Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №10/2006

Место


Екатеринбург — столица Урала

И.Н. КОРНЕВ
профессор, заведующий кафедрой экономической географии
и методики обучения географии Уральского государственного
педагогического университета, г. Екатеринбург

Современный Екатеринбург — это не только крупный промышленный центр Урала и России в целом, а город, в котором всегда присутствовали столичные функции. Очевидна их связь с исключительно выгодным географическим и геополитическим положением города. Карта страны формирует функции города, функции формируют карту города: планировка центра Екатеринбурга сложилась как результат выполнения столичных функций. Таким образом, стержнем очерка является «столичность».

В массовом сознании Екатеринбург — это «промышленное сердце Урала». Многие из екатеринбургских заводов-гигантов по праву носят лестные определения «первый», «самый крупный», «единственный» в России. В 1990 г. в промышленности было занято 42% всех работающих в городе. В настоящее время этот показатель сократился до 25%, однако в Екатеринбурге насчитывается около 200 крупных и средних промышленных предприятий разных форм собственности. Не будем перечислять эти предприятия — многие из них известны из учебников географии России, а попытаемся показать другой Екатеринбург: Екатеринбург — столицу Урала. В последние 10 лет город активно завоевывает столичные функции. Разработчики плана развития города так видят его будущее: Трансформация города из исторически сложившегося индустриально-хозяйственно-научного центра в современный многофункциональный центр с элементами мирового города, ядром которого станет научно-производственно-финансово-информационный комплекс, способный интегрировать Екатеринбург в глобальную экономику и создать комфортную среду для обитания его жителей.

Статья опубликована при поддержке путеводителя по Екатеринбургу "ekmap". Вся информация о городе в онлайн-путеводителе с фотографиями - карта, достопримечательности, куда сходить и что посмотреть, памятники, отели и развлечения, отдых и экскурсии по интересным местам и музеям, а также актуальные новости Екатеринбурга. Подробнее читайте на сайте: http://www.ekmap.ru.

Имя

Памятник В.Н. Татищеву и В.И. Геннину (де Геннин) — основателям Екатеринбурга

Памятник В.Н. Татищеву
и В.И. Геннину (де Геннин) —
основателям Екатеринбурга

Города и поселки, возникшие на Урале при горных заводах в XVIII в., обычно получали свои имена от названия реки, на которой строилась плотина и завод: Алапаевск — на реке Алапаихе, Каменск — на реке Каменке, Кушва — на реке Кушве. Если на реке строились два завода, то к названию добавлялось «верхний» и «нижний». Например, Верхний и Нижний Тагил, Верхняя и Нижняя Салда, Верхняя и Нижняя Тура.

Так было и с Екатеринбургом. Непродолжительное время (с марта по июнь 1723 г.) новое строительство на реке Исети официально именовалось «Новозачатые Исетские заводы». Но уже в июне 1723 г. генерал В.И. Геннин, руководивший строительством, предлагает Исетским заводам дать имя «Катериненбурх» и на это испрашивает в своем письме от 6 июня 1723 г. позволения у императрицы Екатерины — жены Петра I. Он пишет: «...около сих заводов зачал крепость и осмелился до указа именовать Катериненбурх, а зовется Катериненбурхом в память Вашего Величества». Ответ генерал получил в сентябре, в котором Петр I и Екатерина предложение одобрили: «Что же Вы писали, что построенный на Исети завод именован до Указу Екатеринбургом и оное також Его Величеству угодно. И ... за название во имя наше завода новоустроенного благодарствуем». Как видно из письма, Петра и Екатерину название нового города устроило, но в их письме он именуется немного по-другому — «Екатеринбург». 24 ноября в день святой великомученицы Екатерины под гром пушек завод был пущен. Эта дата считается днем рождения Екатеринбурга.

О том, в честь кого был назван Екатеринбург, современные историки и краеведы спорят. Одни считают, что город назван в честь императрицы Екатерины I. В качестве доказательства приводят письмо В.И. Геннина. На то, что город был назван непосредственно в честь императрицы, а не св. Екатерины, указывает и отсутствие составляющей «Санкт», «Сан» в начале названия (Санкт-Петербург, Сан-Франциско, Сантьяго и др.).

Другие утверждают, что название города именем Екатерины имеет более глубокий смысл. Наряду с конъюнктурными соображениями, называя город, В.И.Геннин отдавал дань св. великомученице Екатерине, которая везде почитается покровительницей наук и ремесел, а в Европе еще и покровительницей горного дела. В Екатеринбурге св. Екатерина с самого основания города особо почиталась. Первая церковь (позже собор) была посвящена св. Екатерине. День св. Екатерины стал главным праздником города. На печати Екатеринбургского завода В.Н. Татищев в 1734 г. в качестве эмблемы установил изображение колеса. Колесо, как известно, символ св. Екатерины, которая была приговорена к колесованию. Значит, и для Татищева это был завод св. Екатерины.

Впервые о переименовании Екатеринбурга заговорили во время Первой мировой войны (1914 г.), в ходе кампании по уничтожению «немецких названий». В это время императорским указом Санкт-Петербург был переименован в Петроград. В Екатеринбургскую думу поступило предложение Пермского губернатора, которое поддержал и главный начальник горных заводов, о переименовании города на русский лад. Городская дума рассмотрела множество проектов названия: Екатериноград, Екатериноград-на-Исети, Екатериногорск, Екатериносвет, Екатеринозаводск, Екатерино-Уральск, Екатериноисетск, Екатеринополь, Урал, Горнозаводск и др. Однако все названия в конечном итоге были отклонены, и дума 29 апреля 1915 г. вынесла решение: «Для переименования Екатеринбурга оснований не имеется». К этому времени город с именем Екатеринбург прочно вошел в русскую и мировую историю.

