Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №21/2005

Конкурс


Я иду на урок географии
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Конкурс
СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ УЧЕБНИК
(создаем вместе)

ЗАДАНИЕ ПЯТОГО ТУРА
(Присоединиться к конкурсу можно на любом этапе)

Марка картографического
издательства И. Янссона
(Амстердам, середина XVII в.)
Девиз: «Жить талантом
и умением»

 

Включайтесь в работу нашей всероссийской творческой мастерской! Сделаем вместе великолепный учебник для наших учеников! Вне зависимости от того, участвовали вы в предыдущих этапах или нет, вы — равноправный желанный гость в нашей мастерской.

Конкурс строится как продолжающийся марафон. Присоединиться к нему можно на любом этапе, при этом без какого-то ни было ущерба для участника, предыдущие этапы пропустившего. За выполнение задания по каждой стране (каждому параграфу будущего учебника) участник получает определенное количество баллов. Набравший по сумме ряда заданий 9 баллов получает диплом лауреата. По итогам года лидирующие в рейтинге получают призы; по месту их работы (учебы) руководителям и в территориальные органы управления образованием направляются письма с ходатайством о служебном поощрении.

Из истории и идеологии конкурса

Конкурс «Страноведческий учебник», стартовавший в № 2/2005, привлек в свои ряды уже многих учителей страны — думающих и неравнодушных людей, понимающих, что сложившаяся система географического образования уже порядком подзамшела и неизбежно будет сдавать свои позиции, если в нее не вольются способные люди. Обществу в условиях новых внутренних и международных реалий нужно новое, умное и привлекательное содержание учебного предмета, яркая и практичная методика.

Наша дисциплина должна быть конкурентоспособна на рынке образовательных услуг — она должна завоевывать сердца, радовать чувства, давать пищу для ума, обогащать мировоззрение. И она должна быть полезной — и для каждого конкретного учащегося, и для общества в целом. Авторы присылаемых на конкурс страноведческих параграфов в общем-то справляются с этими задачами. Это еще раз свидетельствует о том, как важен приток новых творческих сил в нашей отрасли. Еще более высокой эффективности можно достичь, если участники конкурса перестанут оглядываться на действующие учебники (ведь все они — и в концептуальном, и в методическом отношении — вышли из 30-х годов прошлого века; это были неплохие годы, но с тех пор прошло семь десятилетий, сменились три поколения), а будут руководствоваться здравым смыслом, уважением к детям и гражданственностью.

Методическая специфика настоящего этапа

Решая эти высокие задачи, мы не должны забывать, однако, что мы не просто учителя, педагоги, граждане страны, а мы географы. И мы несем новому поколению наше специфическое знание. И не только его. Мы несем наше особое мировидение, наши особые способы (методы) постижения мира и решения практических жизненных задач. Наш главный мировоззренческий, информационный и методический инструмент — карта. То, что принципиально отличает наш учебник от учебника по любому другому предмету — пространственный взгляд, выраженный в картах и картосхемах.

Карты, модели земного пространства, могут иметь разную степень обобщенности, отвлеченности от несущественных подробностей (абстракция). Атлас, традиционная демонстрационная карта — те школьные учебные пособия, где уровень абстракции невысок; они отражают территории насколько это возможно реалистично. Другая функция — у картосхемы в учебнике. Учебная картосхема должна:

а) обратить внимание на главное в изучаемой стране;

б) помочь понять устройство территории — соотношение, соподчиненность, взаимообусловленность слагающих ее элементов (а также роль внешних объектов в развитии рассматриваемой территории);

в) вооружить учащегося новым взглядом, очередным приемом упорядочения (систематизации) пространственной информации, особым географическим подходом к постижению действительности.

