Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №13/2005

Будущее нашей географии


Рязанские
олимпийские впечатления

С.В. РОГАЧЕВ

Отрицательное: Не было многих старых друзей, с которыми уже привык встречаться на олимпиадах. Особенно не хватало, пожалуй, В.В. Михеева, много лет руководившего командой Коми. Я вспоминаю именно его, даже не в силу личной симпатии, даже не потому, что Владимир Вениаминович — давний и активный корреспондент нашей «Географии», победитель многих конкурсов, проводимых газетой, показавший себя и многих своих отличных учеников в нашей Заочной олимпиаде. Вспоминаю потому, что Михеев — явление, пожалуй, уникальное в олимпийском движении: десяток лет республиканской командой руководил сельский учитель, и всякий раз команда показывала хорошие результаты.

Положительное: Зато было много новых лиц. Расширилась география географической олимпиады. Причем расширение было знаковым: впервые во всероссийском смотре юных географов приняла участие команда Чеченской Республики. Молодой учитель грозненской гимназии № 58 Рустам Анурбекович Гакаев привез в Рязань троих школьников — Рамзана, Лилию и Милану.

Отрицательное: Жюри и команды жили в разных местах: мы — в общежитии Рязанского института развития образования, на высоком берегу в городе; олимпийцы — в пансионате «Солотча», на зандре в лесу. Между нами — непомерная в своем весеннем половодье Ока. Возможностей всерьез поговорить о накопившихся в географическом образовании проблемах почти не было.

Положительное: Порадовали встречи с учителями — активными участниками наших конкурсов «Я иду на родительское собрание» и «Страноведческий учебник»: Ю.В. Зориным (пермская 102-я школа) и А.Ю. Трифоновым (кировский лицей), возглавлявшими свои областные команды. (Юрий Васильевич и Александр Юрьевич, вы всегда желанные гости на страницах «Географии».) Приятно было увидеть, пусть и издали, Р.И. Зайцеву, учительницу школы сельхозпрофиля из удмуртского села Норья. Раиса Ильинична известна как один из консультантов учебника «География Малопургинского района», удостоенного Диплома III степени на конкурсе «Региональный учебник» (этот конкурс, напомним, под председательством академика В.М. Котлякова «География» проводила в 2004 г.).

Отрицательное: На мероприятиях олимпиады, на круглом столе почти не было рязанских учителей. Всероссийское мероприятие оказалось как бы экстерриториальным.

Положительное: Зато очень по-деловому работало рязанское жюри, составленное из преподавателей кафедры физической географии и экологии Педуниверситета им. С.А.Есенина, руководимой профессором В.А. Кривцовым. На проверке теоретического тура нам с одним из опытнейших членов олимпийского жюри — проректором Нижегородского педуниверситета В.В. Николиной пришлось наблюдать профессиональную работу рязанского доцента Е.И. Мишниной, на полевом туре я попал в одну бригаду со старшим преподавателем В.В. Чёрной. И если на первом туре я, не зная реального потенциала рязанцев, еще пытался как-то участвовать в работе, то на втором — лишь наблюдал и любовался издалека тем, как вели дело Виолетта Вячеславовна и присоединившийся к нам коллега из Марий Эл, йошкар-олинский методист А.А. Столяров, знакомый «Географии» еще по Всеобщей заочной олимпиаде. Приятные это были часы — на нашей точке у маленького костерка, в нескольких сотнях метров от невидимого за молодым сосновым лесом разлива Оки.

Отрицательное: Не удалось, как в прошлом году, выбраться на соседние точки, поснимать работу школьников и жюри.

Положительное: Зато нас посетили соседи с диспетчерского пункта. И, как положено в тайге (а Мещера — чем не тайга?), из лесу вышли сибиряки и жители Севера. Иркутский методист Е.А. Попова, учительницы из Мурманска и Тихвина О.Е. Ленева и Е.И. Иванова (и Елена Анатольевна, и Ольга Евдокимовна, и Елена Ивановна — заслуженные деятели олимпиадного движения) украсили разговор у костерка в те несколько минут, когда одна партия юных олимпийцев, спешно выполнив задание, унеслась на новую точку, а очередная еще не примчалась.

