Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2006

Читательский клуб


Депонент статей

«География» получает много писем с заметками, статьями, методическими разработками. Не все мы можем опубликовать. Есть, однако, ряд материалов, которые могут представить интерес для отдельных читателей. Поэтому мы проводим здесь краткий обзор наиболее интересного из неопубликованного — депонент статей. Читатели, желающие связаться с автором депонированной статьи, могут обратиться в редакцию за координатами.


Е.А. Дубровина, Е.А. Рюмкина. Составление климатограмм с использованием электронных таблиц и определение типов климата для указанных пунктов. Интегрированный урок-практикум «география—информатика» для 8-го кл. — Кременки, 2005.

Елена Алексеевна, учитель информатики, и Елена Александровна, учитель географии
СШ № 2 пгт Кременки Жуковского р-на Калужской обл., предлагают ученикам самостоятельно построить климатограммы по некоторым пунктам. Для этого учителя создали электронную таблицу, содержащую данные о средних температурах воздуха и количестве осадков по месяцам по 15 пунктам в РФ.

С помощью редактора Excel учащиеся рассчитывают амплитуду среднемесячных температур, вычисляют среднегодовую температуру (функция СРЗНАЧ) и годовое количество осадков (функция СУММ). Затем в редакторе Excel школьники (разбившись на малые группы по 2—4 чел.; каждая группа обрабатывает один пункт) строят гистограмму распределения осадков по месяцам года и график годового хода температур.

Ставится задание по полученной климатограмме определить тип климата исследованного пункта. Наблюдения привязываются к карте климатических поясов.

Таким образом школьники получают важные географические знания и навыки и при этом упражняются в использовании информационных инструментов, понемногу понимают, как компьютер должен использоваться для решения исследовательских задач.


М.К. Шишков, М.Ю. Кормушин, Р.М. Фомин, И.Н. Стецюк. Территориальное устройство России на 1 января 2004 года: Справочник. —Самара, 2005.

Справочник разработан по информации сайта http://www.tur.samara.ru. Это единственное подобное издание после 1986 г. Тираж всего 200 экз. Предназначен для общедоступных библиотек и образовательных учреждений.


С.А. Туманова. Интересный урок географии. Методическое пособие для учителей. Описание проведения нетрадиционных уроков для 5, 6, 7-х классов. — Саратов, 2004.

Светлана Алексеевна, учитель саратовской СОШ № 34, предлагает сценарии уроков-игр: урок-обобщение по теме «Солнечная система», развивающий урок «Интеллектуальное казино», урок «Суд над Христофором Колумбом».

Эти уроки, указывает автор, нравятся ребятам, ведь они основаны не на вопросах для повторения (где требуется только вспомнить) и не на тестах, которые не характерны для нашей методики преподавания.


Т.И. Скрипченко. Дальний Восток. Разработка урока для 8-го кл. — Енотаевка, 2005.

Урок, разработанный учителем СОШ № 1 с. Енотаевка Астраханской обл., открывается вопросами: «Где по снегу бродят тигры?», «Где, как в сказке о Коньке-Горбунке, можно из горячего озера прыгнуть в холодное?», «Где можно увидеть рыбачащего медведя?».

Учащиеся делают сообщения о Москвитине, Дежнёве, Хабарове, Беринге и Невельском. С помощью карты характеризуют рельеф, сейсмичность, муссонный климат, разнообразие флоры и фауны, природно-ресурсный потенциал. Особо рассматривается значимость Курил для России.


Г.И. Бурмантова. Мир инвестиций. Программа предпрофильного курса для учащихся 9-го кл. — Игрим, 2005.

Программа составлена учителем географии Игримской СШ № 2 (Березовский р-н, ХМАО—Югра) и рассчитана на 8 ч.

Цель — формирование знаний об инвестиционной деятельности.

Темы: Значение инвестиций. ТНК и инвестиции. Влияние инвестиций на хозяйственную деятельность стран. Европейская интеграция и инвестиции в Россию. Инвестиционные банки России. География инвестиционной деятельности, плюсы и минусы.

Типы уроков: собеседование, обсуждение сообщений учащихся, рассказ учителя, беседа, диспут, самостоятельная работа с картой, практическая работа.


В.А. Бударина. Химические элементы и географические объекты. Викторина. — Шахты, 2005.

Автор предлагает подборку вопросов, об обучающем потенциале которых можно судить по следующим примерам:

Какой химический элемент шестой группы частично является единицей атмосферного давления? (Барий — бар)

Какой вокзал созвучен с наименованием химического элемента восьмой группы? (Железнодорожный)

В названии столицы Эстонии измените последнюю букву и вы получите химический элемент 9-го ряда. (г. Таллин — таллий)

Невнимательный химик хотел написать название химического элемента пятой группы, а получился портовый город Ростовской обл. (Азот — Азов)

Невнимательный географ хотел написать название пролива между Черным и Мраморным морями, а получилось название химического элемента третьего периода. (Босфор — фосфор)

Редакция «Географии» благодарит авторов всех депонированных материалов и ждет новых писем от всех читателей, всех учителей России и русского языкового мира.