Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2005

Географические новости


ЖИВАЯ КАРТА

август
сентябрь
2005

Казань

Открылся седьмой метрополитен России

Первые пассажиры смогли воспользоваться новым видом транспорта 27 августа. Протяженность пускового участка метро, ставшего подарком федеральных властей к тысячелетию Казани, составляет около 8 км, эксплуатационная длина (только сама линия, без учета ветки в вагонное депо) 7,01 км. Открыты 5 станций.

«Кремлевская» (Кремль) расположена в самом центре Казани, у стен кремля. В интерьере имитируется архитектура древней Казани: сводчатые потолки, каменная кладка, яркая восточная мозаика, своеобразные светильники. На потолке зала роспись, изображающая дракона по имени Зилант (главная фигура казанского герба).

Оформление станции «Площадь Тукая» посвящено знаменитому татарскому поэту Габдулле Тукаю. Цветовая гамма — бело-зеленая. Один ряд колонн восточного стиля поддерживает очень красивый потолок с четырехугольными выемками — кессонами. На стенах 22 мозаики с сюжетами из произведений Тукая.

«Суконная слобода» возрождает в своем дизайне атмосферу губернской Казани XIX в. Облицовка пола имитирует брусчатку, колонны — уличные фонари со стальными абажурами, стены — торговую улицу города.

«Аметьево»  — пожалуй, самая необычная и новаторская из станций казанского метро. Подобно московским «Воробьевым горам» она расположена не под землей, а на стеклянном мосту, правда не над рекой, а над оврагом. В ближайшем будущем под станцией пройдет скоростная автодорога, а из одного из входов уже организована пересадка на пригородные электропоезда. Оформление станции в стиле «хай-тек». Выходы напоминают приземлившиеся «летающие тарелки».

«Горки»  — в «спальном» микрорайоне татарской столицы. Станция односводчатая, очень светлая и просторная, интересна цветная подсветка названия станции на путевых стенах.

Каждая из станций имеет выходы с обоих торцов. Все станции, за исключением надземной «Аметьево», неглубокого заложения, строились более дешевым открытым способом и оборудованы лестницами, а не эскалаторами. Проезд по действующему участку метрополитена занимает 11 минут. Рельсовый путь уложен с применением бесстыкового метода, что избавляет пассажиров от шума и создает бо'льшую плавность хода.

В подземке курсируют 4 четырехвагонных состава производства санкт-петербургского завода «Вагонмаш». Вагоны имеют необычный для наших метрополитенов светло-серебристый цвет и электронное информационное табло.

Интервал движения пока составляет 7 минут, что вполне достаточно для ожидаемого пассажиропотока в 100—130 тыс. человек в сутки. Конструкция станций допускает в будущем удлинение составов до 5 вагонов. Стоимость одной поездки 7 рублей.

Казанский метрополитен — первый в России, использующий, помимо русского, второй язык. Надписи на информационных указателях чередуются на татарском (кириллица) и русском языках. При этом татарские надписи располагаются левее и выше, русские — правее и ниже. Объявления в вагонах звучат на русском.

Казанский метрополитен должен активно развиваться в ближайшие годы, на это уже открыто государственное финансирование. В 2007 г. пусковой участок удлинится с обеих сторон на одну станцию. Это будут «Проспект Победы» (после «Горок») и «Козья слобода» (после «Кремлевской»).

 

Киев, Москва, Минск

Удлинение систем метро

В Киеве 23 августа (в годовщину независимости Украины) открылась 44-я станция метрополитена — «Бориспольская». Она расположена на Харьковской площади на юго-восточной окраине города, в направлении выезда к Борисполю (город-спутник Киева с главным столичным аэропортом).

Москва в год 70-летия своего метрополитена открыла два новых объекта. 2 сентября в канун Дня города открылся второй выход со станции «Маяковская», что позволило закрыть на долговременную реконструкцию старый выход, где были установлены старейшие из эксплуатирующихся в мире эскалаторы 1938 года выпуска. 10 сентября была пущена станция «Деловой центр», замышлявшаяся ранее как стартовый участок линии мини-метро, однако вновь построенный участок вошел в действующую Филевскую линию как ее боковое ответвление (от станции «Киевская»).

В Минске 7 ноября будут открыты сразу три новых станции — «Спортивная», «Кунцевщина», «Каменная горка», расположенные в западном секторе города в районах массовой жилой застройки.