Слева — старинный герб Екатеринбурга:
В верхней части — герб Пермский. В нижней — в зеленом поле серебряная плавильная печь и рудокопная шахта, означающие, что округа сего города изобильна разными рудами.
Справа — современный герб Екатеринбурга:
В верхней части — в зеленом поле серебряные рудокопная шахта (в виде колодезного сруба с воротом о двух рукоятках) и плавильная печь с красным огнем внутри; в нижней части — в золотом поле синий волнистый пояс.
Щитодержатели — золотые медведь и соболь, посередине — друза из пяти кристаллов

Вновь вопрос о переименовании Екатеринбурга был поставлен в начале советской эпохи, в 1923 г. в связи с празднованием 200-летия города, и особенно активизировалось его обсуждение после февраля 1924 г., когда Петроград был переименован в Ленинград.

Переименованию Екатеринбурга предшествовала дискуссия, организованная на страницах областной партийной печати. В резолюциях трудовых коллективов звучало настойчивое требование о переименовании города. Вот что, например, писала газета «Уральский рабочий» 9 апреля 1924 г.: «С какой стати славному городу, столице рабочего Урала носить имя пьяной, развратной бабы — жены Петра I».

Предлагались разные варианты названия: Реваншбург, Андрейбург, Андрейград*, Ленинбург, Свердлов, Уралосвердловск, Красный Урал, Уралград, Платиноуральск и др. Однако партийные организации поддерживали инициативу переименовать город в Свердловск.

В результате город получил имя Я.М. Свердлова, «прекрасного и стойкого борца за свободу рабочих и крестьян, организатора и агитатора, одного из ближайших помощников тов. Ленина и председателя Всероссийского Исполнительного Комитета» — так говорилось в постановлении горсовета от 14 октября 1924 г.

Во второй половине 80-х годов с именем Свердлова стали связывать уничтожение казачества, расстрел царской семьи и др. Возник общественный комитет «За Екатеринбург».

По данным общественных опросов 1991 г., за переименование высказывалось 52% жителей. Кроме восстановления исторического названия предлагались и другие: Татищев, Уралград, Исетск.

В 1991 г. было принято решение о возвращении Свердловску исторического названия Екатеринбург.

Географическое положение
как фактор столичности

Екатеринбург, в отличие от многих городов, возник не стихийно. Общеизвестен тот факт, что место для его строительства тщательно подбиралось В.Н. Татищевым, исходя из функций, которые предназначались городу.

По замыслу Василия Никитича новый город должен был сочетать показательное железоделательное производство с функциями управления горными заводами и торгового посредничества между Центром и Сибирью, а изначально еще и крепости для защиты вновь зарождающегося горно-металлургического района.

Плотина Городского пруда

Плотина Городского пруда

Скромная Исеть выходит из-под плотины,
чтобы продолжить движение в Тобол—Иртыш—Обь
к Ледовитому океану. На первом плане — Исторический сквер.
Здесь начинался город Татищева

Микроположение города диктовалось необходимостью строительства плотины и создания пруда с запасом воды для большого завода. Поэтому место было выбрано в верховьях относительно полноводной реки Исети, которая пересекает здесь обширную котловину. Она течет среди твердых горных пород и имеет берега, удобные по конфигурации для строительства плотины и создания водохранилища. Правый берег реки сравнительно плоский, а левый более возвышенный, но без значительных перепадов высот. Правильность выбора микроположения города в дальнейшем была подтверждена тем, что рельеф никогда не препятствовал расширению Екатеринбурга во всех направлениях. Город на всем протяжении своего существования стремительно рос вокруг старого ядра, поглощая окрестные населенные пункты.

Мезоположение города должно было способствовать выполнению управленческих функций по отношению к многочисленным горным заводам края. К этому пункту неизбежно должны были сходиться дороги всех уральских заводов. Обосновывая выбор места для строительства города, В.Н. Татищев в письме Берг-Коллегии писал: «Здешнее место стало посредине всех заводов и места удобные».

Сыграла свою роль и Исетская равнина с ее минеральными, лесными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями. К тому же она была довольно плотно заселена.

Дом Расторгуевых—Харитоновых (начало XIX в.) — одно из красивейших зданий города
Дом Расторгуевых—Харитоновых
(начало XIX в.) — одно из красивейших
зданий города

Впоследствии благоприятное мезоположение Екатеринбурга способствовало его становлению и развитию в качестве административного центра одной из наиболее крупных областей России, а также неофициальной — а временами и официальной — столицы Уральского региона.

Макроположение должно было обеспечить дальние связи, и оно вполне соответствовало выполнению этой задачи. Во-первых, по физико-географическим условиям Уральского хребта здесь был и остается наилучший выход из Сибири в Европейскую Россию и обратно. Уральские горы здесь особенно сильно разрушены, абсолютная высота линии водораздела составляет 400—450 м. Во-вторых, возможность выхода водным путем на Петербург, Москву, Макарьев по реке Чусовой. В-третьих, связь с Обь-Иртышским бассейном по Исети. Это было особенно важно на начальном этапе развития города, когда не было других транспортных путей, кроме рек. В.Н. Татищев отмечал: «А весною путь отсюда водою во всю Сибирь — Исетью, в Казань — Чусовою, к городу Архангельску — Камаю вверх и потом Кильтмою в Вычегду и Двину весьма путь купечеству способный».

