Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №12/2005

V Международное соревнование по географии.
Гдыня, Польша. 5—10 августа 2004 г.


Задания письменного
теоретического тура

В № 39/2004 мы рассказали о выступлении российской команды на V Международной олимпиаде в Польше. В настоящее время силами одного из наших олимпийцев и призера олимпиады В. Истомина и одного из тренеров команды Н. Мазеина подготовлен перевод заданий теоретического тура тех международных соревнований.

Задания не были чрезмерно сложными, поэтому представляют практический интерес для широкой учительской общественности. Отдельные элементы этих заданий могут быть без помех использованы при разработке заданий школьного и регионального туров.

Задания не произвели на редакцию «Географии» впечатления идеальных или даже очень хорошо продуманных. От публикации одного из фигурировавших на международных соревнованиях заданий (об опустынивании в Сахеле по теме «Экология») вообще пришлось отказаться: столь невнятно оно по формулировке и столь неубедительна предложенная польскими авторами модель ответа.

Читатель найдет недочеты и в публикуемых заданиях, обратив, в частности, внимание на замшелость некоторых вводимых в задачи данных. Летом 2004 г. польские коллеги использовали некий «прогноз» численности населения городов мира, согласно которому в Москве и к 2015 году не будет 10 миллионов (хотя этот рубеж уже превышен по переписи 2002 г.; может быть, впрочем, поляки что-то неизвестное нам знают о нашем недалеком будущем).

Главный же недостаток задач — плохая формализуемость и относительная размытость «области определения» некоторых ответов. На международном соревновании, где — что бы мы ни говорили о великой дружбе географов мира — уровень конкуренции высок и всё на нервах, должен соблюдаться принцип почти математической четкости формулировок. Между тем отмеченный недостаток перестает быть недостатком, если учитель использует такие задачи не в обстановке борьбы за медали, а в дружественной атмосфере для своего класса.

Тема A:  «Гидрология»

Задача 1. «Режимы рек»

На картосхеме обозначены шесть водомерных постов на шести реках мира. Определите, каким постам и каким рекам соответствуют гидрографы, показанные на графике и обозначенные буквами А, В и С. Для каждого случая обоснуйте свой выбор.

• Волга (у Волгограда)

• Нил (у Асуана)

• Рейн (у Базеля)

• Тигр (у Багдада)

• Енисей (у Игарки)

• Хуанхэ (у Чэншэня)

Задача 2. «Русловые отложения»

На картосхеме обозначьте стрелками участки реки с наибольшими скоростями течения.

Укажите на картосхеме, на каких участках русла реки будет происходить осаждение частиц следующего размера:

• крупных грубых,

• средних,

• мелких,

• очень мелких.

Ответ поясните соответствующей легендой к карте.

Ответы

Задача 1. «Режимы рек»

На гидрографе А четко выраженное весеннее половодье. Это могут быть Волга и Енисей. Но начало и пик половодья (соответственно май и июнь) слишком поздние для Волги. Для нижнего течения Енисея эти сроки вполне подходят.

Ответ: Енисей у Игарки.

На гидрографе В расход реки значительно меньше, чем на гидрографе А, разница между максимальным и минимальным расходами очень небольшая, что вполне соответствует рекам Западной Европы, текущим в умеренном климатическом поясе.

Ответ: Рейн у Базеля.

На гидрографе С четко видно летне-осеннее половодье, расходы реки большие, сопоставимые с гидрографом А. Половодье вызвано муссонными дождями, оно очень растянуто из-за большой протяженности бассейна реки.

Ответ: Хуанхэ у Чэншэня.

Задача 2. «Русловые отложения»

Мелководные участки — перекаты — располагаются на реке между крутыми изгибами русла, протягиваясь наискось от одного берега до другого. Там, где наименьшее поперечное сечение потока, наблюдаются наибольшие скорости течения. Там же откладывается самый крупный материал, несомый рекой, более мелкий вымывается течением. Самый мелкий материал откладывается в наиболее глубоких местах русла, где придонное течение самое медленное. Глубокие места располагаются у вогнутых, подмываемых берегов, несколько ниже самых крутых участков поворотов.

