Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2006

Познание пространства


Обучающие задачи,

вырабатывающие умения работы с физической, административной и тематическими картами, развивающие аналитические способности и логику, формирующие знания по реальной географии

С.В. РОГАЧЕВ

Часто жалуются: география — из тех учебных предметов, где нужно слишком много запоминать. Ведь карта мира — практически неисчерпаемая информационная емкость. На обилие материала для запоминания жалуются и школьники, и студенты, и даже сами учителя и преподаватели географии. Мы ведь тоже люди, и инстинктивное желание поберечь память естественно. Видно, что необходимость нести слишком большой груз знаний напрягает также и авторов современных учебников и учебных пособий. По-видимому, поэтому школьная география все более превращается в рассуждения общего характера, внимание же к карте (главному хранителю наших профессиональных знаний) катастрофически снижается.

Результат, коллеги, вы видите сами: предмет, теряя свое лицо, все более утрачивает позиции в учебных планах.

Как же примирить в учебном процессе индивидуальность нашего предмета, которая немыслима без карты (и, соответственно, без весьма объемной информации, в ней заключенной), и инстинкт самосохранения мозга в информационном обществе (об этой проблеме в №1/2006 пишет профессор Э.Л. Файбусович)? Магистральный путь, в общем-то, один: не заучивать карту (и тем более не отворачиваться от карты, как лиса от винограда), а учиться с картой работать, учиться карту понимать, карту чувствовать, карту переживать.

Репрессивные экзаменационные формы, построенные по принципу «Покажи, где это находится» или «Что это за объект на карте?», — к сожалению, отталкивают детей (да и взрослых) от географии. Совсем необязательно держать в активной памяти множество объектов и их местоположений, тем более что способность к запоминанию больших объемов информации у всех учащихся разная и сама по себе не служит признаком развитости. Неудачны поэтому и большинство практикуемых форм работы с контурной картой. Это либо механическое перерисовывание, либо репрессивный, нацеленный на испытание памяти, контроль.
В обоих случаях карта (пусть и контурная) превращается во врага школьника. А карта должна быть другом.

Попробуйте поставить психологический эксперимент. Спросите у случайного собеседника, что он знает о России. Скорее всего, ответ будет невразумительным. Это будут расплывчатые эмоции, оценки, в лучшем случае — имена и события былого. Но разверните перед собеседником карту, предложите ему всмотреться в нее, и характер беседы сразу изменится. От общих расплывчатых слов ваш респондент перейдет к работе с конкретными объектами, четкими образами, лично воспринимаемыми реалиями: «Здесь я строил плотину ГЭС и знаю следующее...», «Здесь мои родители были в эвакуации и рассказывали то-то...», «Здесь я отдыхал и помню...», «Здесь недавно было наводнение, о котором сообщали...», «Это город-герой», «Здесь красивейшие горы», «Тут я служил и видел...», «Здесь сплошные леса», «Здесь лес заводских труб», «Здесь усадьба Лермонтова», «Здесь музей Шукшина», «Здесь чистейшая вода», «Здесь уйма грибов» и т.п. Чем старше человек становится, чем большим жизненным опытом обрастает, тем ближе ему карта, потому что больше точек на ней ему лично, интимно знакомы. Тем более он готов смотреть на карту, как рассматривают семейные фотоальбомы.

Молодой человек, учащийся, как правило, не имеет еще большого пространственного опыта (есть, впрочем, и исключения). Но в его личном информационном багаже уже множество событий, явлений, объектов, имен и иных реалий, которые требуют пространственной привязки. Их поставляют ему и сама школьная география (иногда с излишеством), и история, и литература, и биология, и внешкольная образовательная среда. И если учитель географии хочет вправду помочь образованию (формированию) личности, он должен не столько «грузить» ученика сведениями, столько помогать сведения систематизировать. Карта и есть та системная оболочка, в которую укладываются многие абсолютно разнородные, на первый взгляд, информационные фрагменты. «Карта, — как недавно писал в нашей газете (№ 35/2004) известный методист Ю.В. Виньков, — системообразующая основа и интегратор знаний». В этой формуле, пожалуй, наилучшим образом выражена личностная (образовывающая, формирующая личность) функция карты.

Подарить школьнику знакомство с картой как с другом и помощником на всю будущую жизнь — вот достойная задача достойного учителя по достойному предмету.

Как знакомиться с картой? Только пользуясь ею, активно работая. Вне класса — ориентируясь, прокладывая маршруты путешествий. В классе — решая по картам задачи, привязывая к картам реальную информацию, выводя из карт информацию, генерируя из карт идеи. Решая задачи по картам, карту и запоминаешь, и понимаешь. И столько узнаёшь!