Отрицательное: Впервые на олимпиаде не было курирующего представителя Министерства. Не было таких крупных, опытных и неравнодушных администраторов, как Владимир Иванович Сиротин, многие годы управлявший геоолимпиадным процессом. (В этом году он посетил Рязань уже в качестве гостя, представителя картографического издательства ДиК). Это, конечно, сказалось на организации.

Положительное: Но в целом рязанцы, хозяева олимпиады, достойно справились с делом. Я сам рязанский (мои корни — из Кораблинского и Сапожковского районов), как мне не похвалить земляков — заместителя начальника Управления по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области Василия Владимировича Маркина, главного специалиста Василия Васильевича Дубоделова, главного специалиста Татьяну Петровну Наумову!

Отрицательное: По-прежнему нерешенной остается проблема эффективного использования свободного времени учителей, да и учеников. Олимпиада в современных условиях дает уникальную возможность съезда (!) методистов и учителей географии всех регионов России. Возможность широкого и свободного обмена мнениями, выработки решений круглых столов, действенных рекомендаций для управленцев, методических службистов, авторов программ и учебников, картографов, издателей периодической географической печати. Возможность организации лекций и семинаров. Возможность обмена опытом и мастер-классов. Между тем вечерние, да и многие дневные часы, когда можно было бы устроить эти мероприятия, пропадают, руководители команд предоставлены сами себе.

Положительное: И всё-таки учителям стало уделяться больше внимания. Организована продажа новой географической литературы. Теперь уже не только школьникам, но и заслуженным руководителям команд вручаются призы. В этом — большая заслуга Ассоциации учителей географии (Е.А. Эпштейн и А.А. Лобжанидзе).

Отрицательное: Жюри до последнего дня работало без квалифицированного руководства. Квалификационной лицензией, чтобы руководить жюри, принято считать наличие докторской степени. А ее обладатель, председатель жюри ректор Рязанского педуниверситета А.П.Лиферов почти на весь период олимпиады уехал в Москву на собрание РАО, в академиках которой состоит. Доведись мне выбирать между канцелярским сидением в реликтовой конторе и руководством живым делом сбивания сливок национальной географической мысли середины XXI века, я без колебаний выбрал бы второе. Но у каждого свой вкус. А обезглавленное жюри, как насекомое с оторванной головкой, всё же с грехом пополам шевелило лапками.

Положительное: В самый ответственный момент Анатолий Петрович появился в нарядном зале университета, всех очаровал, остроумно извинившись перед ребятами, и очень солидно и душевно вручил дипломы. Дипломы, открывающие перед многими двери ведущих вузов.

Отрицательное: Дети — участники олимпиады — становятся всё прагматичнее. Иной раз говоришь со школьником, и из его слов чувствуется, что олимпиада, да и сама география, для него, похоже, на втором плане. Главное — льготы в вуз, которые победа на олимпиаде даёт. Всё, в общем-то, по-человечески понятно, и не дети в этом виноваты, а нездоровая сложившаяся в обществе обстановка.

Положительное: Юность берет своё. И всё-таки не взрослый расчет, а искренний блеск, молодой огонь горит в глазах, когда ребята буквально выхватывают из рук дежурного члена жюри задание на полевой точке, когда на конкурсе знатоков (традиционно завершающем содержательную программу олимпиады) молниеносно извлекают из мозга знания, которые держит в памяти не всякий профессор, которые под силу держать в оперативной памяти только молодым.

Отрицательное: Мы стареем. Я не имею в виду облик обаятельных наших руководительниц команд. Со многими я знаком уже второй десяток лет и поражаюсь тому, как они сохраняют форму, как молоды и полны энергии. Наши годы дают себя знать в том, что мы становимся спокойнее. Технологичнее, формализованнее идет работа жюри. А ведь были времена, когда из-за каждых спорных полбалла чуть не ссорились, ночами «сквозняком» перепроверяли двести работ, чтобы исключить малейшую несправедливость из-за разницы подходов к оценке у разных бригад.