Однако положение города на Исети, принадлежавшей к Обь-Иртышской, а не к Волжско-Камской водной системе, было и существенным недостатком, особенно ощущавшимся в XVIII в. и первой половине XIX в.: тогда основные экономические связи города были направлены на запад, на Европейскую часть России.

И все же Екатеринбург был выстроен в районе наиболее удобном для соединения двух великих водных систем. Впервые мысль о строительстве канала между Чусовой и Исетью была высказана еще академиком Палласом. В 1815 г. купец Зотов начал работы по соединению рек Чусовой и Решетки, но забросил их, не закончив канала. Дореволюционное Министерство путей сообщения провело подробное изыскание для осуществления водного соединения двух бассейнов и составило проект шлюзования Чусовой и Исети. По этому транспортному водному пути можно было бы провозить 200 млн пудов грузов. Проект вторично разрабатывался уже в советское время (1931—1933 гг.) Гипроводтрансом в Ленинграде. И по этому проекту из возможных к осуществлению вариантов соединения Камы с Иртышом наиболее эффективным оказался вариант водного пути через Свердловск.

Со временем Екатеринбург значительно улучшил свое макрогеографическое положение: были построены новые пути, связывающие Центральную Россию и Сибирь. Первой такой дорогой стал большой Сибирский (Московский) тракт, официально утвержденный в 1783 г. вместо старой Бабиновской дороги, шедшей через Соликамск и Верхотурье. В результате Екатеринбург оказался на основной дороге, имеющей общероссийское значение, что резко повысило его торгово-распределительную роль.

Значение Сибирского (Московского) тракта характеризует следующий факт. Президент географического общества в Вене профессор Гохштеттер, проезжая из Екатеринбурга в Пермь, за четырехдневное путешествие насчитал 3568 одноконных телег с грузом 20—25 пудов (800—1000 кг. — Ред.), или около 10 телег на каждый километр пути. По тракту ежегодно проезжало до 200 тыс. пассажиров, до 18 тыс. арестантов, провозилось свыше 10 млн пудов товаров на 530 тыс. подводах.

В еще большей степени улучшилось положение Екатеринбурга в связи со строительством железных дорог. В 1878 г. было закончено строительство Горнозаводской железной дороги, соединившей Екатеринбург с частью заводов Среднего Урала и, что особенно важно, с Камой. В первой половине 1880-х годов было закончено строительство линии Екатеринбург—Тюмень; образовался сплошной путь от берегов Камы до бассейна Оби, но связи с общероссийской сетью железных дорог у Екатеринбурга еще не было. Она появилась после постройки в 1896 г. линии от Екатеринбурга на Челябинск, где она соединилась с Самаро-Златоустовской железной дорогой.

В последующие годы макрогеографическое положение Екатеринбурга продолжало улучшаться благодаря строительству все новых и новых железных и транзитных автомобильных дорог.

В годы первых пятилеток в городе начал создаваться узел воздушных сообщений. В 1930 г. через Свердловск пролегла воздушная линия Москва—Свердловск—Иркутск, затем появилась авиасвязь с Салехардом, Западным и Южным Уралом. Свердловск превратился в транспортные ворота между развитой Европейской и интенсивно развивающейся Азиатской Россией.

Таким образом, выбранное В.Н.Татищевым место для строительства Екатеринбурга во многих отношениях оказалось удачным, о чем свидетельствует весь путь его развития. Не железоделательное производство и не управленческие функции способствовали росту города, а прежде всего его ЭГП. Известный экономико-географ Л.Е.Иофа писал: «...суть города заложена в его географическом положении, а не в заводе с которого он начал жить», а Д.Н.Мамин-Сибиряк писал: «В пестрой череде русских городов Екатеринбург действительно является живым узлом...»

В настоящее время благодаря выгодному макрогеографическому и геополитическому положению между двумя динамично развивающимися мировыми центрами деловой активности — Европой и Азией, на пересечении геополитических интересов Европейского Союза (ЕС) и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Екатеринбург развивается как региональная столица и центр глобального уровня. Доказательством тому является рост иностранной политической и деловой активности в городе. В Екатеринбурге официально аккредитован ряд иностранных дипломатических представительств: США, Великобритании, Чехии, Монголии, Киргизии, Белоруссии, генеральные консульства Болгарии, Китая, Казахстана, отделение Британского Совета, представительство Европейского Банка реконструкции и развития (ЕБРР), офисы программ технической помощи ЕС (ТАСИС) и Нидерландов (ПСО) и др. Зарегистрировано около 1000 организаций с иностранными инвестициями. Лидеры по количеству созданных предприятий — Китай, США, Германия, Великобритания, Польша; открыто около 130 представительств иностранных компаний, наиболее известные из них «Сименс», «Люфтганза», «Моторола».

Большую роль в развитии международных связей Екатеринбурга играют расположенные здесь Уральское таможенное управление, представительство МИД России, других федеральных министерств и ведомств (более 80).

Намечено строительство крупнейшего в России Евро-Азиатского международного выставочного комплекса на перекрестке торговых путей Европы и Азии. Предполагается, что при проведении одной международной выставки количество гостей может составить до 150 тыс. человек, в том числе иностранных — до 15 тыс.

Столичные функции

С момента возникновения Екатеринбург был не только промышленным центром, а выполнял также и ряд неэкономических функций всеуральского и российского масштаба — столичных по своей сути. На протяжении полувека он функционировал как крепость. Крепость никогда не отражала нападений неприятеля, но служила очень важным опорным пунктом в подавлении башкирских бунтов и особенно пугачевского восстания. «Пугачевщиной и закончилось значение Екатеринбурга как крепости», — отмечал Д.Н. Мамин-Сибиряк.

