Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №15/2005

Смотр-конкурс РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК


 

Малопургинский район
Удмуртии

 

 

К.С. Перцева.
География Малопургинского района
(природа, население, хозяйство).

Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет».
2003. — 174 с.

Уклад жизни

Основное население нашего района — удмурты (77%). Кроме удмуртов с давних времен проживают русские, марийцы, а с конца XIX в. — татары. Постоянные места проживания удмуртов сложились к концу XVIII в.

Расселение людей зависело от природной среды и от занятий, которые ею обусловлены. Поселения всегда располагались в местности, где рядом были вода и лес.

Лес в жизни местного населения всегда имел первостепенное значение. С лесом был связан весь уклад жизни, психология, верования людей. Удмурты считали — как вечен лес, так вечна и бесконечна жизнь.

Село Курчум-Норья, 5 км от райцентра Малая Пурга
Село Курчум-Норья,
5 км от райцентра Малая Пурга

Все постройки местного населения строились исключительно из дерева. Основным материалом служили ель, пихта, сосна. Заготавливали бревна зимой или поздней осенью и оставляли до весны. При строительстве между бревнами прокладывали мох. Жилища местного населения очень схожи с жилищами других народов, проживающих в лесной полосе.

Избы строили одноэтажные, с двускатной крышей, кровлей служил тес. Для покрытия хозяйственных построек часто применяли луб, отсюда, например, название деревни Курчум (кур — луб).

Жилище удмуртов кроме избы имело несколько строений: клеть (кенос), молитвенную постройку и летнюю кухню (куала).
В избе сооружали глинобитную печь с вмазанным котлом. Над печью сооружали полати, вдоль стен — массивные широкие лавки. Подвижной мебели было мало: стол, стул, иногда кровать, шкаф для посуды. С наступлением теплых дней семья переходила жить в кенос. Кроме жилых строений строили и помещения для животных (гид, коркид), сараи.

Большое место в усадьбе занимали дворы. Уличная сторона двора замыкалась массивными воротами и объединяла все строения в единое целое. Ворота строили из дуба или сосны, двор обносили отёсанными бревнами. Некоторые мастера украшали ворота резьбой и изготавливали наличники для окон избы. Массивные заборы, ворота нужны были для защиты от диких животных, для снегозадержания.

Таким образом, жилище было тесно связано с природными условиями района, и основным строительным материалом был лес.

Почитая лес, удмурты всегда располагали места для молений в лесу — в священных рощах (керемет, бадзым луд). На могиле обязательно сажали дерево. В священных местах не разрешалось рубить деревья, такие места часто огораживали, чтобы «скот не осквернил», чтобы «человек невзначай дерево не срубил». Порубка деревьев «карается духами богов, насылающими ужасные несчастья». Священным тотемом (объектом преклонения) у удмуртов была ветка дерева — обязательная принадлежность каждого, кто обращался к богам. Сейчас в районе язычество не сохранилось, забыты и священные рощи. Сохранены лишь отдельные элементы языческих обрядов почитания умерших (йыр-пыд сётон, тулыс, гужем, сизьыл, кисьгон). Большинство верующих — христиане.

Лес всегда был для местного человека привычным местом, дающим психологический заряд, пищу, материал для хозяйственной деятельности. С лесом связаны мифы и сказки удмуртского народа. В песнях он прославляет природу. С увеличением пахотных угодий, чрезмерным вывозом лесоматериала, увеличением дачных участков площади лесов уменьшаются, и уменьшается роль традиционных занятий.