Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №12/2006

Карта – идеи – представления


Способы обучения

Альфред ГЕТТНЕР

По книге: География: ее история, сущность и методы. 1927

Методику географического преподавания можно расчленять с двух точек зрения; преподавание может апеллировать более к глазу или более к уму, оно может заключаться в догматических лекциях или же, наоборот, делать ударение на самостоятельной проработке материала самим учеником. Методы чувственного восприятия, долгое время находившиеся в пренебрежении, современной педагогикой выдвигаются на первый план. И по отношению к географии с полным правом! Ибо непосредственное восприятие природы является тем путем, которым большинство людей ближе к ней подходят и на котором они получают настоящее географическое образование. Эта способность, которую в школе долгое время не только не воспитывали, но даже подавляли, должна быть снова призвана к жизни. Наша молодежь снова должна научиться свободно всматриваться в природу и этим путем приобретать точные знания. Географические экскурсии и путешествия должны быть составной частью географического преподавания и на высшей, и на низшей ступени; в качестве пополнения к ним должны служить географические картины разного рода, которые теперь все более и более входят в употребление, благодаря усовершенствованной технике репродукции, дешевизне фотографии и видовых открыток, а также возможности проектирования в увеличенном масштабе.

Но не следует впадать и в другие крайности и ради непосредственного восприятия оставлять в пренебрежении теоретический анализ. Умственный склад людей бывает различен, и одни более способны к непосредственному восприятию, а другие к теоретическому анализу. В школе оба метода должны быть полноправны, причем необходимо преодолеть односторонность каждого из них. В учениках, не одаренных способностью непосредственного наблюдения, все же ее нужно развивать, и наоборот, ученик, склонный преимущественно к непосредственному наблюдению, должен учиться мыслить понятиями. Зрительные образы сами по себе остаются всегда изолированными, связать их можно лишь путем отвлеченного мышления. Также и объяснение причин может быть достигнуто лишь при помощи отвлеченного мышления. А ведь объяснение причин, несмотря на сопротивление некоторых методистов, должно составлять существенную часть географического преподавания. Ученик должен понять, что одно явление зависит от другого, что природа стран не представляет собою случайного набора сопутствующих и перекрещивающихся явлений, а является закономерным и гармоническим целым. Только в этом случае сумеет он вполне воспринять и всю совокупность образных представлений, дающихся географией. Преподавание в процессе работы является теперь общепризнанным педагогическим требованием и не может подлежать никакому сомнению, что то, что проработано самостоятельно, усваивается гораздо прочнее, чем то, что получено в готовом виде.

Особой формой школьной работы является в преподавании географии давно уже вошедшее в практику вычерчивание карт. Начало его относится к тому времени, когда в школах стали переходить от заучивания голых имен к изучению карты; руководились при этом той мыслью, что ученик лучше запечатлеет карту в своем уме путем ее вычерчивания, чем путем простого рассматривания. Тогда появились многочисленные руководства по вычерчиванию карт, рекомендовавшие для этого разные способы. Нельзя умолчать, что во всем этом было много искусственного; теперь даже забавно вспомнить, что польза вычерчивания карт преувеличивалась вплоть до того, что в нем видели центральное место преподавания географии. Чтобы вычертить красивые карты, неизбежно приходилось зря затрачивать много времени. Ошибочно было также заставлять учеников учиться по картам собственного изготовления, а не по атласам; ибо этим путем усваивались все ошибки, какими были испещрены такого рода ученические карты. Поэтому вполне естественно наступила реакция, и в настоящее время вычерчивание карт играет в школьном преподавании географии меньшую роль, чем несколько десятков лет тому назад. Этому помогло также снижение значения, придаваемого топографии, и усиление внимания к природе и культуре стран. В то же время приобретает большое значение другой вид картографических упражнений, а именно: заготовление обзорных карт физико-географического и антропогеографического содержания.

В высших классах полезно вести наблюдения при помощи важных для географии инструментов: компаса и других простейших измерительных инструментов — термометров, барометров и т. д., причем этими наблюдениями можно заниматься или со всем классом, или с отдельными, более одаренными и интересующимися учениками.