Функции административного центра оказались более долговечными. Уже в августе 1723 г. (за несколько месяцев до официальной даты рождения города) сюда был переведен из Уктуса Сибирский Обер-бергамт (позже — Главное управление сибирскими горными заводами). Под управлением екатеринбургского горного начальника состояли екатеринбургские золотые промыслы и 122 завода. Однако Екатеринбург городом еще не был. Статус города он получил только в 1781 г., когда, согласно реформе Екатерины II, было учреждено Пермское наместничество с двумя областями — Пермской и Екатеринбургской. Главным городом наместничества была объявлена Пермь (видимо, сказалась большая близость Перми по отношению к Центральной России), а Екатеринбург был возведен в звание областного центра. Тогда же Сенат учредил герб города. В верхней части герба на красном поле изображен медведь с Евангелием на спине (знак принадлежности к Пермскому наместничеству), а в нижней части в зеленом поле — серебряная плавильная печь и рудокопная шахта.

Важным событием в жизни Екатеринбурга как административного центра было его официальное объявление «горным городом» — центром огромной горнозаводской провинции. Власть горного начальника по отношению к горным городам была такой же, какую имел губернатор над всеми другими городами, находившимися в гражданском ведомстве.

Здание горсовета
Здание горсовета

В сентябре 1863 г. Екатеринбург был вновь передан из горного ведомства в гражданское, но вплоть до 1919 г. он оставался центром управления горнозаводской промышленности Урала. Здесь находилось Главное управление уральских горных заводов.

Функции организационного центра, «неофициальной столицы» всего Уральского региона, Екатеринбург выполнял в течение всего советского периода. Непродолжительное время (1923—1934 гг.) он был даже официальным центром Уральской области, созданной в соответствии с госплановской схемой районирования СССР. Область охватывала весь Горнозаводской Урал с прилегающими частями Предуралья и Зауралья, то есть территорию близкую по площади к современному Уральскому экономическому району. Именно в этот период в Свердловске начали формироваться некоторые региональные руководящие структуры: Уралплан, Уралмет, Уралцветмет, Уральское районное управление электрических станций и сетей (Уралэнерго), научные организации — Уральский филиал Академии наук СССР.

После упразднения Уральской области Свердловск стал и поныне остается центром одноименной области, одной из крупнейших в России по промышленному потенциалу, численности населения и территории.

Гостиница «Исеть»

Гостиница «Исеть»

В городах, лежащих подальше от уральского водораздела,
престижные гостиницы именуют «Волга», «Енисей»,
«Днепр» — именами рек, подобных морям.
Для водораздельного Екатеринбурга их роль играет
небольшая и мало кому известная исеть

В начале XXI в. Екатеринбург был снова признан главным, столичным городом — теперь Уральского федерального округа, в состав которого вошли шесть субъектов федерации: Свердловская, Курганская, Челябинская области, а также Тюменская, включая Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. На территории округа находятся два города-миллионника: Екатеринбург и Челябинск, но предпочтение в качестве столицы было отдано Екатеринбургу. Немаловажную роль в данном случае сыграло его географическое и геополитическое положение, а также накопленный на протяжении всей истории существования города потенциал «столичности».

Потенциал столичности выражается, как известно, в развитии обслуживающих функций города. Функции обслуживания населения перерастают из градообслуживающих в градообразующие и становятся лицом города. Такими функциями в Екатеринбурге стали не только управленческие, но и торгово-распределительные, транспортные, образовательные, научные.

В систему торговых связей Урала Екатеринбург вписался не сразу, в частности, из-за конкуренции.

К моменту основания Екатеринбурга в Ирбите действовала зимняя ярмарка, учрежденная специальным указом царя Михаила Федоровича в 1643 г. По прибытии на Урал В.Н. Татищев посетил в 1721 г. Ирбитскую ярмарку и нашел, что она не на месте. Провоз по Соликамско-Верхотурской (Бабиновской) дороге удорожал, по его мнению, стоимость товаров на 40%.

В результате, В.Н. Татищев выдвинул и обосновал идею перенесения ярмарки в Екатеринбург. Суть его обоснования сводилась к следующему: 1) сокращение пути для русских купцов; 2) удобство водного пути по Чусовой в Россию; 3) остаточное количество домов для постоя приезжих купцов (в Ирбите проблема их недостатка существовала);
4) привлечение к торговле башкир, благодаря чему должно улучшиться отношение с ними;
5) привлечение купцов к горнозаводскому делу; 6) возможность выгодной продажи железа на месте; 7) возможность для мастеров и рабочих получать доходы от ярмарки и вследствие этого работать на заводе при более низкой заработной плате.

Свои соображения Татищев представил в Берг-Коллегию. В центре, однако, к этому отнеслись осторожно, так как Ирбитская ярмарка давала немалые доходы казне. Было решено организовать в Екатеринбурге ярмарку, не уничтожая Ирбитскую, что и было сделано в 1723 г. Но Екатеринбургская ярмарка успеха не имела.

Однако к XIX в. Екатеринбург вышел на первые роли и в уральской торговле. О городе середины ХIХ в. Л.Е. Иофа писал: «Если охватить в целом новую структуру Екатеринбурга, то получится впечатление чего-то двуликого: к старому казенному горнозаводскому центру феодального типа прилепился торгово-промышленный город новой формации». Дальнейшее усиление торгово-распределительных функций Екатеринбурга произошло в связи с постройкой железных дорог. Город как бы приблизился к центру страны, и сюда потекли новые товары. «Свободные деньги, — писал В.А. Весновский (екатеринбургский журналист того времени), — не стали залеживаться и прятаться в кубышки; чуть у кого оказывалось лишних несколько тысяч рублей, он начинал торговать водкой, открывал гостиницы с арфистками, перепродавал хлеб, скупал дрова». Торговый оборот Екатеринбурга рос год от года и к началу ХХ в. достиг 30 млн рублей, что составило 1/4 торгового оборота всей Пермской губернии.