Бланковка к задаче 2

Решение к задаче 2

Решение к задаче 2

Бланковка к задаче 2
Решение к задаче 2

 

Тема В:  «Климат»

Задача «Чинук»

В Западной Канаде выращивают зерновые в очень высоких широтах. Это возможно благодаря особому теплому ветру, который называется чинук. Массы воздуха поднимаются по западным склонам Скалистых гор и спускаются с восточной стороны горной системы. По мере того, как воздух поднимается, его температура падает. Это уменьшение температуры составляет 1 градус на 100 метров. В результате охлаждения воздух насыщается водяным паром, и пар начинает конденсироваться, создавая облачность. При этом выделяется теплота, и — при конденсации — с каждыми 100 метрами подъема температура понижается лишь на 0,6 °C.

На рисунке изображена схема этого явления.

Температура воздуха на западном склоне гор на уровне моря составляет +15°C. Конденсация пара начинается на высоте 1000 м.

Заполните приведенную ниже таблицу, рассчитав значения температуры воздуха для указанных высот на восточном и западном склонах Скалистых гор.

Высота над уровнем моря Западный склон Восточный склон
3000 м ... °C
2000 м ... °C ... °C
1000 м ... °C ... °C
500 м ... °C
0 м 15 °C

Ответ

На западном склоне Скалистых гор с подъемом на каждые 100 м температура до высоты 1000 м понижается на 1 °С (то есть от уровня моря — на 10°), а затем на 0,6 °С, то есть на оставшиеся 2000 м понижение составит 12°. Повышение температуры на восточном склоне с уменьшением высоты на каждые 100 м составит соответственно 1 °С. Заполненная таблица будет выглядеть так:

Высота над уровнем моря Западный склон Восточный склон
3000 м –7 °C
2000 м –1 °C 3 °C
1000 м 5 °C 13 °C
500 м 18 °C

 

Тема C:  «Население: урбанизация и миграции»

Задача 1. «Узлы притяжения»

Тезис: Темпы урбанизации в Боливии в течение следующих лет будут выше, чем в следующей группе стран Южной Америки: Аргентина, Бразилия, Чили, Колумбия, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла.

1а. Какая информация таблицы подтверждает этот тезис и что это за информация?

1б. Объясните, почему эта информация доказывает выдвинутое утверждение.

Страна Численность населения,
1990 г.,
тыс. чел.
Ежегодные темпы
прироста населения
за 1980—
1990 гг., %
Население
на 2000 г.,
тыс. чел.
Ежегодные темпы
прироста населения
за 1990—
2000 гг., %
город-
ское насе-
ление
сель-
ское насе-
ление
город-
ское насе-
ление
сель-
ское насе-
ление
город-
ское насе-
ление
сель-
ское насе-
ление
город-
ское насе-
ление
сель-
ское насе-
ление
Аргентина 28 141 4 386 1,91 –0,92 33 089 3 943 1,63 –1,06
Боливия 3 653 2 920 4,14 0,00 5 400 2 928 3,99 0,03
Бразилия 110 570 36 432 3,21 –0,93 137 527 31 676 2,21 –1,66
Чили 10 908 2 191 1,88 0,47 12 868 2 343 1,67 0,67
Kолумбия 22 811 9 784 3,01 0,22 29 154 9 751 2,48 –0,03
Парагвай 2 054 2 164 4,70 1,77 3 077 2 420 4,12 1,12
Перу 14 862 6 708 2,88 0,89 18 674 6 988 2,31 0,41
Уругвай 2 751 343 1,03 –2,24 2 990 280 0,84 –1,87
Венесуэла 16 378 3 124 3,17 0,06 21 113 3 057 2,57 –0,22
Для сравнения:
Германия 67 699 11 666 0,45 –1,53 72 386 10 302 0,67 –1,24
США 191 181 62 925 1,19 0,39 214 504 63 321 1,16 0,06
Индия 217 256 633 538 3,18 1,80 286 323 720 447 2,80 1,29

Информация: В соответствии с прогнозом, показанным на картосхеме, к 2015 г. в мире будет насчитываться 24 города с численностью населения больше 10 млн человек. Одной из важнейших причин роста таких городов является приток населения из сельской местности. Но его влияние не будет одинаковым для всех агломераций.

