Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №1/2006

Интернет-ресурсы для урока


Народы России:
единство и многообразие

www.narodru.ru

Россия — страна многонациональная. Это знают все. Но не в каждом городе или селе, особенно в глубинке, это видно воочию. Нередко понятия «полиэтничность» и «мультикультурализм» становятся чем-то вроде обязательной программы для выступлений на темы развития толерантности и терпимости. Их подлинный смысл при этом удается понять не каждому. Для того, чтобы наши соотечественники, относящиеся к разным этническим группам, не были для нас абстракциями, цветными квадратиками с цифрами на карте народов России, и создан интернет-портал www.narodru.ru

Порталом очень удобно пользоваться, навигацию по нему может освоить даже совсем неискушенный в компьютерных технологиях пользователь. По ссылке «Народы» с главной страницы мы попадаем на алфавитный перечень народов нашей страны. Здесь есть и многомиллионные русский, татарский, украинский этносы, и малочисленные народы Севера — юкагиры, ненцы, кеты, и народы, чья этническая родина находится за рубежами нашей страны — поляки, турки, словаки, китайцы и др. Каждая статья написана доступным для школьников языком, в конце каждой из них приводится численность этнической группы по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.

Вниманию пользователей на портале «Народы России» предоставляются подборка актуальных новостей этнической тематики, архив публикаций, проблемные статьи из российских СМИ, справочные материалы по общественным организациям разных народов, список этнографических музеев. Особенный интерес на уроках вызовет раздел «Символика», в котором объясняются символы национальных субъектов РФ (республики, автономные округа), даются изображения гербов.

К сожалению, разветвленному и с любовью сделанному интернет-порталу не хватает иллюстративного материала. Ведь как увеличился бы его образовательный потенциал, если бы учитель смог демонстрировать фотографии представителей разных народов, их жилища, национальные костюмы и т.д. Но самая серьезная ошибка — и это уже не удивляет — картографическая. На карте Российской Федерации, что размещена на главной странице портала, недостает сразу четырех субъектов: Калининградской области, республик Алтай и Тыва, Приморского края. Мы помним, какой общественный резонанс вызвала «забывчивость» Министерства науки и образования, «потерявшего» на обложке сборников заданий ЕГЭ Калининград и Курилы. Здесь же недостача гораздо более серьезна, она заметна даже невооруженным глазом. Вероятно, главный редактор портала Хабиб Абдуллаев и выпускающий редактор Любовь Балакирева не смотрят свой сайт или не считают эти потери существенными.

Материалы интернет-портала окажутся востребованными при проведении уроков в 8-м и 9-м классах. Конечно, прежде всего их нужно использовать в теме «Народы и религии России». Только знакомство с конкретными примерами национальных культур поможет расцветить этот урок, избежать механического запоминания: такой-то народ относится к этой языковой группе, такой-то к той. Сведения, почерпнутые с портала «Народы России», можно привлекать и к урокам по другим темам. Например, при изучении сельского хозяйства России можно вспомнить о традиционных видах земледелия и скотоводства народов нашей страны. Знакомясь с природными условиями России — рельефом, климатом, почвенным и растительным покровом, нелишним будет упомянуть о том, какие адаптационные приспособления к обитанию в той или иной природной среде существуют в культуре различных этносов. Ну и конечно, невозможно игнорировать этническое наполнение различных краев нашего Отечества при изучении регионов России.