Космический снимок Екатеринбурга
Космический снимок Екатеринбурга

Сдвиги в торговой сфере повлекли за собой значительные изменения в финансовой деятельности. В начале ХХ в. в Екатеринбурге действовало 7 крупных банков.

В советские годы за Свердловском сохранялась роль ведущего торгового и перевалочного пункта, но вся торговая и распределительная деятельность с 30-х годов сосредоточилась в руках государства. Все товары, предназначенные для реализации в городе и области, поступали на торговые базы. БоRльшая часть баз сосредоточена около внутригородских железнодорожных товарных станций: Свердловск-Товарный, Сортировочная, Шарташ. Такая география торговых баз свидетельствует об исключительно большой роли железнодорожного транспорта в обслуживании торговых связей Екатеринбурга.

За советский период в Свердловске появилось огромное количество универсальных и специализированных магазинов, которые обслуживали не только жителей города, но и всей области. Строились, главным образом, крупные магазины, рассчитанные на несколько десятков и даже сотни рабочих мест (ЦУМ). В системе продовольственных магазинов, кроме крупных гастрономов (Гастроном 1, «Центральный»), в 70—80-е годы появились крупные универсамы. Городская торговля в этот период развивалась в условиях отсутствия конкуренции, что вело к снижению роли Свердловска как регионального торгового центра.

Экономические изменения, происходящие в стране с начала 90-х годов, коренным образом изменили торгово-финансовые функции. К Екатеринбургу возвратилась роль регионального торгового посредника, он превратился в один из крупнейших центров оптовой и розничной торговли страны. Об этом свидетельствует крупная торговля на оптовых рынках и базах, где мелкие и средние предприниматели со всей Свердловской области и некоторых соседних областей закупают товары. Екатеринбург сосредоточивает до 60% оптового товарооборота Уральского региона.

Объем розничного товарооборота Екатеринбурга в 2003 г. составил 82,2 млрд руб. (для сравнения: Челябинск — 43,0, Пермь — 59,7, Уфа — 51,0 млрд руб.). Возникли сети супермаркетов «Кировский», «Купец» и др. Гипермаркет «Дирижабль» является сегодня самым крупным по площади торговым предприятием Урала. Существенную роль в формировании розничного товарооборота (около 48%) играет малый бизнес, представленный почти 3400 объектами мелкорозничной сети.

В городе работает несколько крупных бирж: Европейско-Азиатская, продовольственно-сырьевая, товарно-сырьевая, Уральская региональная валютная, фондовая и др. Фондовая биржа по объему совершаемых сделок занимает третье место в стране.

В настоящее время Екатеринбург относится к числу ведущих финансовых центров России. В число наиболее крупных региональных коммерческих банков входят: Уралкомбанк, Уральский банк реконструкции и развития, Уралвнешторгбанк, Уралтрансбанк, Уралпромстройбанк, Золото-платина банк, «Северная казна» и др. В 1995 г. открыто представительство германского «Дрезднер Банка».

В Екатеринбурге обосновались более 40 региональных страховых компаний и кредитных обществ, по их числу он занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга.

Штаб Уральского военного округа. Памятник маршалу Г.К. Жукову
Штаб Уральского военного округа.
Памятник маршалу Г.К. Жукову

В 1996 г. в Екатеринбурге было введено в эксплуатацию межрегиональное хранилище ценностей Центрального банка, в результате город приобрел еще одну важную стратегическую функцию — обеспечение Урало-Сибирской части России денежной наличностью и создание резерва ценностей.

Современный Екатеринбург — один из крупнейших транспортных узлов России. Здесь сходится семь направлений железных дорог, образующих сложную систему станций. Наиболее крупные из них — Свердловск-Пассажирский и Свердловск-Сортировочный.

С 1878 г. главными транспортными воротами Екатеринбурга стал железнодорожный вокзал.

Д.Н. Мамин-Сибиряк писал о Екатеринбургском вокзале: «Вокзал был полон народа. Само здание его устроено в русском вкусе и поражает своим великолепием, так что трудно сравнить московские, петербургские, нижегородские вокзалы с этим произведением г. Губонина: низкие своды, вычурные колонны, высокие коньки, массивная дубовая мебель — словом, всё на широкую ногу. Господа строители Уральской дороги, кажется, задались специальной целью поразить нас контрастом сравнительно с убожеством станционных домов блаженной памяти Сибирского тракта, вонью и грязью постоялых дворов и номеров...»

Старый вокзал существует и поныне, но уже в начале ХХ в. он стал тесен для все увеличивающегося потока пассажиров. Поэтому в 1910 г. стали строить новое здание вокзала, которое также существует, но уже в измененном виде после реконструкций 1939 г. и 1956 г. Наконец, в начале 90-х годов между двумя зданиями вокзалов было построено третье. В настоящее время услугами Екатеринбургского вокзала пользуются ежегодно до 15 млн человек.

