Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2006

Из новой книги


Любимый в школе регион

 

 


Малахитовая шкатулка:

В поисках новых ключей:
Путешествия со сказами Бажова/
Авт. очерков А.П. Черноскутов, Ю.В. Шинкаренко. — Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2004. —
464 с.; ил.

Урал — любимый многими учителями район страны, любимая тема программы. Бажов — один из самых региональных писателей. Его творчество особенно востребовано в преподавании нашего предмета. География, сказы, регион, путешествия, таинственность, красота, недра и промышленность — всё это сплелось в новой, великолепно изданной на Урале книге. В ней — тексты самих бажовских сказов, живые рассказы людей, путешествующих по местам, ставшим ареной сказов, зрелищные уральские фотографии и отлично подготовленные карты. Погрузимся в атмосферу Горнозаводского Урала вместе с авторами екатеринбургского издания.

Город Полевской и окрестности
(Свердловская область)

В этом путешествии мы проследим путь от времени сказов Бажова до наших дней и еще раз заново, но уже по-новому перечитаем удивительные сказы «Малахитовой шкатулки» — «Медной горы Хозяйка» и «Каменный цветок».

Добраться до Полевского можно с Южного автовокзала Екатеринбурга. Перед въездом в Полевской, на 14-м километре, будет первый бажовский объект — поселок Красная горка и Красногорский железный рудник. По сказам, здесь полевской рудокоп повстречал Малахитницу. О том, как и где это было, Бажов рассказал нам в своем сказе «Медной горы Хозяйка».

Если приключения героя сказа «Медной горы Хозяйка» Степана связаны с северными окрестностями Полевского, то Данилы из «Каменного цветка» — с южными.

По сказу, детство Данилки-Недокормыша проходило на берегу Верхнего (Казенного) пруда: сначала в казачках «при господском доме», затем целое лето с коровьим стадом ходил в подпасках. «Пасли около Ельничной» в самом волчьем месте, заросшем темным ельником. Там он и «под бой попал» за утерю коров.

Вся эта пестроцветная картина заливных лугов, поросших чемерицей, дурманом да багульником, и сейчас заповедное в ландшафтном отношении место. Расположено оно в междуречье речки Черной и Светлого Канала в промежутке Верхнего и Глубочинского прудов, не более чем в трех километрах от старой части города Полевского.

Но прежде познакомимся с самим городом — родиной сказов.

В городе развита металлургическая и химическая промышленность. Ведущее предприятие — Северский трубный завод. Центральной частью считается поселок Северский.

По своему внешнему облику и территориальной структуре Полевской — город некомпактный. Два жилых массива, образующие собственно город Полевской (на юге) и поселок Северский (на севере), расположены на расстоянии 10 км друг от друга. Главный жилой массив — Северский — расположен на юго-восточном склоне горы Малаховой вдоль берега Северского пруда. Полевской лежит на северном берегу Верхнего пруда речки Полевой. В городскую черту входит также ряд небольших поселков: Зюзельский, Зеленый Бор и другие...

Главная достопримечательность бажовского маршрута — Думная гора...

Из переулка с тремя домиками узенькая тропинка приведет к некрутой безлесой горе. Вершина ее увенчана скалистым гребешком, отгородившим крутой спуск к реке Полевой, протекающей под западным склоном. Где-то у гребешка и находилась караулка легендарного дедушки Слышко с «невысоким помостом да звонким колоколом». Это лучшее место для фотографирования панорамы и видов Полевского.

У караулки на Думной горе хорошо... Радует глаз круглая, будто переполненная, чаша Полевского пруда и уходящая вдаль широкая река — Северский пруд... В той стороне, где теперь высятся многочисленные корпуса криолитового завода и соцгородка, было видно лишь серое, чуть всхолмленное поле старого Гумешевского рудника...