Предлагаемая подборка задач рассчитана на решение с помощью учебных атласов и любых иных пособий, имеющихся в кабинете географии (или в распоряжении ученика). Задачи ни в коей мере не предполагают испытания памяти, они воспитывают (и контролируют) способность пользоваться картами (читать карты), помещать сведения из учебника или иных источников в пространственный контекст (позиционировать сведения). Они учат сравнивать, выбирать особенное, отличительное, устанавливать соотношения между объектами и явлениями. Это общеметодологические навыки, составляющие важную компоненту развития личности. Конечно, и чисто информационные знания не будут при решении задач лишними. Но их наличие не сыграет принципиальной роли, оно лишь убыстрит решение. Важно, однако, что сами знания могут быть получены в процессе решения задач.

И именно способность ученика решать различные задачи по карте (без ограничения пользования любыми информационными базами), а не готовность выдержать пресловутое «гоняние по карте» и должна служить основным показателем географической подготовленности («компетенции», такое слово сейчас не к месту употребляют в образовательно-бюрократической лексике) учащегося.

Решайте на уроках задачи, открыв все учебники, все атласы, все пособия, все справочники, все интернет-сайты, все шпаргалки. Решайте и дарите школьникам географию-друга.

1. В милитаризованном окружении
10-й класс

Эта страна имеет нескольких сухопутных соседей. О трех из этих стран-соседей известно следующее:

О первой Это ядерная и космическая держава, не имеющая на своей исторической территории ни космодромов, ни полигонов для ядерных испытаний
О второй Здесь находится штаб-квартира крупнейшей военно-политической организации мира, объединяющей 26 стран
О третьей Эта страна в 1945—1946 гг. представляла собой 4 зоны оккупации, а в современных границах существует с 1990 г. 

1.1. Определите, о какой стране речь.

1.2. Назовите стран-соседей, фигурирующих в таблице.

1.3. Если у искомой страны есть другие соседи, назовите их.

Ответы и оценки:

1.1. Люксембург (2 балла).

1.2. 1) Франция (ядерные испытания проводила в Полинезии на атолле Муруроа, космодром — во Французской Гвиане);

2) Бельгия (Брюссель — столица НАТО);

3) Германия (в 1945 г. была разделена на зоны оккупации между СССР, США, Великобританией и Францией; в 1946 г. американская и английская зоны оккупации были объединены в т. наз. Бизонию /двузонию/, а в 1949 г. в западных зонах оккупации была образована Федеративная Республика Германия; в ответ на это в Восточной Германии была образована Германская Демократическая Республика. В 1990 г. в результате изъявления доброй воли советского руководства Германия была объединена).

По 1 баллу за каждого верно определенного соседа.

1.3. Нет.

2. Великий человек, великие горы, великая энергия
8—9-й классы

Этот субъект федерации граничит с несколькими другими. О трех из соседей известно следующее:

О первом Родина В.И. Ленина
О втором Здесь — южное окончание меридиональной горной системы, по которой принято проводить границу между частями света
О третьем Здесь река, лидирующая в России по числу расположенных на ее берегах городов, принимает свой самый полноводный приток

2.1. Определите этот субъект федерации.

2.2. Приведите для него один отличительный признак (по образцу признаков второго и третьего соседей). Этот признак должен позволить однозначно отличить искомый субъект федерации от остальных 87, но при этом не должно фигурировать напрямую ни одно географическое название (кроме само собой разумеющихся слов «Россия» и «Евразия») или название народа. Разумеется, не принимаются и географические координаты.

2.3. Назовите перечисленных в таблице соседей.

2.4. Если искомый субъект федерации граничит еще и с другими субъектами Российской Федерации, назовите их.

2.5. Для каждого дополнительно названного соседа приведите по одному отличительному признаку (см. 2.2).

Ответы и оценки:

2.1. Самарская обл. (2 балла).

2.2. Примеры индивидуализирующих признаков для Самарской обл.:

«Здесь находится самая восточная точка течения реки, крупнейшей в той части света, где начинались Первая и Вторая мировые войны». (Разумеется, Волгу и Европу можно определить множеством иных способов).

«Здесь находится высшая точка возвышенности, восточный склон которой на протяжении почти 1000 км выходит к крупнейшей из рек, не имеющих стока в Мировой океан».

За корректно, в полном соответствии с условием, сформулированный признак — до 4 баллов.