Положительное: Зато приходят новые люди. В этом году жюри олимпиады пополнилось новыми членами методической комиссии. С нами теперь Лев. Игорь Альбертович Лев, многолетний руководитель петербургской команды, учитель географии, а теперь директор гимназии № 446, в Рязани в первый раз работал не с Петербургом, а с Россией. В жюри вошел Н.В. Мазеин, известный читателям по публикациям в «Географии». Пять лет назад он сам, краснодарский школьник, победил на олимпиаде, а теперь заканчивая МГУ, вошел в состав методической комиссии олимпиады. Это знаковое событие: олимпиада показывает себя как живая система, способная к самовоспроизводству. В комиссии Никита побил рекорд молодости, который до того держал П.Л. Кириллов, научный сотрудник кафедры экономической и социальной географии МГУ. С приходом Павла Линардовича был связан важный шаг в развитии олимпиады — появление полевого второго тура. Мазеин и его однокурсник, тоже «выпускник» олимпиады (призер 1999 г. в Пензе и 2000 г. в Орле), Володя Краснослободцев из Ставропольского края уже не первый год обеспечивают содержательную часть конкурса знатоков — конкурса, основателем которого был Володя Климанов, тогда молодой редактор нашей «Географии». Отлично показала себя в этом году, помогая работе жюри, и Лена Коритченко, тоже пришедшая в Московский университет благодаря олимпийской победе (I место в 1999 г.
в Пензе). Четко работала и новый человек на ключевой функции олимпиады: шифровании работ и вводе результатов в компьютер — ведущий инженер МГУ Д.В. Соколова.

Совсем молодые лица появляются и среди руководителей. Северо-Запад с петровских времен ходит у нас в зачинателях инновационных процессов. Не подкачал он и на этот раз, выставив молодежный состав олимпийских дебютантов: Н.Н.Виноградова (гимназия «Логос» г. Чудово; Наталья Николаевна, спасибо за книжку о вашем городе), А.П.Яременко (ст. преподаватель Калининградского университета) и сплоченное трио молодых учительниц: О.А.Красюкова (завуч петербургской школы № 337), Н.В.Слободчикова (школа № 40
г. Петрозаводска), Н.А.Никулина (школа № 2 г. Великие Луки).

Очень приятное впечатление произвел самый молодой член рязанского жюри Алексей Владимирович Водорезов, ассистент кафедры физгеографии пединститута. Выступая перед школьниками с разбором задания, он обратился к ним как равный («Я такой же, как вы») и был воспринят ими как товарищ и коллега. Даже язвительная критика смешных ответов никому не показалась обидной.

Отрицательное: У молодых руководителей, особенно впервые приехавших на олимпиаду, мало кто из школьников занял призовые места. В целом прослеживается корреляция между тем, сколько раз был на олимпиаде руководитель, и средним рейтингом его школьников. Это, вроде бы, и логично, и объяснимо: опыт. Но получается, что олимпиада становится уже не вполне соревнованием интеллектов и знаний школьников, а приобретает черты профессионального спорта. Соревнуются уже не только дети, соревнуются тренеры.

Положительное: Готовя и настраивая команду, каждый учитель реализует свои творческие способности: у каждого вырабатывается своя профессиональная тактика. Когда ко мне подошли учительницы-новички и спросили, как нужно готовить детей к олимпиаде, я переадресовал их к Надежде Семеновне Киршиной, учительнице тобольской гимназии им. Н.Д. Лицмана, многолетней руководительнице тюменской команды. В этом году Тюмень не увезла ни одной медали. Но подождите год-два!

Во многих регионах уже налажены продуманные системы подготовки олимпийцев. Однако я так до конца и не уверен, правильно ли это.

