Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №7/2005

Идеология желанной географии


Общественное мнение

Рекомендации по улучшению
содержания географии в школе

Изучив и проанализировав анкеты и интервью родителей по изменению содержания географического образования в школе, можно отметить следующее.
1. Необходимо сокращение количества сложных для представления и понимания физико-географических процессов и понятий.
В 6—8-м классах сложно представить геологические процессы и явления, поскольку слишком велики временные рамки происходящего. Трудно шестиклассникам с понятиями «атмосферный фронт», «области высокого и низкого атмосферного давления». В данном случае необходимо знание физики, а она начинается только в 7-м классе. А понятие «атмосферный фронт» больше не встречается на уроках географии, да и в жизни тоже редко кто обращает на него внимание. Никак нельзя сокращать количество часов в 6-м классе, так как именно в этом курсе формируются основные понятия в географии, основные навыки работы с географической картой.
2. Сложны для восприятия и экономико-технологические понятия в курсах социально-экономической географии России и мира. Наибольший интерес вызывает тема «Население России». Это очень важная тема для сегодняшней ситуации в России. Однако тема ограничивается простым анализом цифр. Нет интересных дополнительных данных о традициях, обычаях, особенностях разных народов и народностей. А ведь Россия — многонациональное государство.
3. Не совсем понятно, для чего девятикласснику знать о больших циклах Кондратьева, технологических особенностях производства различных видов продукции. Это непривлекательно для ребят. Слишком много лишних цифр по калорийности топливных ресурсов, грузообороту портов, величине гидроэнергоресурсов, добыче топливных ресурсов по годам, индексу производства продукции по отраслям и т.д. Неплохо в курсе 9-го класса раскрыта региональная часть, но опять же нет тех дополнительных фактов, которые бы говорили о привлекательности территории, выделяли ее на фоне остальных, мало уникальных фактов по регионам. Зная эти факты, ребята, будучи уже взрослыми, могут воспользоваться знаниями на практике. Главные трудности — в сухом и скучном тексте, перегрузке цифрами. Необходимо упростить материал, использовать простой и понятный язык.
4. Приоритет необходимо отдать, на наш взгляд, уникальности той или иной территории, а не сухому анализу статистических данных. В курсе 9-го класса слишком большой объем материала. В 9-м классе изучается еще и региональный компонент географии. Большинство родителей отдают предпочтение этой теме. Она очень привлекательна и для детей, и для родителей. В нашей области есть все предпосылки для полного изучения географии Уральского Прикамья (учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и т.д.), но нет часов для претворения этого в жизнь. Поэтому вынуждены в 8-м классе после изучения особенностей природы и природных ресурсов, природных зон и раздела «Человек и природа» переходить к географии 9-го класса —
к теме «Население». При этом выпускать природу регионов России. Природы регионов касаемся частично при изучении экономических районов России. Нет чувства удовлетворенности от проделанной работы. Все только быстрей, быстрей и быстрей.
5. Практические работы в содержании нашего предмета. Их выполнение обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает умением чтения, анализа, сопоставления карт, статистики, использования различных источников информации для получения знаний. Но при таком объеме материала невозможно выполнить предусмотренные практические работы. В 10-м классе — 64 часа, и при этом 24 часа — практические работы.
6. Достаточно широко раскрыты теоретические вопросы в курсе 10-го класса. Слишком много внимания отведено НТР, но недостаточно емко отражается население мира. Опять же недостаточно ярких фактов по обычаям, традициям населения, их праздникам, правилам и т.д. Хотя в 10-м классе есть уже те дополнительные факты, с которыми дети работают с удовольствием, и именно они вызывают у ребят наибольший интерес. Недостаточно раскрыты достопримечательности и уникальность стран. Не видно культурологического подхода к предмету. А привлекает именно он, а не то, сколько страна добывает нефти, угля, выплавляет металла. Небезынтересно для ребят, как построено образование в других странах. Сведения об этом приходится искать самому учителю, чтобы сухой урок превратить в живой, запоминающийся.
7. Сильной стороной нашего предмета является то, что родители помнят географические объекты, которые проходили в школе. Работа с картой, развитие пространственного мышления тоже немаловажна. Однако до сих пор нет четкого номенклатурного перечня географических объектов, которые должен знать школьник. Это тоже одна из задач, которую предстоит решить географии. Поскольку знание карты в жизни нужно. Тем более, что больше ни один школьный предмет не учит этому «международному языку общения».
Очень надеемся, что данный курс поможет увидеть слабые стороны нашего предмета и поможет сделать его еще привлекательней.

Е.Н. СТОЛБОВА,
учитель географии, МОУ «Лицей № 1» г. Лысьва
Пермская обл.

 

Мнение саратовских учителей

Состоялась беседа на методическом объединении учителей района, где учителями были высказаны следующие замечания.
1. Наиболее интересны для преподавателей и детей курс географии материков и океанов и страноведческая часть курса 10-го класса.
2. Много ненужных, трудных для детей тем, например темы по климату.
3. Неинтересные учебники, очень сухое изложение материала.
4. Наибольшие претензии к курсу «География России», например, в экономической географии изучаем то, чего нет, нет правды об истинном состоянии хозяйства.
Наверное, это тоже чей-то социальный заказ — как можно меньше и хуже представлять себе родную страну.