А как быть, если школьник даст такой вариант формулировки: «Здесь — высшая точка Приволжской возвышенности»? Условие нарушено, но не совсем. Плохо было бы, если школьник сказал просто: «Здесь Жигули». Такой ответ, строго говоря, не должен быть принят (лишь при доброй воле учителя за него можно дать до 0,5 балла). Однако если Жигули прямо не названы, значит, ученик провел определенную аналитическую работу по карте и выявил, как Жигулевские горы могут быть однозначно определены, не будучи поименованными. Ответ в принципе уже неплох. И то, что учащийся не смог «в общих словах» однозначно определить Приволжскую возвышенность, не должно перечеркивать ценности первого шага. В зависимости от доброты проверяющего, за такой проделанный шаг можно дать до 2 баллов.

Как быть, если учащийся не справился с условием, но все же приводит индивидуализирующий признак, пусть и не выведенный из карты, а основанный на знании какого-то уникального объекта или события (по образцу первой строки таблицы). Такой ответ, если он обнаруживает эрудицию ученика, может быть поощрен жюри. Например, ответ: «Сюда в 1941—1942 гг., когда Москва находилась под угрозой захвата, предполагали перенести ставку Верховного главнокомандующего» — может быть принят, но оценен не выше 1—1,5 баллов.

2.3. Соседи Самарской обл., в порядке перечисления в условии:

1) Ульяновская обл. (заметим: самоочевидное для нашего поколения знание, что Ленин родился в Симбирске /ныне Ульяновске/, для многих теперешних школьников — новость);

2) Оренбургская обл. (южное окончание Урала);

3) Республика Татарстан (впадение Камы в Волгу; Волга несет на своих берегах городов гораздо больше, чем любая другая река России).

По 1 баллу за каждого верно определенного соседа. Всего до 3 баллов.

2.4. Граничит еще с Саратовской обл. (0,5 балла).

2.5. Примеры индивидуализирующих признаков для Саратовской обл.:

«Здесь самая большая из рек, впадающих в самое большое озеро мира, принимает последний из своих притоков длиной более 500 км» (может быть со штрафными полбалла или баллом принята и формулировка: «самый последний из своих крупных притоков»).

«Здесь — единственная атомная электростанция, расположенная вдоль течения реки, давшей название крупнейшему (по количеству производимых машин) автозаводу России» (Балаковская станция — единственная АЭС, расположенная в полосе вдоль Волги). Такой признак могут, основываясь только на знаниях школьной программы, вывести 9-классники.

До 4 баллов.

С оценкой до 1—1,5 баллов могут быть приняты и событийно-объектные признаки, например: «Здесь происходит действие “Кондуита и Швамбрании” Льва Кассиля».

Итого до 13,5 баллов.

3. Среди металла, электричества и истории
9-й класс

Этот субъект федерации граничит с несколькими другими. О трех из соседей известно следующее:

О первом Здесь расположен самый южный из металлургических комбинатов полного цикла в России
О втором Здесь находится единственный в России город, при котором располагается и АЭС, и крупная ГЭС
О третьем Главный город раньше назывался Симбирск

3.1. Определите этот субъект федерации.

3.2. Приведите для него один отличительный признак (по образцу признаков первого и второго соседей). Этот признак должен позволить однозначно отличить искомый субъект федерации от остальных 87, но при этом не должно фигурировать напрямую ни одно географическое название (кроме само собой разумеющихся слов «Россия» и «Евразия») или название народа. Разумеется, не принимаются и географические координаты.

3.3. Определите, под каким номером в таблице скрывается какой сосед.

3.4. Если искомый субъект федерации граничит еще и с другими субъектами Российской Федерации, назовите их.

3.5. Для каждого дополнительно названного соседа приведите по одному отличительному признаку (см. 2.2).

Ответы и оценки:

3.1. Самарская обл. (2 балла).

3.2. См. п. 2.2 в разборе предыдущей задачи (до 4 баллов).

3.3. Соседи Самарской обл., в порядке перечисления в условии:

1) Оренбургская обл. (в Новотроицке, примерно под 51-м градусом с. ш., — НОСТА, или Орско-Халиловский металлургический комбинат);

2) Саратовская обл. (в г. Балаково — Балаковская АЭС и Саратовская ГЭС);

3) Ульяновская обл. (Ульяновск до 1924 г. назывался Симбирск).

По 1 баллу за каждого верно определенного соседа. Всего до 3 баллов.

3.4. Самарская обл. граничит еще с Республикой Татарстан (0,5 балла).

3.5. Пример индивидуализирующего признака для Татарии см. в формулировке предыдущей задачи (за признак, соответствующий условию, — до 4 баллов).

Признаки, основанные просто на знаниях об исключительных объектах (например: «Башня Сююмбеки», «Мечеть “Кул Шариф”», «Родина художника Шишкина»), могут быть приняты, но, как не вполне соответствующие условию, с оценкой не более 1—1,5 баллов (см. 2.2).

Итого до 13,5 баллов.