Отрицательное: Ведь опять же получается, что в состязание между собой вступают уже не дети (не их одаренность, трудолюбие, знания), и даже не учителя, а мощь, благосостояние и накопленный интеллектуальный потенциал регионов. Появляется своего рода региональное репетиторство — внешкольная система организованной подготовки к олимпиадам. Справедливее, наверное, было бы собраться всем и договориться — детей специально не готовить, а приезжать, что называется, от школьной скамьи и всем соревноваться на равных. А где провести грань между специальным тренингом к олимпиадам и просто занятиями с одаренным учеником? Если даже удастся договориться внутри страны, то как быть с международной ареной? Ведь другие страны, которые будут участвовать в очередной Международной, конечно, будут готовить своих. Значит, надо и нам. Но тогда 9—10-классники, прошедшие через тренинг сборной России, на следующей Всероссийской будут заведомо сильнее своих сверстников. Это не совсем справедливо, но куда денешься. В итоге приходится признать, что олимпиада — это не только образование, это и спорт.

Положительное: Пусть это и не совсем справедливо. Но мне приятно было видеть среди победителей тех ребят, в подготовке которых к Международной (Гдыня, Польша) прошлым летом я тоже приложил руку — вместе с В.А. Абатуровой, О.А. Борсуком, П.Л. Кирилловым, В.Н. Холиной.
В Пущине тогда под руководством А.С. Наумова серьезную школу прошли нынешние победители XIV Всероссийской — Н. Куричев (Москва), С. Земцов (Москва), М. Никитин (Армавир), А. Голяшев (Самара), Р. Темиргалеев (Оренбург).

Отрицательное Положительное: В половом составе руководителей остается резкий перекос в женскую сторону.

Положительное: Но ситуация, кажется, понемногу выравнивается. Когда мне однажды удалось собрать вместе руководителей-мужчин (см. фото на с. 4), все поразились, какая это суммарная мощь (и как это получается, что в зале во время совещаний незаметно мужчин, растворяющихся в океане преобладающего прекрасного пола?). Среди школьников — противоположная ситуация и противоположная тенденция. Вырос девичий процент среди участников. А ведь несколько лет назад на олимпиадах обычными были провалы дискотек, устраиваемых организаторами: на две сотни ребят приходилось от силы пять девчонок. Гендерное выравнивание олимпиады косвенно говорит о здоровых тенденциях: общество реанимирует советские традиции подлинного равноправия полов.

Отрицательное: Печальное впечатление произвел традиционный круглый стол руководителей команд и жюри. Учителя сидели с каменными лицами. Пораженческие настроения, охватившие наше профессиональное сообщество после сокращения географии в 6-м классе до одного часа, подавили многих. Мало оптимизма и в отношении проектируемого профильного обучения: уверенности в том, что география не окажется затертой, не выказывалось.

Положительное: Но были выступавшие, кто рассказал о том, что отстоял 6-й класс, кто всерьез и с умом начинает готовиться к серьезной и честной конкуренции на «рынке» образовательных услуг на старшей ступени средней школы.

Отрицательное: Мало кто из участников рязанского круглого стола готов признать, что каждый из нас сам частично ответствен за кризис в географическом образовании. Что программное содержание нашего предмета — неважное, что в учебниках, даже самых любимых учителями, — много бездарности. Что в нашем предмете не произошло перестройки, и в совершенно новых социально-экономических, геополитических и социокультурных условиях мы воспроизводим косные, замшелые, не соответствующие современным нуждам общества концептуальные основы предмета. Что поэтому востребованность предмета де-факто падает. В этом в основном повинны, конечно, не учителя. Но учитель, не приложивший личных усилий к коррекции ситуации, занявший охранительную позицию, поставивший программу и бездарный стандарт выше интересов общества, интересов детей, не протестовавший против учебников с их интеллектуальной недостаточностью, тоже несет долю ответственности за происходящее. Это горькое осознание, удобнее считать себя несправедливо обиженным. Поэтому приятнее пребывать в уверенности, что географию просто обижают какие-то темные силы. Что сокращение часов и падение престижа нашего предмета — это результат интриг, чьих-то личных «наездов», а не тревожная тенденция, вызванная недоработками, косностью самих географов.