На запад от Екатеринбурга идут две железнодорожные магистрали, которые связывают его с районами всей Европейской части России (Екатеринбург—Казань—Москва и Екатеринбург—Пермь—Киров). В восточном и юго-восточном направлениях отходят также две магистрали, обеспечивающие связи с Сибирью, Дальним Востоком и Казахстаном (Екатеринбург—Тюмень—Омск и Екатеринбург—Курган). По восточному склону Урала в южном направлении от Екатеринбурга идет магистраль Екатеринбург—Челябинск—Орск, дающая выход на Южный Урал; северный отрезок составляет линия Екатеринбург—Ивдель—Приобье, связывающая центр области с северными районами и дающая выход на Тюменский Север. Седьмое направление — на северо-восток области — до города Тавды.

Екатеринбург является крупным автотранспортным узлом. В шести направлениях от города расходятся автомагистрали и дороги с твердым покрытием: на запад — Московский тракт; на восток — Сибирский; на юг — Челябинский и Полевской; на север — Серовский; на северо-восток — Березовский (Режевской) тракт. Огромное количество срочных и скоропортящихся грузов поступает в город именно автотранспортом.

Со многими городами Свердловской и соседних областей Екатеринбург связан автобусным сообщением, которое обеспечивают два автовокзала — Северный, территориально совмещенный с железнодорожным вокзалом, и Южный. Екатеринбургские автовокзалы ежедневно обслуживают более 100 маршрутов. Автобусные маршруты связывают Екатеринбург с большинством городов и районных центров Свердловской области. Кроме того, обслуживается свыше 40 маршрутов межобластного значения: республики Татария, Башкирия, Тюменская, Курганская, Челябинская области, Пермский край.

Роль крупнейшего узла российских и международных авиалиний выполняет екатеринбургский аэропорт «Кольцово», имеющий статус международного. Его услугами пользуются не только жители Свердловской области, но и приграничных территорий соседних областей. Количество обслуживаемых пассажиров на внутрироссийских авиалиниях приближается к 1,2 млн, а на международных — к 400 тыс. Ежегодно через аэропорт «Кольцово» в столицу Урала въезжают около 150 тыс. иностранцев.

Хотя Екатеринбург остается городом промышленным и энергетическим, его организационные функции играют всё большую роль. Вид на здание горсовета, поднимающегося среди дымов ТЭЦ

Хотя Екатеринбург остается городом промышленным и энергетическим,
его организационные функции играют всё большую роль.
Вид на здание горсовета, поднимающегося среди дымов ТЭЦ

Фото силвиа, photosight.ru

Усиливается роль города в системе международных транспортных коридоров: Европейский транспортный коридор № 2 Берлин—Минск—Москва—Нижний Новгород продлевается до Екатеринбурга. Стратегическими направлениями транзитных перевозок, ввиду обозначившейся перспективы продления этого коридора на восток, являются Китай, страны Юго-Восточной Азии, Япония. Эти перевозки проходят по главному ходу Транссибирской магистрали через Пермь и Екатеринбург. Ввод в действие транскорейской железной дороги и ее выход на Транссиб приведет к резкому росту грузовых перевозок, осуществляемых по сухопутному пути между Европой и странами Дальнего Востока.

На территории города планируется создать мультимодальный логистический центр в районе пересечения Екатеринбургской окружной автодороги и дороги в аэропорт «Кольцово», где будут сочетаться три вида транспорта (железнодорожный, автомобильный, воздушный). Наличие больших резервов территории позволит создать в этом районе «логистическую деревню», по примеру Берлина, включающую комплекс подъездных путей, складских терминалов, таможенных складов, других элементов необходимой инфраструктуры.

Расширению деловой активности города соответствует развитие современных средств связи: спутниковой связи, электронной почты и других видов телекоммуникации.

Центральная часть Екатеринбурга. Городской пруд, здание администрации области (обкома КПСС)
Центральная часть Екатеринбурга.
Городской пруд, здание
администрации области (обкома КПСС)

Фото Макс Толстой, photosight.ru

Таким образом, транспортные функции и функции связи давно стали для Екатеринбурга градообразующими, так как городские транспортные предприятия обеспечивают не только внутригородские потребности, но и обслуживают огромные транзитные потоки.

Екатеринбург всегда был и остается региональным центром профессионального образования, работающим не только на собственные потребности. Первые горнозаводские школы на Урале появились в начале XVIII в. По приезде на Урал В.Н. Татищев открыл заводские школы в Кунгуре и Уктусе. В 1723 г. Уктусская и Кунгурская школы были переведены в Екатеринбург. До открытия в 1773 г. Петербургской горной школы Екатеринбургская была единственным учебным заведением, где готовились кадры для заводов всей Российской империи. Из ее стен вышли такие известные новаторы техники, как И.Н. Ползунов (создатель первой в мире паровой машины), Н.Д. Фролов (создатель комплексной гидросиловой установки) и др.

В 1847 г. в Екатеринбурге было открыто Уральское горное училище, главной задачей которого было «образовать для уральских заводов сведущих уставщиков, мастеров и наставников для заводских школ, а вместе с тем детям недостаточных чиновников средства к образованию для службы горной».

Первым высшим учебным заведением Екатеринбурга стал горный институт, открытый в октябре 1917 г. В задачи этого вуза входило обеспечение инженерными кадрами, прежде всего, Урала и Сибири.

В советский период число высших учебных заведений стало быстро расти, и многие из них в названии имели слово «Уральский». Это свидетельствует о том, что они работали и работают для всего Уральского региона.

В 1921 г. был учрежден Уральский государственный университет, в 1924 г. — Уральский политехнический институт, в 1930 г. — Уральский лесотехнический и Уральский индустриально-педагогический (позже — Свердловский педагогический) институты и т.д.