Зато там, за Гумешевским рудником и заводским поселком, насколько глаз мог охватить, однообразная, но красивая лесная картина — темно-синие волны густого хвойного бора. Седловатая волна выше других — Азов-гора.

На вершине Думной горы стоит памятник полевчанам, погибшим в годы революции и гражданской войны. От памятника по южному, более пологому склону мраморные ступени ведут вниз к подножию горы, где сохранилось красное здание на три окна — бывшая школа, по соседству с которой находился флигель, там некоторое время в начале девяностых годов XIX века жила семья Бажовых...

Окрестности города Полевского
Окрестности города Полевского

Теперь цель нашего путешествия — побывать у легендарной Медной горы, на знаменитых Гумешках. В сказах Бажова Гумешки — подземная кладовая. Самое дорогое место во владениях Хозяйки Медной горы. Здесь впервые на Урале был открыт камень, «в котором вся радость земли собрана», — ярко-зеленый шелковистый малахит. И здесь в воображении горщиков родился образ Малахитницы. Медная гора, разочаровавшая Бажова при первой встрече, находится почти в центре города.

«Когда же через несколько дней увидел Гумешки вблизи, то чуть не расплакался от обиды. Никакой горы тут вовсе не оказалось. Было поле самого унылого вида. На нем даже трава росла только редкими кустиками. На поле какие-то полуобвалившиеся загородки из жердей да остатки тяговых барабанов над обвалившимися шахтами».

Южная часть карьера, перед железной дорогой, огорожена колючей проволокой, так как опасна для экскурсий. Северная, за железной дорогой, представляет собой провал, образовавшийся в результате оседания почвы над старыми шахтами. Длина карьера-провала около 500 метров, ширина до 150 и глубина до 15 метров. В южной части карьера сохранились остатки старой шахтной крепи, по краям — отвалы глинистых и скальных пород, отбросы рудной массы... В доступном для осмотра месте можно отыскать малахит в виде примазки на железной руде или жилок внутри руды. Реже — более удачливым — может попасть небольшая почка малахита.

А неподалеку от станции Криолит находится копер еще недавно действовавшей шахты. На шахте «Капитальная» с 1937 по 1995 год добывали медную руду. Однако руда в этой шахте была начисто лишена малахита. В отвалах у копра коллекционерам интересны лишь золотистые образцы халькопирита, многоцветный флюорит, синий азурит и голубая хризоколла...

Кыштым — Карабаш
(Челябинская область)

Сначала мы гнали по новой Челябинской автостраде...

На 30-м километре между Каслями и Кыштымом, у озера Долгого, что притиснуто Потаниными горами прямо к Кыштымскому тракту, мы решили сделать первый ночлег.

Невдалеке раскинулся вермикулитовый карьер. Вермикулит — минерал, который используют в строительстве как наполнитель легких бетонов. Он хорошо поглощает звук, влагу. Чешуйки вермикулита — золотисто-желтые и бурые. Если повезет, вместо обычных чешуек можно найти нечастый кристаллик вермикулита. Но в бортах карьера мы высматривали добычу поважнее. А вдруг найдется уникальный куб каслинскита-солнечника?

Солнечными камнями минералоги называют калий-натриевый полевой шпат. У него, по описаниям специалистов, своеобразный искристо-золотистый отлив и яркое свечение точечных бликов оранжево-красных, ярко-желтых и малиновых тонов. Солнечник (или по-другому — синонимов много! — авантюриновый полевой шпат, гелиолит, восточный авантюрин, астраханит) применяется в ювелирном деле, из него мастерят поделки.

Вместе с солнечным камнем на Урале встречается лунный. Это жемчужный шпат, или разновидность опалесцирующего адуляра. Камушек изнутри светится нежно-синеватыми или голубовато-зеленоватыми тонами, будто луна на закате, у него окраска светлая голубовато-серых тонов с серебристым отливом, за свои декоративные свойства он тоже ценится, хотя меньше, чем солнечник...

