Сайменский каналВ.Л. МАРТЫНОВ
|
Берег Сайменского канала |
«Канал Императора» был длиннее нынешнего — его длина составляла 58 километров, а шлюзов на нем было 28. Необычно длинной была искусственная часть этого канала. Дело в том, что большая часть водных путей, которые мы по привычке именуем каналами, в действительности представляет собой естественные пути, на которых были проведены гидротехнические работы. Соединительные каналы лишь связывают эти естественные пути, и длина их, как и доля в общей протяженности пути, как правило, невелика. Протяженность построенной в начале XIX в. Мариинской системы составляла 1071 версту, из них 6 верст приходилось на соединительный канал, проложенный на водоразделе Волги и Балтийского моря. На Сайменском канале из 55,5 верст 30 были вырытыми, то есть представляли собой собственно канал. Остальная часть трассы водного пути проходила по озерам так же, как сейчас. Но движение по каналу было невероятно оживленным. Финские источники утверждают, что перед началом Первой мировой войны по каналу проходило до 13 тыс. грузовых и пассажирских судов и перемещалось до 700 тыс. т грузов в навигацию.
Но уже в начале XX в. стало очевидным, что
возможностей канала явно недостаточно для
обеспечения потребностей развития Юго-Восточной
Финляндии, центром которой тогда был Выборг. Для
канала приходилось строить особые пароходы,
размеры которых определялись размерами шлюзов
канала, спроектированных и построенных в первой
половине XIX в. В
Финский КПП, Нуйямаа, вид с канала |
После «зимней войны» Сайменский канал перестает быть внутренним путем сообщения и становится межгосударственным. Граница, установленная мирным договором 1940 г., разделила канал на две части — советскую и финскую. Но в 1941 г. Финляндия (в нарушение мирного договора 1940 г.) нападает на СССР, ее армия занимает Карельский перешеек, и канал вновь становится финским. Окончательно и уже навсегда граница между нашей страной и Финляндией устанавливается лишь в 1945 г.
В первые послевоенные годы было не до канала. К середине 50-х годов Финляндия возобновляет развитие своей экономики. Одной из предпосылок экономического развития Суоми было обеспечение выхода Юго-Восточной Финляндии, основного региона-производителя продукции лесной промышленности, к морским путям. Путем, обеспечивающим такой выход, мог быть только Сайменский канал, который надо было фактически строить заново.
В 1962 г. был подписан, а в 1963 г. ратифицирован договор, по которому в аренду Финляндии передавалась советская часть Сайменского канала с идущей вдоль него дорогой и остров Малый Высоцкий в Выборгском заливе, который должен был использоваться в качестве перевалочного порта. Срок аренды был установлен в 50 лет, величина арендной платы, согласно договору, зависела от грузопотока. Минимальной она была при объеме перевозок до 1 млн т в навигацию — 180 тыс. руб., максимальной при грузопотоке более 2 млн т — 260 тыс. руб. Естественно, речь идет о советских рублях начала 60-х годов. Но в договоре предусматривалась возможность изменения арендной платы «в случае, если золотое содержание рубля будет изменено». Этой частью договора наша страна воспользовалась в 90-е годы, попросту сменив валюту взимания арендной платы — теперь она берется в долларах. По договору, Финляндия обязывалась в течение пяти лет провести коренную реконструкцию Сайменского канала, а Советский Союз — построить на этом канале мосты и некоторые другие сооружения (однако средства на это строительство обязывалась выделить Финляндия). Эти положения договора были выполнены предельно четко — новый Сайменский канал длиной 43 км с 8 шлюзами (5 на нашей стороне канала, 3 на финской) был введен в эксплуатацию летом 1968 г. С этого времени начинается работа современного Сайменского канала.
Но в 90-е годы название Лаппеэнранта оказалось вовсе не так уж трудно произносимым. Город становится одним из важнейших центров челночной торговли, откуда на просторы бывшего Союза идет поток самого разного ширпотреба. Но этот ширпотреб надо было за что-то покупать, и в Финляндию идет российский лес. Идет, в частности, и по Сайменскому каналу, что способствует росту перевозок по нему — в 2004 г. через канал прошло около 2,5 млн т грузов, из них 40% на судах под российским флагом. На канале можно встретить суда очень многих стран мира, особенно приписанных к портам стран так называемого «удобного флага». Мне довелось как-то увидеть там судно под флагом Сент-Винсента и Гренадин, а недавно — судно, приписанное к Гибралтару.
Запорные створки
|
По каналу в Россию направляются многочисленные финские туристы, поток которых в лучшие годы доходил до 25 тысяч. Поскольку до вступления Финляндии в Шенгенскую зону ее граждане пользовались возможностью безвизового въезда на территорию нашей страны, то они этой возможностью и пользовались.
Канал очень красив. Это один из самых привлекательных объектов для туризма на Северо-Западе России. Трасса канала местами прорезана сквозь скалы, местами идет через озера, через него перекинуты очень красивые мосты и на нашей стороне, и на финской, причем часть этих мостов разводится. Уровень Сайменского озера на 76 м выше уровня Финского залива, и эта разница преодолевается всего восемью шлюзами (на один шлюз в среднем чуть меньше 10 м). Реально, естественно, шлюзы поднимают судно на разную высоту. Самый большой перепад обеспечивает последний шлюз, если смотреть со стороны Выборга, — шлюз Мялкия. Но шлюзование в каждом шлюзе, большом и малом, занимает не больше 10 минут. Увы, полюбоваться всей этой красотой могут главным образом финны. Со стороны Лаппеэнранты есть рейсы не только до Выборга, но и просто в сторону границы — прогулочный катер проходит шлюз Мялкия и возвращается назад; с нашей же стороны большим достижением следует считать то, что пограничный пост перенесен от шлюза Брусничный (первый со стороны Выборга) на шлюз Пялли (последний перед границей в российской части канала). Но никаких прогулочных рейсов по российской части канала нет и не предвидится.
Любопытно, что при посадке на пассажирский катер с нашей стороны документы проверяют в Выборге (пассажирская пристань там почти под самым Выборгским замком), а на финской стороне — на КПП Нуйямаа, сразу же по пересечении границы.
Шлюз Мялкия —
|
Если же вернуться к судьбе Сайменского канала, то она сейчас не вполне ясна. Если договор был заключен в 1962 г., то срок его действия истекает в 2012 г. Но уже сейчас Финляндия не просит, а буквально требует от России определиться — что же будет дальше? Сейчас рассматриваются три возможных варианта: продление срока действия нынешнего договора (но в нем такая возможность предусмотрена не была), заключение нового договора (как можно предположить, на прежних основах) и прекращение действия договора 1962 г. по окончании его срока с выработкой новой схемы экономического взаимодействия (как можно предположить — переход российской части канала под управление России). Будем надеяться, что судьба этого российско-финского канала будет решена таким образом, чтобы приносить наибольшую пользу нашей стране и ее гражданам.