Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №14/2005

Идеология желанной географии


ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Основное общее образование обязательно.
Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают
получение детьми основного общего образования.

Конституция Российской Федерации
ст. 43, п. 4

По материалам анкетирования родителей, проведенного учителями России в рамках конкурса «Я иду на родительское собрание» (условия его были объявлены в № 39, 43, 46; обзор материалов начат в
№ 7, 8, 10).

Дети вовсе не перегружены географией
Так считают в Саратове

Родители оценили анкетирование, приняли эту работу как общественно важную. Людям, гражданам России, импонирует, когда к ним обращаются не с указаниями, не с пустыми вопросами, а за реальным советом в реальном деле — образования и гражданского воспитания их детей. Многие не ограничивались ответами на вопросы анкеты, а направляли письма и записки учителям, проводившим опросы. Вот одна из записок, полученных саратовской учительницей М.В. БАХТАРОВОЙ:

Уважаемая Марина Владимировна!
Я искренне считаю, что дети вовсе не перегружены географией, что они должны ее знать.
Карта очень нужна. Я сама много лет занималась спортивным ориентированием и считаю, что детей нужно учить ориентироваться, это сможет когда-нибудь спасти им жизнь.
Дочке география нравится, и как Вы ее преподаете тоже.

СКРИНЦОВА

 

Знакомить широкую общественность
Мнение учителя

Меня, учителя с 27-летним стажем, волнуют вопросы о месте географии в учебном плане с переходом на новые стандарты, проблемы реализации личностно ориентированного, деятельностного подходов, усиление практической направленности преподавания, информатизация процесса обучения. Все эти благие начинания повисают в воздухе при современном финансировании школы. Выпущены новые карты, пособия, видеофильмы, но нет возможности приобрести их. Есть компьютерные программы, учебники, но нет возможности работать в единственном в школе кабинете информатики, да и я не прошла компьютерную подготовку.
Сокращение часов на географию в 6-м классе нашло отражение только в учебном плане, а не в примерных программах (все содержание осталось). Необходимое всем нам выделение часа на краеведение потребует создания учебно-методического комплекса по данному предмету, — а везде ли есть специалисты? Переход на комплексное изучение географии России в 8—9-м классах у нас будет тормозиться необеспеченностью учебниками, хотя двумя авторскими коллективами разработаны комплексы.
Выпускаемые массы новых учебников и атласов требуют более тщательной редакционной подготовки и предварительного испытания в школах. С результатами этих испытаний нужно знакомить широкую общественность. Такая работа, кстати, успешно делается методическим кабинетом географии Пермского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО).
Я удовлетворена проведенной мною работой по анкетированию родителей. Полученные результаты осмыслены. С результатами анкетирования ознакомлены мои коллеги — учителя географии города. Сделан вывод о том, что необходимо чаще встречаться с родителями, знакомить их с особенностями предмета, результатами обучения предмету, привлекать родителей к организации экскурсий, походов, поездок, организовывать для них выставки детских работ (исследовательских, проектных, творческих). С результатами анкетирования будет ознакомлен педагогический коллектив гимназии и родительская общественность.

Т.Л. ХЛЮПИНА,
учитель географии гимназии г. Кизел
Пермская обл.

 

Второй язык человечества
Мнение алтайских родителей

Карта — язык географии, второй язык человечества — своего значения не потеряла. И пусть родители моих учеников не очень хорошо помнят карту, но когда слышат новое географическое название, 40% стараются открыть атлас и найти, где это находится. Значит, не все уж так плохо. И с атласом умеют работать: знают, что надо посмотреть указатель атласа.
Если бы родители сами могли определять приоритеты в процессе обучения географии, они больше всего внимания уделяли бы следующим трем направлениям:
— умение работать с картой (70% опрошенных);
— умение работать с источниками информации (60%);
— умение ориентироваться на местности (53%).
Не очень утешительными оказались результаты опроса мнения родителей о том, что нужно говорить детям по географии нашей страны. О географии Родины большинство родителей сказали бы лишь общие фразы. Конкретный материал помнят слабо.
Напротив, об Италии родители помнят множество ярких фактов, которые проходили через всю их жизнь: через фильмы, архитектуру, историю, футбол и т.п. То есть, что больше рекламировали, то и запомнилось. И все в ярких и необычных формах. Это и остается в памяти.

Г.Л. ВОЛОДЬКО,
учитель географии гимназии № 5
г. Камень-на-Оби,
руководитель городского методического объединения
Алтайский край

 

Дать пространственное мировоззрение
Голос Татарстана

География — одна из наиболее важных и нужных наук в жизни. Половина респондентов, среди которых проводилось анкетирование, ответили, что полученные географические знания в школе пригодились им в жизни, и очень много.
Многие родители хотят, чтобы изменили структуру и улучшили содержание учебников. Чтобы в учебных книгах было как можно больше дополнительной информации, чтобы этот материал был связан с жизнью. В учебниках очень мало интересно изложенных тем.
Главное — научить человека пространственной ориентации на местности, на географической карте и в информационных потоках.
Школьный географический курс должен дать подрастающему поколению пространственное мировоззрение, школьник должен гармонировать с природой и обществом. Курс географии должен воспитывать ощущение целостности природы и общества, ориентировать на рациональное отношение к природе Земли, страны и своего региона.

О.В. КУЗНЕЦОВА,
учитель географии СОШ № 4 г. Мамадыш
Республика Татарстан

 

Что нужно сделать для повышения статуса
нашего предмета в современной
системе образования?
Сводка мнений граждан города Сочи

1. Ни в коем случае не допустить сокращения уроков географии. Это важно не только для учителей, теряющих часы, но и для детей, особенно общеобразовательных классов. Если в гимназических классах у детей завышенные мечты, связанные с информатикой, английским языком, математикой, то у детей общеобразовательной школы география — отдушина: экскурсии, походы и пр.
2. Сохраняя научную составляющую географии в школе, усилить предмет ярким, образным описанием.
3. Улучшить оформление карт. Привести их в соответствие с учебником. Создатели контурных карт должны координировать свою деятельность с авторами учебников. В педагогическом процессе я постоянно основываюсь на самостоятельной работе учащихся, но порой, вместо того чтобы радоваться обоснованному ответу ученика, мне приходится самой расшифровывать карту.
4. Создать хорошие электронные уроки.
5. Изменить программу, выделив в ней треть часов на изучение родного края.
6. Создать хорошие региональные учебники и карты.

Л.Г. ВОВЕНКО,
учитель гимназии № 15 г. Сочи
Краснодарский край