Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №12/2006

Конкурс для учащихся


Географическое пополнение

В конкурсе могут принять участие коллективы учащихся (класс, кружок, вузовская группа, группа друзей и т.п.) или отдельные ученики и студенты. Участникам, как коллективным, так и индивидуальным, требуется иметь тренера — учителя географии, методиста, вузовского преподавателя или иного квалифицированного наставника. Тренер берет на себя твердое моральное обязательство направлять работу команды или индивидуального участника, но ни при каких условиях не подсказывать и тем более не делать работу за подопечных.

Конкурс строится как бесконечная вереница туров. Задания публикуются раз в один-два месяца. За каждое правильно выполненное задание (или элемент задания) участник (индивидуальный или коллективный) получает очки, которые никогда не сгорают. Очки накапливаются тур за туром.

Можно выполнять все задания, можно — отдельные, наиболее понравившиеся, можно — лишь посильную часть задания.

Рейтинговая таблица печатается в газете «География». Участник, набравший в сумме 9 баллов, объявляется лауреатом конкурса и получает почетный диплом. Почетный диплом высылается также тренеру лауреата. Предусмотрены и другие формы поощрения участников и тренера.

Конкурс проводится среди подписчиков газеты «География», то есть среди тех, кто всерьез решил связать свои интересы с географией. Начинать участие можно и не будучи подписчиком. Однако перед тем, как отправить дипломы определившимся лауреатам, жюри попросит выслать в адрес редакции копии подписной квитанции на второе полугодие 2006 г. Уважаемые участники конкурса и тренеры, поспешите оформить подписку на «Географию» с июля по декабрь в вашем почтовом отделении или через издательство.

Летнее полевое научное исследование
ДИНАМИКА АГРАРНОГО СЕКТОРА

В атласе, на экономической карте района, в котором вы проводите лето, цветным фоном показана специализация сельского хозяйства. Например: льно-животноводческая (молочно-мясное скотоводство) с посевами зерновых культур (ячмень, овёс, рожь). Побывайте на одном-двух близлежащих сельскохозяйственных предприятиях. Видите ли вы лён, видите ли скот (какой?), действительно ли выращивают ячмень, овёс, рожь? А не выращивают ли еще какие-нибудь культуры, о которых «не знает» легенда карты? Составьте сами портрет специализации исследуемых вами сельскохозяйственных предприятий.

Для этого походите по территории предприятия (колхоза, кооператива, фермерского хозяйства и др.): побывайте в полях, на пастбищах, на фермах и т.д. Проведите интервьюирование руководителя или работников предприятия. Главный вопрос — как изменилось сельскохозяйственное производство за 1990—2006 годы. Чего раньше производили больше, а теперь меньше (и наоборот)? Какие культуры перестали выращивать, какие — начали? Какой скот держали раньше и держат теперь? Изменилось ли использование земли (забрасывались ли сельскохозяйственные угодья, переходили ли они в другие виды пользования и т.п.)? Какие производства сегодня рентабельны, какие убыточны? И почему? Постарайтесь выяснить причины происшедших изменений.

В чем составленный вами портрет (портреты) сельскохозяйственного предприятия соответствует тому, который дан на экономической карте, а в чем нет? Чем это объясняется? Является ли исследованное вами предприятие (предприятия) типичным для района (природно-хозяйственной зоны)?

В беседах c работниками предприятий объясняйте, что цели вашего исследования — учебно-познавательные; ни в какие контрольные или налоговые органы ваши материалы не попадут.

Примерный круг вопросов,

которые следует задать руководителю или специалисту сельскохозяйственного предприятия

Жирным шрифтом выделены наиболее важные для исследования вопросы. Лучше бы, конечно, получить ответы по всем пунктам вопросника. Но если ваш собеседник ссылается на нехватку времени и вообще не очень расположен к беседе, ограничьтесь выделенными пунктами.

1. Справочные данные

- название предприятия

- где расположено: область, район, положение по отношению к ближайшему крупному населенному пункту (заполняется исследователем)

- число занятых на предприятии

- размер сельскохозяйственных угодий, в т.ч. пашня

- основные выращиваемые культуры

- поголовье крупного рогатого скота, свиней, овец и др. (если есть)

2. Изменения за 1990—2006 гг.

- менялась ли форма (колхоз или совхоз на АО, сельскохозяйственный производственный кооператив — СПК и т.д.)

- происходило ли разделение или слияние предприятий

- проводилось ли разделение на земельные и имущественные паи

- многие ли вышли из предприятия со своим земельным паем, сколько из них стали фермерами

- насколько сократилось число занятых на предприятии

- изменение посевной площади по сравнению с 1990 г.

- посевные площади каких культур уменьшились или увеличились наиболее сильно

- изменение поголовья и состава скота по сравнению с 1990 г.

- наметилось ли улучшение к 2006 г., или выход из кризиса только на бумаге

3. Экономическая эффективность и продуктивность производства

- какие культуры наиболее рентабельны или убыточны (причины)

- урожайность зерновых культур за несколько лет

- рентабельно или нет производство молока, говядины, свинины, мяса птицы и т.д. Почему?

- надой молока от одной коровы в год в кг сейчас и в 1990 г.

- есть ли дотации из бюджетов на производство тех или иных продуктов

4. Основные проблемы предприятия

- как решается проблема получения кредитов весной на закупку семян, горючего и т.п.

- обновлялась ли техника в 1990-х годах

- как решаются проблемы сбыта продукции — зерна, картофеля, мяса, молока и др.

- есть ли проблемы с трудовыми ресурсами, хороши ли и добросовестны ли работники

- есть ли помощь районных и региональных властей, проблемы взаимоотношений с ними

5. Будущее предприятия и сельского хозяйства

- как видится будущее предприятия

- что нужно, чтобы остановить кризис вашего предприятия

- что нужно для спасения сельского хозяйства


Представление конкурсной работы

Результаты своих опросов и наблюдений, а также свои выводы и возможные рекомендации изложите в виде текста и таблиц. ОБЩИЙ ОБЪЕМ РАБОТЫ — НЕ БОЛЕЕ 5 СТРАНИЦ. Это жесткое требование. Страницы сверх лимита отрезаются, экспертам не передаются и не оцениваются. Приветствуются фотографии (их можно приложить сверх пятистраничного лимита); фотографии должны быть с подписями.

Сверх пяти страниц собственно исследования оформляется титульный лист с указанием названия конкурсной работы, сроков ее проведения, сведений об участнике (участниках) и тренере.

Сроки

Работы нужно отправить в редакцию не позднее 15 сентября (по почте: 121165, Москва,
ул. Киевская, д. 24, «География») или по электронной почте geo@1september.ru.
На конвертах пишите, пожалуйста: «Географическое пополнение». В электронных сообщениях в графе «тема» обязательно пишите POPOLNENIE, причем непременно ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (в противном случае ваше сообщение может быть случайно уничтожено при чистке спама).

Особый приз тура

Вопросник для исследования предприятия составлен главным научным сотрудником Института географии Российской академии наук, доктором географических наук Т.Г.НЕФЕДОВОЙ. Татьяна Григорьевна Нефедова, крупнейший специалист по географии сельского хозяйства России, учредила специальный приз за лучшее Летнее полевое научное исследование — свою книгу «Сельская Россия» с автографом.