Все большее значение придается теперь, и вполне правильно, ученическим экскурсиям; ибо географические представления всегда лучше всего приобретаются из собственного восприятия. В ряде удачно расположенных пунктов достаточно бывает только выйти из школьного дома и взглянуть на ландшафт, чтобы получить богатые и разнообразные виды. В однообразных равнинах вид беднее, а в большом городе приходится затратить много времени на то, чтобы выбраться из-за застроенной домами площади. Тем важнее в таких случаях делать более далекие поездки, а по возможности и путешествия. Прогулка или экскурсия сама по себе еще не является преподаванием в процессе работы; такой характер экскурсия приобретает лишь в том случае, если учитель не излагает сам, а при обзоре ландшафта выспрашивает у учеников, что они в нем видят; такой способ ведения экскурсии труден и требует много времени, особенно с большим классом, но только при этом способе их проведения экскурсии дают полную пользу.

Задачи географии в школе

Преподавание географии в школе, долгое время удовлетворяло узко практическим потребностям, и притом потребностям «низшего сорта». Лишь в конце XVIII в. под влиянием примыкающих к Руссо течений в педагогике, возглавлявшихся Песталоцци и филантропистами*, особенно Зальцманом, было оценено общеобразовательное значение географии. Но эти течения и до сих пор еще далеко не получили полного признания; в школе все еще часто выступает на первый план точка зрения полезности для повседневной жизни. Форсирующееся в последнее время предпочтение экономической и политической географии для нужд обществоведения обозначает отступление на старые позиции. Конечно, всякое преподавание в последнем счете должно служить жизни — vitae non scholae discimus; но при этом нельзя подразумевать одну лишь внешнюю пользу. Школа должна стараться о том, чтобы возможно полнее раскрыть образовательную ценность каждого учебного предмета.

Преподавание должно давать знания. Но это только одна его задача. Другая — есть выработка способностей. Сумма знаний, которые может дать школа, всегда ограничена, и большая часть этих знаний быстро снова теряется, если в высшей школе или в жизни приходится заниматься другим делом. Гораздо лучше сохраняются способности, приобретающиеся в результате хорошего преподавания. Именно на эту сторону дела должно быть направлено преподавание географии; ученик в процессе преподавания должен учиться наблюдать природу, читать карту, из картин и описаний схватывать характер ландшафта, понимать причинную связь явлений. Тогда он сможет и в дальнейшем быстро ориентироваться в новой географической обстановке и черпать из своих путешествий настоящую пользу для понимания страны и людей.

В университете преподавание географии должно выявить систему науки. При этом придется временами сообщать и некоторые вспомогательные сведения; но не следует стирать граней между географией как таковой и вспомогательными для нее дисциплинами и не следует без особой нужды вторгаться в чуждую область. Иначе стоит вопрос по отношению к школе. Школьное преподавание одного предмета часто должно заходить в соседние дисциплины, если они не представлены самостоятельно в учебном плане. Как наука, этнография обособлена от географии; но в школе при преподавании географии приходится уделить внимание и этнографии. Большая часть так называемой математической географии относится к астрономии, и было бы неправильно, если бы географ в университете излагал в популярной форме астрономию, вместо того чтобы предоставить это астрономам. В школе же, по крайней мере в младших классах, этого едва ли можно было бы вполне избежать, ибо понятия географического положения и климата нуждаются в элементарных сведениях вспомогательного характера из области астрономии; но уже в старших классах география никак не имеет права отдавать так скупо отмеренное ей время на астрономию. С другой стороны, при школьном преподавании вполне допустимо выбрасывать большие части той или иной науки, которые слишком трудны или не имеют никакой особой образовательной ценности.


* Филантрописты — школа в педагогике, которая, исходя из учения Ж.Ж. Руссо, стремилась воспитать детей согласно законам природы и возбуждать в них любовь к ближнему. Название свое школа получила от названия воспитательного института, основанного Базедовым в 1774 г. в Дессау. — Прим. Н.Н. Баранского.

Пер. с нем. Е.А. Торнеус
под ред. Н.Н. Баранского