. Отбор возможных черт для формирования собирательного образа всей России.
Обзор сопредельных территорий Прибалтики и Белоруссии.

2.2. Русский центр

2.2.1. Москва-река
Часть Московской области и Москвы (без Мещеры)

Бассейн, невыраженные водоразделы. Древние волоки и современные магистрали. Притоки Москвы-реки, водохранилища, каналы. Родники.
Московско-днепровская приводораздельная лесная пустыня, аграрные теряющие население периферии, маленькие городки. Незажившие шрамы внешних вторжений. Бородинское поле, разъезд Дубосеково, Петрищево.
Столичный шлейф: аэропорты, монастыри, усадьбы, привилегированные дачи, НИИ и КБ. Заповедник свежего воздуха для Москвы и фильтр московских «выдохов». Коммунальная инфраструктура: водоснабжение и водоочистка. Первостатейные памятники архитектуры. Строительные материалы для Москвы. Дислокация «подмосковных» дивизий и воинские музеи. Военно-космические объекты.
Ближние протуберанцы столичной промышленности: оружейные заводы, точное и тонкое машиностроение и приборостроение, оптика. Старые текстильные городки и революционные традиции.
Памятные места Москвы. Центральные магазины, вокзалы, ведущие вузы, выставки, органы государственной власти, штаб-квартиры компаний, театры, музеи, спорткомплексы, знаменитые научные центры. Интеллектуальная жизнь. География великих имен. Кладбища.
Промзоны и заводы Москвы: рост градообслуживающей сферы.
Массовая жилая застройка и районы индивидуальной и экспериментальной застройки.
Превращение дубрав в пашни и деревенские улицы, деревень и полей — в дачные места, и всех — в городские территории. Лесные массивы в городской черте и городская фауна.

2.2.1-а. Альтернативный вариант: Волго-Клязьминское междуречье
Части Москвы, Московской, Ярославской, Костромской и Нижегородской областей, Ивановская область

2.2.2. Мещера
Части Московской, Рязанской и Владимирской областей

Низменный и плоский рельеф: болота и озера. Осадочные породы и фарфорофаянсовая и стекольная промышленность, торфяная энергетика.
Сосновые леса. Низкое плодородие песчаных почв. Трудовая миграция из Мещеры (отходничество).
Транзитная роль Мещеры для Москвы: Владимирка, Рязанка, Москва-река.
Текстильная индустриализация XIX — начала ХХ в. и революционные традиции. Художественные традиции Мещеры.
Роль убежища (рефугиума): старообрядцы, пережитки язычества, загадка народа мещера. Роль опоры Москвы: обслуживание городского хозяйства (водоснабжение, энергоснабжение, канализация), строительство городского транспорта для Москвы (городские автобусы, электрички) и оборонная промышленность. Аэрокосмическая специализация: заводы, полигоны, наука.
Региональное миросозерцание и инновационная роль.
Мещера в произведениях К.Паустовского, А.Куприна, С.Есенина, М.Кольцова, Б.Можаева и других литераторов.

2.2.2-а. Альтернативный вариант: Верхняя Ока
Орловская, Тульская, Калужская области и часть Московской

2.2.3. Синтезирование образа Русского Центра
По модели 2.1.3. с добавлением сравнения образов Запада и Центра: отыскание в одном черт другого и принципиальных различий (с географической интерпретацией). Опыт социально-географического зонирования: образ огромного города — образ ближайших пригородов — образ Дальнего Подмосковья.

Окончание следует