Картосхема. Крупнейшие городские агломерации мира к 2015 г. (млн жителей). Прогноз
Картосхема. Крупнейшие городские агломерации мира
к 2015 г. (млн жителей). Прогноз

2а. Назовите две агломерации среди показанных на картосхеме, приток сельского населения в которые (из стран их расположения) к 2015 г. будет незначительным.

2б. Укажите одну общую причину такого явления в обоих названных агломерациях.

Тезис: Некоторые агломерации растут за счет иммиграции с других континентов.

3а. Какие две агломерации за последние десятилетия приняли наибольшее число иммигрантов с других континентов или других частей света (не принимая во внимание Стамбул, расположенный в двух частях света).

3б. Приведите две причины, объясняющие такое большое число международных мигрантов в этих городах (не учитывая иммиграционной политики государств).

Задача 2. «Зоны притяжения»

Пояснение: Стрелками на картосхеме указаны направления некоторых крупнейших миграционных потоков. (Потоки могли возникать и развиваться в разное время.)

Картосхема. Международные миграционные потоки
Картосхема. Международные миграционные потоки

1. Какой из миграционных потоков начался раньше: А или В? Объясните свой выбор, обращаясь к истории возникновения данных потоков.

2. Какая западноевропейская страна приняла наибольшее число мигрантов потока В?

3. Объясните свой ответ на вопрос 2: каковы причины того, что поток сфокусировался именно на эту страну.

Вопрос в графической форме: В легенде к картосхеме объяснение одного из символов заменено на «Х».

4. Что обозначено замененным символом?

Информация: Миграционный поток С направлен в регион, экономика которого испытывает значительный рост, особенно с 1973 г.

5. Объясните, почему этот регион стал процветающим после 1973 г.

Ответы

Задача 1. «Узлы притяжения»

1а. Из данных таблицы следует, что Боливия относится к числу государств с относительно низким уровнем урбанизации, и у нее на пути абсолютного и относительного роста городского населения еще многое впереди.

1б. Примеры правильных объяснений:

• В большинстве стран Южной Америки процесс урбанизации начался раньше, чем в Боливии.

• Из таблицы 1 видно, что за 1980—2000 гг. сельское население в Боливии едва возросло, в то время как рост городского населения шел очень быстрыми темпами.

2а. Правильные ответы:

• Лос-Анджелес;

• Нью-Йорк;

• Токио;

• Осака.

В качестве зачета принимались любые два из перечисленных городов.

2б. В странах, где находятся данные города, разница в уровне жизни в сельской местности и в городе невелика, вследствие чего мотивация для миграции в город не так сильна.

3а. Это крупнейшие города США:

• Нью-Йорк;

• Лос-Анджелес.

3б. Причины миграции:

• Большие возможности получения работы в этих городах.

• Экономическое процветание этих городов.

• Положительный, притягательный образ городов.

Задача 2. «Зоны притяжения»

1. Стрелка В.

В объяснении должны содержаться два следующих элемента:

• Миграционный поток А возник только после падения «железного занавеса» (то есть после 1989 г.), что облегчило эмиграцию жителей Восточной Европы в Западную*.

• Миграционный поток из североафриканских стран был достаточно велик в 60-х годах в связи с деколонизацией и значительными потребностями в рабочей силе в Западной Европе.

2. Франция.

3. В ответе должно быть указано, что это является следствием колониальных связей Франции и североафриканских стран: жители Магриба имели старые деловые связи с бывшей метрополией, образование молодых людей во многом соответствует французскому стандарту, почти все в той или иной мере владеют французским языком.

4. Кружками на картосхеме обозначены зоны вооруженных и политических конфликтов (конфликты заставляют людей искать убежище в других странах).

5. Причиной стало резкое увеличение годовых доходов от экспорта нефти после «энергетического кризиса», охватившего капиталистический мир в 1973 г. и приведшего к резкому повышению цен на нефть на мировом рынке.


* Правильнее было дать ответ А. Миграция из Восточной Европы в Западную началась ещё в годы Первой мировой войны (первая волна русской эмиграции и др.). — Прим. ред.

Окончание следует