Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №23/2005

Идеология желанной географии


ЗАЧЕМ
Я ИДУ НА УРОК ГЕОГРАФИИ

А.Н. НОВИК
учитель географии средней школы № 1
г. Московский Ленинского района
Московская обл.

Когда я начинал работать учителем, у меня возник спор о роли географии в жизни человека. Меня пытались убедить, что география сейчас никому не нужна, что это чисто описательный предмет. Как веский аргумент приводились слова из известного литературного произведения про молодого человека, который явно не желал учиться. В последующие годы работы мне часто приходилось сталкиваться с подобными мнениями. Возможно, именно в силу сложившегося отношения к предмету в Министерстве образования РФ у кого-то возникло желание сократить часы преподавания географии в 6—7-х классах вдвое, до одного часа в неделю. Между тем в повседневной жизни каждый раз можно наблюдать примеры географического невежества. К сожалению, незнание географии демонстрируют и дикторы федеральных каналов телевидения (Антарктиду часто называют северным материком, а Стамбул столицей Турции) и политики (всем известна идея поворота сибирских рек на юг).
Каково же значение географии в обучении и воспитании подрастающего поколения? На этот вопрос нельзя ответить одной фразой. География — это один из немногих школьных предметов, с помощью которых можно научить учеников думать, размышлять; воспитать патриотизм, любовь к окружающему миру, уважение к ближнему человеку и к другим народам. Поэтому главные задачи педагогической деятельности, помимо, конечно, обучения основам науки, у меня следующие.
1. Развитие у учеников логического мышления, умения находить причинно-следственные связи, проводить аналогии и сравнения. Мир создан так, что все в нем взаимосвязано, все в природе имеет объяснение, а так как география изучает все, что находится на нашей планете, то без обнаружения этих связей на уроке обойтись нельзя. Я постоянно требую от учеников объяснения того или иного явления, прошу ответить на вопрос «Почему?». Конечно, что-то получается у них не с первого раза, какие-то связи открываются ученикам только после коллективных размышлений всем классом, но тем более радостно открытие, которое далось таким сложным путем. Ученикам я часто говорю, что что-то они могут и забыть, но умея логически мыслить, они всегда дадут ответ на многие вопросы.
2. Воспитание патриотизма, любви к Родине. География, по моему мнению, наравне с родной литературой, русским языком и историей Отечества, непосредственно изучает страну, в которой мы живем. В 8—9-м классах изучается география России, именно на этих уроках у учителя есть возможность воспитать чувство гордости за свою страну.
3. Воспитание толерантных личностей, уважающих другие народы точно так же, как и свой. Помимо природы Земли, география изучает и население планеты, во всем его многообразии. Именно на таких уроках воспитываются интернационализм и терпимость к людям другой национальности и религии.
4. Воспитание бережного отношения к природе. Именно через понимание того, что в природе все взаимосвязано, можно, по моему мнению, воспитать это чувство. Зная, что изменение одного компонента природы приведет к изменению других, человек лишний раз подумает о своих действиях и о возможных последствиях.
Все эти задачи решаются на уроках географии.
Моим идеалом урока является урок на котором царит деловая обстановка, где учитель и ученики — это партнеры. Урок, на котором нет посторонних, отвлеченных разговоров, на котором все — и учитель и ученики — заняты общим делом. Роль учителя, по моему представлению, заключается в том, чтобы помочь ученикам открыть все многообразие мира. Конечно, понимание мира без знания основ географии и терминологии не возможно, поэтому значительная роль на уроках отводится объяснению нового, но и в этой части урока ученики принимают активное участие — отвечают на вопросы, выполняют задания.
Я категорически против того, чтобы превращать урок чисто в лекционное занятие. Для нормального проведения урока учителю нужна «обратная связь», я должен видеть реакцию учеников: нравится им полученная информация или нет, удивлены они или они не понимают о чем идет речь. В течение урока я периодически привожу интересные факты или объясняю более популярно сложный для понимания материал. Иногда это приводит к тому, что ученики, заинтересовавшись услышанным, начинают обсуждать его так, что их сложно успокоить и вернуть в нормальный учебный процесс. Можно было бы отказаться от таких отступлений, но уроки тогда были бы неинтересными, скучными, чего нельзя допускать.
Получение знания учениками — это тяжелый труд не только для самих учеников, но и для учителя. К сожалению, некоторые ученики не готовы к этому, и тогда задача педагога становится еще более сложной. Необходимо заинтересовать ребенка, вызвать желание учиться. Большое значение в работе уделяется личному общению с учеником, только после индивидуальных занятий, даже у самых казалось бы безнадежных детей, возникает желание изучать предмет.
Большое значение уделяется воспитанию у учеников общечеловеческих качеств — честности, порядочности, ответственности, трудолюбия. Считаю, что лучшим способом в этом служит личный пример педагога.