М.В. БАХТАРОВА,
учитель географии, гимназия № 3
г. Саратов

 

Мнение родителей из Мамадыша

Что чрезмерно сложно и что удачно? Что скучно и неинтересно?
Без каких сведений, фигурирующих в учебнике, можно было бы обойтись?

Тамара Ивановна КЛИМЧУК:
Сложно — экономическая география и работа с контурными картами.
Удачного мало.
Скучно — цифры, проценты, соотношения, смешивание географии с историей, математикой и политикой в одном «стакане».
Могу сказать, что было интересно в начальных курсах общей географии; всё остальное неинтересно, к тому же периодически с годами меняются и цифры, и история.
Обойтись без политики и истории, так как, повторюсь, это меняется с годами, и то, что мы, родители, изучали в свое время в школе, сейчас иначе.
Я считаю, что география должна быть неизменной на все года, всё остальное выбросить и сделать отдельными предметами изучения.

Светлана Михайловна МИЛОВАНОВА:
Больше уделять внимания и времени вопросам карты, ведь их практически нет в школьной географии, но ведь именно она, эта тема, является наиболее важной для жизни. Во многих профессиях нужны знание карты, умение её читать. Да и в повседневной жизни это очень важно, для водителей, туристов и предпринимателей.
В нынешней географии недостает связи между курсами, особенно между физической и экономической географией, а также между курсами 9—10-х классов.
Многие темы в учебниках по географии повторяются в курсе обществознания и экономики.
Уделять больше внимания изучению отдельных государств мира, при этом связывать физическую и экономическую географию.
Очень мало уделяется внимания географическим открытиям.
Хочется, чтобы открыли еще один курс — география своего региона, ребятам это очень интересно.

Нина Александровна КУЗНЕЦОВА:
Увеличить число практических работ на местности, чтобы ребята больше ходили на экскурсии, выходили на природу.
Больше уделять внимания в работе с географической картой — именно через географическую карту познается мир.
Чтобы учителя больше внимания уделяли патриотизму, любви к Родине.
Беседу с родителями провела

О.В. КУЗНЕЦОВА,
учитель СОШ № 4 г. Мамадыш
Татарстан

 

Не зная географии,
не будешь знать свою Родину

Представьте, что Вам самому (самой) приходится рассказывать своему сыну (дочери) о географии Родины. О чем бы Вы говорили?

Я рассказал бы, что родина для человека есть то, где он живет, работает, где живут родные для него люди. А география... — показала бы на карте нашу родину — Россию, место, где мы живем.
О географии своей родины должен знать каждый человек. Я рассказала бы о красотах природы, богатствах недр. Ребенок должен знать о народах, проживающих совместно в государстве Россия. Рассказала бы, что каждый народ имеет свои обычаи, жизненные устои, традиции.
Перед тобой карта мира. Посмотри: вот наша родина, Россия. Она протянулась от Балтийского моря до Берингова и Охотского. Это одна из самых больших стран мира. Она богата запасами полезных ископаемых. Одно из богатств страны — лес. Россия — многонациональное государство.
Не всегда мы имеем возможность путешествовать, а география рассказывает о многих интересных местах.
Я рассказала бы об истории развития городов, и в первую очередь о своем, пусть небольшом, но красивом, с богатой историей, городе Клинцы. Достопримечательностях своего края.
Я начала бы свой рассказ с карты России. Раскрыла атлас и попыталась убедить своего ребенка, что карта — это важный источник знаний. Рассказала бы об истории карты, заинтересовала ребенка. Показала, как много человек теряет, не умея читать карту. Чтение карты — это такое же увлекательное занятие, как и чтение художественной литературы.
Мы живем в очень большой стране. У нас есть огромные равнины и величавые горы, красивейшие реки, моря, озера, бескрайние леса. Это очень красивая и богатая страна. Тебе в ней жить, а значит, люби и береги ее, как свою мать.
О том, что география — это интересный и нужный предмет в школе.
Рассказала бы, почему нашу родину зовут — Россия.
Рассказала бы о своем крае, большой любви к своей родине.
В России много научных и культурных центров. Я начала бы свой рассказ с Красной площади и Золотого кольца России.
Россия — родина моя. Россия — это могущественная держава.
О крупных реках — Волге, Енисее, Лене. О самом глубоком озере Байкал, о его проблемах. Свою родину надо любить. Рассказала бы о первооткрывателях, путешественниках, героических людях Земли Русской.
Люблю путешествовать. Рассказала бы о туризме. О культурной жизни России. О столице нашей родины Москве, Санкт-Петербурге и других городах.
О сибирской тайге, уникальном Байкале и Дальнем Востоке.
О вулканах Камчатки и Курильских островах.
О республиках и людях бывшего СССР. Как мы дружили и вместе выживали в трудные годы. О традициях и обычаях нашего города.
Я рассказала бы о своем родном крае — любимой Брянщине: растительном, животном и водном мире, уникальных природных памятниках и заповеднике «Брянский лес», экологической обстановке. Пусть больше не повторится Чернобыль.
Об истории, наших победах. О городах-героях, защитниках Родины, ветеранах, о людях, прославивших Россию.
О разнообразии религий, многонациональной стране, где должен быть мир. Россия — это одна семья. Нам нечего делить.

Собрала
Л.К. ГАРОЧКИНА,
учитель СШ № 7 г. Клинцы
Брянская обл.