Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №24/2005

Готовимся к олимпиадам


Задачи для подготовки
к региональному туру Всероссийской
олимпиады школьников по географии

С.В. РОГАЧЕВ

1. Между озерами и морями

7-й и 8-й классы (задачи решаются с использованием школьных атласов)

Эта страна граничит с несколькими субъектами Российской Федерации. Имеется информация о трех:

О первом Территорию этого субъекта федерации делят между собой на водосборные бассейны три следующие акватории: а) крупнейшее озеро континента; б) море, омывающее берега православных и мусульманских стран; в) море, на берегах которого размещены несколько столиц стран НАТО
О втором Практически вся территория этого субъекта федерации, за исключением северо-восточного краешка, лежит в бассейне третьей по длине реки части света, в которой находится искомая страна
О третьем Здесь находится озеро, где весной 1242 г. состоялось знаменитое в русской истории сражение

Вопросы и задания:

А. Определите страну.
Б. Определите трех соседей, о которых приведена информация.
В. Граничит ли искомая страна с другими субъектами Российской Федерации, и если да, назовите их.
Г. Приведите для искомой страны один отличительный признак по образцу признаков, приведенных в таблице. Этот признак должен позволить однозначно определить эту страну, но при этом не должно' фигурировать напрямую ни одно географическое название или название народа. Разумеется, не принимаются и географические координаты. Не годятся также определения страны через ее государственного руководителя.

Ответы и оценки:

А. Белоруссия (2 балла).

Б. Граничащие субъекты федерации (в порядке перечисления в условии задачи):

1) Смоленская обл. (Каспий, Черное море, Балтийское море);

2) Брянская обл. (бассейн Днепра);

3) Псковская обл. (Чудское озеро, Ледовое побоище).

По 1 баллу за каждую правильно названную область. Всего до 3 баллов.

В. С другими субъектами Российской Федерации искомая страна не граничит (0,5 балла).

Г. Приведенные ниже решения вполне посильны для успевающих учащихся, если вы научили их пользоваться картой и атласом. А вот вывести для Белоруссии отличительный признак нелегко. В этой республике ни на местности, ни на карте ничего не бросается в глаза. Нет ни знаменитых пиков, ни уникальных месторождений полезных ископаемых; небогата и история страны. Так что с решением этой части задачи справятся лишь немногие, и именно по этой составляющей будет производиться дифференциация учащихся, выявление тех, кто идет на федеральный олимпиадный уровень.

Варианты и примеры решений

Путь первый. Индивидуализирующий признак страны может быть дан через уникальный объект или событие.

Примеры:

«Здесь находится единственная на пространстве СССР крепость-герой».

«Это родина живописца Марка Шагала» (Витебск);

«Это родина Адама Мицкевича» (Барановичский р-н Брестской обл.).

«Здесь находилась усадьба композитора, автора знаменитого полонеза Михаила Огиньского, в которой он жил два десятилетия» (Сморгонский р-н Гродненской обл.).

Ответы такого типа не сложны в интеллектуальном отношении (здесь ничего не надо выводить; просто: «знаешь — не знаешь»), но свидетельствуют о высокой эрудиции учащегося. Ведь нынешнее поколение о Белоруссии знает мало, и если 7—8-классник знает об этой стране хоть что-нибудь яркое — очень хорошо.

Оценка такого, верно названного признака — 2 балла. Оценивается только один признак, даже если учащийся привел больше. Встает, правда, одна проблема. Если учащийся привел более одного признака, какой выбрать для оценки — наиболее верный или первый приведенный? Решение этой проблемы — в компетенции жюри.

Путь второй. Сложнее (и такой ответ должен оцениваться выше) вывести отличительный признак из карты — основываясь только на информации, предоставляемой атласом, и анализируя ее, перебирая, комбинируя. Еще раз повторимся: по Белоруссии такой признак найти трудно, и признак, если лучшие школьники найдут таковой, скорее всего, будет сложным, «многоэтажным».

Примеры:

«Здесь протекают три, и только три, реки, впадающие непосредственно в Мировой океан, но ни одна из них не впадает в океан на территории этой страны, и лишь одна берет здесь начало». (Речь идет о Днепре, Западной Двине и Немане — лишь он имеет исток в Белоруссии. Многоэтажная эта формула, хотя и кажется неуклюжей, не лишена смысловой значимости: она акцентирует внимание на транзитности Белоруссии.)

«Эта страна, входившая до 1991 г. в состав самой большой страны мира, имеет лишь один город-миллионер, и он лежит в бассейне Мирового океана». (Такая формула позволяет отсечь все другие бывшие республики СССР, которые либо не имеют миллионеров, либо имеют их больше одного, либо «держат» своих миллионеров в областях внутреннего стока.)

Может быть разработано много других подобных комбинаций. Выработать их за ограниченное время под силу школьнику, о котором можно уверенно сказать, что он:

а) умный;

б) у него развита логика;

в) он уже неплохо географически образован;

г) он владеет навыками и умениями работы с основным источником географической информации — картой.

Удачный ответ может быть оценен до 4 баллов.

Следует отметить, что работа по оценке индивидуализирующего признака для искомой страны — сложный и творческий процесс для проверяющего. Он подбросит вам немало неожиданностей (как, впрочем, и немало разочарований). Членам комиссии целесообразно запастись справочной литературой.

Итого за всю верно решенную задачу — до 9,5 баллов.

2. Среди руд, поэзии и химии

9-й класс (при наличии атласа для 9-го класса под силу и восьмиклассникам)

Эта страна имеет общую границу с несколькими субъектами Российской Федерации. Есть информация о трех из них:

О первом Здесь находятся Музеи-заповедники федерального значения: усадьба
Ф.И. Тютчева и усадьба А.K. Толстого
О втором Этот субъект федерации лидирует в России по добыче железной руды
О третьем Здесь находится устье крупной реки, которая берет свое начало в черте города — известного центра химической промышленности и вдоль течения которой находятся две атомные электростанции

Вопросы и задания:

А. Определите страну.
Б. Определите трех соседей, о которых приведена информация.
В. Если искомая страна граничит посуху еще и с другими субъектами Российской Федерации, назовите их.
Г. Приведите для каждого (из дополнительно обнаруженных вами) субъекта федерации по одному отличительному признаку (по образцу признаков в таблице). Каждый признак должен позволить однозначно определить каждый из субъектов федерации, но при этом не должно фигурировать напрямую ни одно географическое название (кроме само собой разумеющихся слов «Россия» и «Евразия») или название народа. Разумеется, не принимаются и географические координаты.

Ответы и оценки:

А. Искомая страна — Украина (2 балла).

Б. Граничащие субъекты федерации (в порядке перечисления в условии):

1) Брянская (Овстуг и Красный Рог);

2) Белгородская;

3) Ростовская (Дон, Новомосковск, Нововоронежская АЭС в Нововоронеже и Волгодонская АЭС в Волгодонске).

По 1 баллу за каждую правильно названную область. Всего до 3 баллов.

В. Другие области, граничащие с Украиной посуху: Курская и Воронежская (по 0,5 балла, всего до 1 балла).

Г. Примеры отличительных признаков:

Воронежская: «Этот субъект федерации полностью лежит в пределах бассейна реки, впадающей в море близ самого южного города-миллионера России».

Курская: «По названию этой области именуется самое крупное сражение Великой Отечественной войны летом 1943 г.» или «По названию этой области именуется крупнейшая группа разрабатываемых месторождений железных руд России».

До 2 баллов за каждый корректно сформулированный признак. Всего до 4 баллов.

Итого за всю задачу до 10 баллов.