Положительное: Эту тенденцию пока еще можно переломить, исправить — но не интригами, а улучшением себя, осмыслением нашей роли учителей географии в обществе, честной поставкой на образовательный рынок хорошего и нужного нашего продукта. И поговоришь с одним, с другим — и выясняется, что умные и сознающие свою общественную роль учителя давно уже стараются работать без оглядки на «стандарты». И проводят блистательные страноведческие уроки, по-настоящему учат карте, реализуют возвышающие детей родиноведческие проекты.

Отрицательное: Только кто об этом знает, кто это ценит, кроме восторженно смотрящих детей, кроме радующихся родителей, кроме нескольких ближних коллег?

Положительное: Но ведь есть газета. Дорогие коллеги, расскажите на страницах «Географии» профессиональному сообществу о том, как вы учите.

Отрицательное: В людях живо (не понимаю, откуда оно берется) стремление идейные разногласия, критику подменять личными отношениями. И судить о деле не по принципу «правильно — неправильно, хорошо — нехорошо», а по принципу «свой — чужой». Говоришь о сути проблем и вдруг слышишь высказывание, вроде: «Не критикуйте N, он был моим научным руководителем в аспирантуре». Ответить в таком случае прямо — «Но вы же уже давно не аспирантка, пора иметь свою голову на плечах», — пожалуй, будет нарушением этики, так что и не знаешь, право, что сказать.

А в нашей науке, в нашем предмете круговая порука особенно страшна, особенно губительна. Это в физике вы можете быть сто раз аспиранткой профессора, выведшего неправильную формулу, но если сконструированная по этой формуле ракета не полетит, ваша даже самая горячая личная привязанность не сделает формулу правильной. В географии же практика как критерий истинности имеет более ограниченное хождение. Можно надумать «комплексов», «оболочек», «глобальных проблем» и т.п. От этого в жизни не изменится ничего, и жизнь (практика) будет к этой словесной шелухе абсолютно равнодушна. Пролиферация ошибочных, или просто ненужных, засоряющих, построений в географии происходит именно благодаря «круговой поруке», слепой вере в авторитеты, отсутствию самостоятельности мышления, дефициту здравого смысла. Мы — наше школьное географическое образование — начнем выкарабкиваться из кризиса, когда будем руководствоваться не тем, что некто свыше измыслил и изрек, а двумя простыми «компасами» — картой и желаниями (реальными потребностями) общества.

Положительное: Далеко, далеко уже не все готовы жить и учить по замшелым схемам, некритично принимать всё, кем-то спущенное сверху. На олимпийском круглом столе меня порадовало выступление учительницы лицея № 1 из Нефтекамска В.А. Минаевой (руководитель башкирской делегации), прямо и открыто говорившей о многих наболевших проблемах школьной географии.

Отрицательное: Вера Ахметовна, правда, упрекнула «Географию» в том, что она слишком дорога по цене для учителя. (Вера Ахметовна, мы — не государственное издание и не акционировавшееся из госсобственности со всеми вытекающими прихватизированными преимуществами; мы начинали с нуля, мы на чистом хозрасчете и быть дешевле не можем: вы же, зная экономику, без труда можете примерно прикинуть расходы по выпуску одного 48-страничного номера газеты.)

Положительное: «Дорогая, но хорошая», — резюмировала руководительница команды Башкортостана.

Отрицательное: Поразительно, что среди учителей, взявших на себя ответственность руководить региональными командами, оказалось несколько человек, не выписывающих «Географию». (А с помощью чего же вы, дорогие коллеги, готовите детей к олимпиаде? Право, теряюсь в догадках.)

Положительное: По завершении олимпиады руководители в кулуарах высказывали многие дельные предложения и замечания. Все они будут доведены до сведения методической комиссии. Здесь приведу лишь одно, наиболее, как мне показалось, полезное и реально осуществимое. Руководитель рязанской команды О.Г. Трикшева, учитель школы № 11
г. Рязани, удивилась, что никто не произвел систематического сбора мнений учителей и школьников: что они думают о том, как прошла олимпиада, как оценивают ее разные элементы.