Оперный театр и памятник Я.М. Свердлову

Оперный театр
и памятник Я.М. Свердлову

В начале 90-х годов столица Урала стала третьим (после Москвы и Санкт-Петербурга) по числу вузов и студентов (190 тыс.) городом России. В настоящее время в Екатеринбурге действует 25 государственных (включая филиалы иногородних, в основном московских и петербургских) и 18 негосударственных вузов.

Одновременно шло становление города и как регионального научного центра.

Первым научным обществом Екатеринбурга было Горное общество, открытое в 1825 г. по указанию правительства. Основная задача общества состояла в распространении новых и важных открытий в горной и соляной промышленности, а деятельность его членов была направлена на развитие горных наук и улучшение горнозаводской промышленности.

Особая заслуга Горного научного общества состояла в том, что по его инициативе и при активном участии его членов в Екатеринбурге был создан горный музей. В сборе коллекции участвовали частные лица (например, Аника Рязанов подарил самородок золота весом 70 золотников 24 доли — около 300 г, а Харитонов кусок малахита весом 1 пуд 36 фунтов — более 31 кг) и промышленные предприятия — Екатеринбургская гранильная фабрика изготовила две коллекции и 464 образца.

Исторический сквер

Исторический сквер

Река Исеть выходит из-под старинной плотины.
Памятные доски, повествующие об основании
и переименовании города

В 1870 г. было создано Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ). Расцвет УОЛЕ связан с именем известного уральского естествоиспытателя и краеведа О.Е.Клера. Членом общества был известный писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк. На заседаниях УОЛЕ выступали Д.И.Менделеев, А.П. арпинский, А.Е.Ферсман, Д.Н.Анучин, В.А.Обручев, Ф.Нансен. УОЛЕ длительное время было краеведческим центром Урала.

В 1932 г. в Свердловске был организован Уральский филиал академии наук СССР (УФАН СССР), ныне Уральское отделение РАН. До начала 90-х годов в Екатеринбурге действовало более 100 отраслевых научно-исследовательских, конструкторских и проектных институтов и организаций. Многие из них имели региональный уровень и специализировались в области черной, цветной металлургии, машиностроения и металлообработки, высоких технологий оборонного сектора. С начала 90-х годов наука Екатеринбурга, как и России в целом, находится в трудном финансовом положении, что привело к ликвидации части отраслевых НИИ, сокращению почти вдвое занятых в науке, и как итог — к снижению научного потенциала города.

Внешний облик центра города
как олицетворение столичности

Екатеринбург относится к числу наиболее компактных городов-миллионеров России. В пределах городской черты он занимает площадь около 490 км2. Лишь чуть больше 1/3 этой территории находится под застройкой. Протяженность города с севера на юг (от Уралмаша до Химмаша) 32 км, а с запада на восток в самом широком месте (от правого берега Верх-Исетского пруда до восточного берега озера Шарташ) — около 20 км.

Современный центр города ограничивается улицами Московской — с запада, Восточной — с востока, Челюскинцев — с севера и Щорса — с юга. В период начального развития города основными его планировочными линиями были река Исеть и плотина, пересекающиеся под прямым углом. Это пересечение стало центром Екатеринбургской крепости, которая была построена в форме правильного четырехугольника и внутри имела прямоугольную планировку.

На небольшой территории крепости сразу стали формироваться функциональные зоны: ближе к реке — производственная, рядом с укреплениями — жилая, на полпути меду ними — общественная. При этом правая сторона (на правом берегу Исети) стала называться Торговой (позже — Канцелярской), а левая — Церковной.

От Екатеринбурга ХVIII в. в современном городе сохранилась почти идеальная шахматная планировка центра города. Архитектурных памятников раннего Екатеринбурга, которые бы определяли облик современного города, осталось мало — это бывшее Главное правление заводов (ныне здание Уральской государственной консерватории), Горный госпиталь (ныне Екатеринбургский музей изобразительных искусств) и некоторые бывшие производственные здания в Историческом сквере. Все они в более поздние годы были перестроены и потеряли свой первоначальный вид.

Приток в город капиталов, получаемых за счет торговли и сибирского золота, коренным образом изменил внешний облик города. Екатеринбургские купцы, промышленники в первой половине ХIХ в. стали интенсивно строить для себя каменные дворцы, многие из которых сохранились и имеют огромную художественно-архитектурную ценность.

Примером в этом отношении может служить усадьба Расторгуевых—Харитоновых на Вознесенском холме, которая включает комплекс зданий и огромный парк. Усадьба создана в классическом стиле и очень удачно вписана в окружающий ландшафтный комплекс.

Визитной карточкой Екатеринбурга является и дворец Севастьянова, построенный на берегу пруда в 1866 г. (псевдоготический архитектурный стиль).

Архитектурный облик Екатеринбурга первой половины ХIХ в. связан с именем известного архитектора М.П. Малахова (классический стиль и ампир). В городе начала осуществляться идея Малахова по созданию зеленых бульваров.

Знаменитый географ Ж.Ж. Элизе Реклю в своем классическом труде «Земля и люди» написал о Екатеринбурге следующее: «Екатеринбург есть один из красивейших городов России. Он расположен наклонно, на отлогой плоскости, спускающейся к берегу р. Исети, которая в этом месте расширяется и образует судоходное озеро, окруженное деревьями. Высокие каменные белые дома с зелеными крышами из листового железа, похожего на плиты малахита, поднимаются над живописными деревянными домами, и над всей массой строений господствуют колокольни и позолоченные купола церквей; вдали на горизонте виднеются волнообразные очертания Уральских гор».