И вот снова заурчал старый движок... Промелькнули голубые озерки в раме ближних Егозинских гор у Кыштыма. Дальняя Дача и Косая речка, соединяющая озеро Увильды с Кыштымскими прудами. Началась унылая картина Карабашской промышленной зоны.

Миллионы тонн «изгарины» — черного песка — отходов медеплавильного производства накопились здесь за 90 лет работы медеплавильного завода. Медленно потянулись они вдоль бетонки. Устрашающе нависали над нами черные задымленные трубы. Стены безжизненного, то ли навсегда, то ли на время остановленного комбината, как брошенные крепости, зияли створками разбитых окон.

Если бы давала дорога, мы бы вихрем пролетели это мертвое пространство, но колдобины замедляли скорость, и мы зрением, носами, ушами и кожей впитывали все, что человек и природа впитывать не должны по определению. Не зря представители ЮНЕСКО заштриховали в черный цвет этот район у подножия Золотой горы, признав его непригодным для жизни.

Но люди здесь живут, продолжают обустраивать свой быт, и сейчас, после свертывания медеплавильного производства, на выжженных склонах голых гор пасутся овцы и козы, на станции лязгают автосцепками вагоны, а по тротуарам гуляют загорелые девчонки, и даже — в белых платьицах.

Неприглядная картина желтых ржавых рек с торчащими пнями погибших деревьев закончилась на 45-м километре, за мостом через реку Миасс. Дорога пошла в распадке между Ишкульским и Большим Таловским хребтами в живописной миасской долине. Деревья и травы показались какими-то необычно зелеными, умытыми после смога Карабаша. На первой зеленой вершине Ишкульской горы пикой вознеслась сторожевая вышка северной части Ильменского заповедника, как бы предупреждая, что въезд сюда запрещен.

Город Кушва и гора Благодать
(Свердловская область)

Следуя бажовским маршрутом, можно электропоездом уехать в город Кушву, расположенную у знаменитой горы Благодать.

Кушва находится в двухстах километрах от Екатеринбурга и в пятидесяти от Нижнего Тагила. «А в те годы самый большой разговор был о горе Благодати. Какой-то, сказывают, охотник принес камешки с этой горы в наш город и показал горному начальству. Те видят — железная руда самого высокого сорту, живо нарядили знающих людей поглядеть на место. Оказалось — вся гора из сплошной руды», — так П.П. Бажов в своем сказе «Про главного вора» знакомит читателей с горой Благодать.

Название горе дал В.Н. Татищев. Он писал, побывав на вершине горы в 1735 году: «Я, видя, что оное сокровище подлинно можно благодатию назвать, того ради... назвал Благодать, которое значит собственно имя ее Императорского Величества». В.Н. Татищев имел в виду царствующую тогда Анну Иоанновну, имя которой в переводе с древнееврейского как раз и значило «благодать».

В 1739 году задымили трубы Кушвинского завода. Через год над тихим Кушвинским прудом поставили деревянную церковь в честь Симеона и Анны-пророчицы. А в первый год наступившего XIX столетия Кушва стала центром Гороблагодатского округа...

Гора Благодать находится в пяти километрах к северо-востоку от железнодорожной станции Гороблагодатской, с которой соединена сетью рудничных железных дорог. Она представляет собой возвышенность относительной высотой около 150 метров. По форме похожа на небольшой хребет, протянувшийся примерно на два километра.

За столетия горной работы из горы сделали глубокий карьер. Гороблагодатский рудник был крупнейшим центром Урала по добыче железной руды. Осенью 2003 года гора Благодать отдала последние тонны руды. Теперь добыча полностью прекращена.

В наши дни привлекает множество экскурсантов Центральный карьер — сердце горы Благодать. Конусом, с нарезанными спиралью уступами, уходит он круто вниз. Лишь небольшой холмик с памятником-колонной, поставленным в 1826 году первооткрывателю Благодати Степану Чумпину, остался от горы сегодня.