Отрицательное: Когда я поделился этим предложением с одним методистом старой закалки, он раздраженно ответствовал: «Ну еще не хватало, спрашивать у учеников, понравился ли им экзамен». Да почему бы не спросить и про экзамен? А олимпиада, тем более, — не экзамен. Это всё-таки праздник. И жизнь и работа на олимпиаде должна приносить удовольствие и давать стимул к росту. Даже тем, кто не занял призовых мест. К этому и доRлжно стремиться, и анкетирование школьников и учителей может подсказать, как это лучше сделать. Так что совет Ольги Георгиевны мне представляется очень дельным. А пока вопрос об анкетах будет рассматриваться, позвольте, дорогие коллеги, с которыми мы вместе работали на олимпиаде, дорогие школьники — участники олимпиады, предложить вам присылать в «Географию» ваши мнения о трудах и днях в Рязани. Давайте на страницах газеты вспоминать и обсуждать олимпиаду, как событие в нашей жизни.

Положительное: Горечь от схематичности мышления, которой болеют многие географы, уходит, когда встречаешь на олимпиадах таких людей, как В.А. Блаженов и Г.И. Саренко. Наша «центральная», академическая наука до середины 80-х годов время от времени всерьез бралась за проблемы самоидентификации: чем же занимается география, чем она должна заниматься, каково ее место в системе наук, что, в конечном счете, есть предмет географии? Теперь, занявшись зарабатыванием денег, столичные ученые отставили эти главные проблемы на второй и третий план своих интересов. Но без вразумительного ответа на эти вопросы не может полноценно развиваться географическое образование. И деятели образования — Галина Ивановна Саренко, зав. кафедрой естественно-научного образования Омского областного института повышения квалификации работников образования, и Владимир Александрович Блаженов, учитель гимназии № 10 г. Воронежа, сегодня — каждый в своем городе — взялись за осмысление и разработку фундаментальной методологической проблематики. В их трудах вновь зазвучали подзабытые уже в Москве категории «географическая форма движения материи» и «географическая картина мира» (подлинная, а не в виде рекламно-книжного названия), пространствоведческая терминология.

Отрицательное: Олимпиада закончилась.

Положительное: Не закончилась. Всякий раз, возвращаясь на Ленинские горы, я продолжаю наблюдать продолжение олимпиады. Когда вхожу в аудиторию к старшекурсникам и вижу умный взгляд Валеры Немова из ивановской Вичуги, воспитанника Марины Викторовны Костериной (серебро в Нижнем Новгороде в 2002 г. и золото в Липецке в 2003-м), или Саши Чонки из Ханты-Мансийска (бронза в 2001 г. в Туапсе)... Когда Витя Абызов из Тамбова, воспитанник Татьяны Николаевны Авдеенко (золото в 2000 г. в Орле), легкомысленно прогуляв две недели, является на зачетное занятие и без подготовки пишет контрольную едва ли не на «отлично» (им, студентам олимпийского набора, не очень-то и нужны наши лекции!)... Когда в рекреации геофака я встречаю затянутого в «тройку» — почти вицмундир — мидовского чиновника Сережу Рассказова из Тобольска, ученика той самой Надежды Семеновны Киршиной, у которой можно учиться тактике олимпиадной борьбы (того самого «хипповавшего» Сережу Рассказова, которому когда-то, на одной из олимпиад, писал на книжке пожелание подстричься)... Когда получаю e-mail из Индии от Никиты Мазеина (Краснодар, золото в Орле в 2000 г.), за свой счет путешествующего по Азии с познавательными и исследовательскими целями (то ли Никита, то ли Никитин)... Когда встречаю других наших студентов-олимпийцев то в кабинете у Алексея Станиславовича Наумова — бессменного председателя олимпиадной методической комиссии, 14 лет тянущего этот нелегкий воз, то на кафедре у Александра Ивановича Даньшина, которого можно назвать вторым отцом-основателем олимпиады...

Десятки талантливых, энергичных, способных много дать Родине ребят пришли с разных концов России в главное здание МГУ на Ленинских горах благодаря олимпиаде. Можно говорить уже о начале формирования особого слоя отечественных географов — географов наумовского призыва.

Фотоприложение

Геокультурный контекст пространства, на котором проходила олимпиада