Во второй половине ХIХ — начале ХХ в. Екатеринбург продолжал строиться. Появилась новая промышленно-транспортная зона, основой которой стали железнодорожная станция и мельницы, новые общественные здания: Деловой клуб (ныне филармония), городской театр (ныне театр оперы и балета) и др. Строились также жилые особняки и усадьбы.

Новый Екатеринбург
Новый Екатеринбург

Яркое описание облика Екатеринбурга конца ХIХ в. дает Д.Н. Мамин-Сибиряк в своем историческом очерке «Город Екатеринбург»: «Если смотреть на город в летний ясный день с вокзала железной дороги или с въезда по упраздненному московскому тракту, картина представляется замечательная: на западе волнистой линией отступает синеватая дымка Урала, р. Исеть разливается широким плесом, а берега усыпаны массой построек. Получается самое пестрое впечатление, и глаз напрасно ищет центра. Широко расставленные церкви раздвигают поле зрения на несколько верст. Всматриваясь внимательно в эту пеструю картину, вы невольно приходите к заключению, что это даже не город в собственном смысле слова, а соединение нескольких городов. Так оно и есть в действительности, а картинный беспорядок построек служит только живой иллюстрацией последовательных исторических наслоений: вот четырехугольник бывшей крепости, к югу от нее «заимка» бывших сальников, отдельную высоту занимают палаты заводчиков, на торговой стороне крепко осело гнездо офеней, слобода Мельковка — отдельный мещанский городок и т.д. Другой яркой особенностью Екатеринбурга служит то, что на него со всех сторон надвигаются пригородные селения, как Уктус, Шарташ, и особенно Верх-Исетский завод. Ряд заимок, дач, мельниц, заводов составляют отдельные звенья одной живой цепи, которая тянется на десятки верст по течению р. Исети. Не нужно особенной проницательности, чтобы сказать, что вся эта широко раскинувшаяся селитьба составляет одно органичное целое и что центром служит Екатеринбург в его настоящем виде».

В первые годы советской власти, когда Свердловск стал центром огромной по площади и экономическому потенциалу Уральской области, было построено много общественных зданий: Дом контор, здание Уральского геологоуправления, спорткомплекс «Динамо» на стрелке городского пруда, клуб им. Андреева, здание обкома КПСС, клуб строителей, Дом печати, Дом связи (Главпочтамт). В конце 20-х годов было положено начало многоэтажному жилищному строительству. После постройки отдельных домов началось сооружение крупных комплексов, которые кроме жилых домов включали и набор учреждений обслуживания.

Первый такой комплекс был построен на ул. Луначарского (Городок чекистов). Он включал десятиэтажный корпус для малосемейных (ныне гостиница «Исеть»), соединенный переходной галереей с клубным зданием (ныне клуб им. Дзержинского), и жилой дом — «пилу», выходящую своими зубьями на ул. Луначарского.

В связи с упразднением Уральской области, а значит, и официальной столицы Урала, в Свердловске во второй пятилетке строительство в центральной части города резко сократилось. Строились лишь отдельные здания — Управление Свердловской железной дороги, Дом Красной Армии (Дом офицеров), здание УралВО. В архитектуре все более усиливается стремление к парадности, импозантности, использованию художественных приемов, частично заимствованных из классики. Строительство в этот период постепенно уходит на окраины Свердловска.

После Великой Отечественной войны строительство в центральной части города возобновилось и было направлено на застройку основных магистральных улиц и на оформление площадей. Стремление к парадности, триумфальности, а нередко и помпезности в архитектуре Свердловска, как и других городов страны, усилилось. «Архитектура била в фанфары победы», по выражению одного из архитекторов того времени.

На центральной площади города — площади им. 1905 года реконструируется здание горсовета, и она в целом приобретает современный вид, реконструируется старый и строится новый корпус горно-металлургического техникума, возводится административное здание комбината Свердловскуголь (сейчас главный корпус Уральского университета им. А.М. Горького).

Новый строительный бум в Свердловске (как и в целом по стране) начался в 60-е годы. В частности, была оформлена Привокзальная площадь, которая стала цельным, сформировавшимся планировочным узлом города.

Екатеринбург информационной эпохи: памятник клавиатуре на набережной Исети

Екатеринбург информационной эпохи:
памятник клавиатуре на набережной Исети

Фото ava123, photosight.ru

В 70—80-е годы в центре Екатеринбурга появились новые общественные и административные здания: Екатеринбургский государственный цирк, театр эстрады (в недалеком прошлом Дом политпросвещения), главный корпус Уральского экономического университета, здание Уральского кадрового центра.

Не менее привлекательной для нового строительства остается центральная часть города и в 90-е годы. Реставрируются многие старинные здания и особняки, отданные под офисы коммерческим организациям. На пересечении улиц Куйбышева и Белинского построена первая очередь ультрасовременного здания бизнес-центра, рядом со стадионом «Динамо» построен прекрасный Дворец игровых видов спорта. Под резиденцию губернатора Свердловской области рядом с домом Севастьянова восстановлен особняк Саввы Тарасова, а за ним выросло многоэтажное здание современной постройки. Отреставрирован Литературный квартал, хранящий память о крупных уральских писателях, ведутся работы по благоустройству берегов Исети.

Центральная часть города превратилась в сплошную строительную площадку. Строятся банки, офисные здания, торговые центры и элитные жилые массивы в уголках «тихого центра». Все это меняет облик центра, делает его более современным, но сохраняется строгая, заложенная еще Татищевым шахматная планировка.


* Андрей, товарищ Андрей — псевдоним пламенного революционера Якова Михайловича Свердлова, руководившего в 1905—1906 гг. и в 1917 г. партийными организациями Урала. — Прим. ред.