Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №18/2005

Наглядное пособие на газетном развороте


Добыча железной руды
по странам мира, 2003 г.

Карта

Как ни фонтанирует революция новых материалов, сталь все-таки остается в основе современного технического развития. Сталь выплавляют из железа, его же получают из железных руд (магнетит, гематит, гётит, сидерит и др.).

Сюжет «железные руды» — один из тех, что проходит насквозь через все курсы обучения географии в школе.

В 6-м и 7-м классах они изучаются как часть литосферы и как минеральные ресурсы. Школьникам можно сколько угодно показывать карту месторождений, но особого впечатления это на них не произведет. Настоящего железорудного карьера они еще не видели, абстрактное понятие «запасы» для них пока мало что значит. Поэтому уже и шестиклассникам при объяснении раздела «Рудные минеральные богатства» нелишне будет показать эту картодиаграмму: «Вот кто и сколько этих богатств добывает. Лидируют южные страны, Север же порядком поисчерпал былые минеральные богатства».

В 7-м классе картодиаграмма будет еще более полезна при изучении отдельных материков и стран. Каждый раз, изучая минеральные ресурсы региона, обращайте внимание школьников на картодиаграмму железорудной географии. Она позволит не только дать важную информацию в сравнении, но и поскоблить ту замшелость, которой, как ленивцы, поросли иные наши учебники. Например, Франция давно прекратила собственную добычу железной руды. Но, оказывается, «из полезных ископаемых Франция наиболее обеспечена железной рудой, каменным углем, алюминиевым сырьем». Всё это черным по белому написано в учебнике В.А. Коринской, И.В. Душиной и др. «География материков и океанов» для 7-го кл., изданном знаменитой «Дрофою» в 2002 г. (с. 263). В общем-то прямой ошибки нет, названное сырье еще есть в недрах, но лишь теоретически. Его не добывают, и в обозримой перспективе добывать не будут. Невыгодно: богатые и лежащие близко к поверхности запасы выработаны. Да, в 70-е годы французы добывали железной руды 60 млн т — как нынешние США, но годы летят, структура экономики и использование территории меняется. У детей же по прочтении дрофиной фразы, конечно, создастся впечатление о Франции как о железорудном магнате.

Учебники по географии России для 8—9-го классов грешат общими словами, авторы уходят от того, чтобы сообщить детям ключевые цифры по стране и дать их в сравнении с другими странами, конкурирующими с нами на рынках. Между тем демонстрация этой картодиаграммы — идеальное начало урока по черной металлургии России в 9-м классе и одна из прекрасных иллюстраций к уроку «Минеральные ресурсы России» в 8-м. Объективная картина, характеризующая место нашей страны в мире в этой отрасли: не лидирующее, но и не незаметное.

А о том, что эта картодиаграмма должна работать по меньшей мере на десяти уроках в 10-м классе, вряд ли нужно и говорить. Выразительнейшая иллюстрация для рассказа о странах, ставших мировыми поставщиками сырья, — Австралии, Бразилии, Индии, ЮАР и отчасти (в данном случае — отчасти) Канаде. Великолепная картинка рванувшего к развитию Китая: он очень много добывает, но не на экспорт, а для себя. Более того, еще и очень много импортирует (см. картодиаграмму на с. 26). Европа практически полностью «обезрудела», лишь традиционно железная Швеция еще остается горняцкой.

Международная торговля
железной рудой, 2003 г.

Страны — крупнейшие экспортеры и импортеры

Еще более впечатляющую, чем на с. 24—25, картину мирового движения руды открывает эта картодиаграмма. Здесь еще четче проступают страны, именно специализированные на добыче руды, то есть добывающие ее не для внутреннего потребления, а для экспорта. И чрезвычайно четко выявляются два мировых полюса, стягивающих к себе бо'льшую часть добываемой руды.

Чтобы уяснить, насколько ученики понимают суть явления, спросим: «Зачем импортируют руду страны, ее не добывающие (и даже добывающие, как Китай)?» Такой вопрос можно задать даже 7-классникам, не говоря уж о более старших. Далее прямой и ясный смысловой мостик к изучению собственно черной металлургии — производству стали, главного конструкционного материала современности.

До октябрьских номеров, не забывайте о подписке.

Редакция благодарит учителя географии из г. Нарвы (Эстония) Сергея Геннадьевича Шаркова, обратившего наше внимание на обновление данных в международном источнике информации о железной руде и стали.