Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №4/2005

Методика


Масштаб
промежуточных направлений

К.С. ЛАЗАРЕВИЧ

1.

Вот данные о направлениях ветра за определенный период наблюдения:

Направление ветра Число дней
С 18
СВ 12
В 10
ЮВ 8
Ю 14
ЮЗ 11
З 11
СЗ 16

 

 

 

2.

Вот роза ветров, составленная по эти данным:

На белом листе бумаги построены оси координат: основные (С, Ю, В, З)
и промежуточные (СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ),
проведенные под углом 45° к основным.
От центра по каждой оси отложена повторяемость ветров.

 

Даем задание ученикам по тем же данным построить розу ветров.
Казалось бы, задача не такая уж сложная. Но оказывается, у учеников при выполнении этой работы может появиться один враг — некий сбивающий с толку леший. Это тетради в клетку. На первый взгляд, клетчатая бумага кажется помощником: готовая координатная сетка, на ней легче откладывать расстояния, так что затруднений должно быть меньше. А на самом деле?

 

3.

Итак, дали задание. Что же получили?

Ба, да полученная роза совсем другой формы!
Школьники часто забывают, что диагональ квадрата почти в полтора раза длиннее его стороны, и на промежуточных направлениях, оси которых пересекают клетки по диагонали, продолжают добросовестно эти клетки считать.

 

4.

Уж если в качестве единицы измерения взята клетка в тетради, нужно взять полоску такой же клетчатой бумаги и использовать ее в качестве мерной линейки по промежуточным координатным осям. И не беда, если конец отмеренного отрезка не совпадет с углом клетки; более того, теоретически, если мерить точно, он и не может совпасть.

Учитель должен обратить внимание учеников на то, как правильно работать с промежуточными координатными осями, ведь вероятность ошибки очень велика. (Кстати, проверить нужно и то, как проведены оси под 45° к линиям сетки: бывали случаи, когда, обсчитавшись на одну-две клетки, даже студенты не замечали, что ось не проходит через углы клеток, а сечет их стороны.) В 6-м классе математический опыт школьников еще небогат, и это постоянно следует учитывать.