На всех предыдущих этапах у участников конкурса больше всего сил и времени отняли текстовые блоки, и времени на разработку подлинно учебной картосхемы не оставалось. Организаторы конкурса признают и часть своей вины: на макете разворота учебного параграфа (см. № 2, 4, 7 и 11/2005) выделено, пожалуй, слишком мало места для картосхемы. Так или иначе, без хороших, помогающих учиться (!) авторских картосхем наш учебник не пойдет. Поэтому...

задание этого тураСОСТАВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ КАРТОСХЕМЫ по Болгарии.

В этот раз не нужно писать текст параграфа. Нужно только создать картосхему, вложив в нее возможно больше страноведческих знаний, географических идей, развивающих и воспитывающих элементов.
В идеале картосхема должна:

а) помочь запоминанию страноведческих реалий Болгарии;

б) дать ключ к усвоению Болгарии как единства разных территориальных слагаемых;

в) содействовать пониманию географического положения и сложившейся территориальной структуры страны;

г) сформировать отношение к изучаемой стране;

д) научить извлекать для себя уроки из изучаемого пространства;

е) выработать специфически географический взгляд на изучаемый предмет;

ж) вооружить некоторым методом постижения страны и (или) понимания соотношения объектов и явлений в пространстве.

Это, разумеется, программа-максимум. Все эти задачи решить разом почти невозможно. Выберите наиболее интересные для вас направления (одно, два, три) и на них сконцентрируйтесь. Схема не должна быть перегруженной.

Структура и оформление конкурсных работ

Картосхема выполняется на стандартной странице писчей бумаги (формат А4). Вы можете выбрать масштаб и расположить картосхему на листе по своему усмотрению. Можете занять лишь часть листа, а остальное место использовать для условных обозначений или текстовых пояснений (на «вожжах» или в иной форме), а можете расположить схему горизонтально на весь лист (альбомный формат). Как потом вписать большую схему в макет учебника, мы будем особо советоваться с авторами.

Хорошо вычерченные и аккуратно оформленные схемы, конечно, получат поощрительные баллы, но допустиRм и авторский эскиз (кроки). Содержание, методика, идеи, — конечно, главное. Поэтому даже если вы не обладаете оформительскими способностями, ваш набросок картосхемы, если он будет читаем, все равно будет принят и рассмотрен жюри.

На отдельном, втором, листе приведите 6 вопросов и заданий к вашей картосхеме. Хорошо было бы, если 3 из них работали на постижение собственно Болгарии, 2 — на развитие общегеографических или общеметодологических навыков, умений, мировоззрения, а 1 обладал воспитательным звучанием.

На третьем (а если потребуется, и четвертом) листе дайте ответы на вопросы и модели выполнения заданий. После каждого ответа или разбора задания приведите краткий комментарий, в котором поясните, что получает учащийся, решая ту или иную задачу, чем обогащается, что понимает, что усваивает и зачем (главное — зачем!) это ему и нам (обществу) нужно.

Таким образом, в этом туре необходимо сделать и прислать в редакцию следующие 3 элемента конкурсной работы:

1. Учебная картосхема Болгарии.

2. Вопросы и задания к картосхеме (рекомендуемое число — 6).

3. Ответы и разборы заданий с методическими комментариями.

Работы направляйте до 16 декабря по почтовому адресу:
Редакция «Географии», ул. Киевская, д. 24, Москва, 121165 с пометкой «СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ УЧЕБНИК» или по электронной почте geo@1september.ru c той же пометкой в графе «Тема сообщения».
Пусть изучение и осмысление карты Болгарии доставит вам интеллектуальное удовольствие!
До встречи на полосах конкурса, дорогие ветераны. До приятного знакомства, уважаемые новые участники.

Совет
Картосхема — не карта, не обязательно всё вычерчивать в подробностях. Картосхема акцентирует внимание на главном, ярком, существенном, высвечивает определенные образы и подтверждает определенные автором идеи.
Поэтому, конечно, прежде чем работать над картосхемой, нужно много прочитать о Болгарии, вникнуть в страну.
Но нужно соблюсти баланс между нагрузкой и удобочитаемостью.