Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №14/2006

XV Всероссийская олимпиада


Задача 6. Знаменитая земля *

Автор задачи — С.В. РОГАЧЕВ

Автор задачи: Каждая местность на поверхности планеты своеобразна, у каждой есть то, что достойно быть отмечено репером, вехой, памятником — хотя бы в сознании людей.
«Здесь я нашел гриб», «Здесь был мой первый поцелуй», «Здесь производятся крылатые ракеты», «Здесь был окоп сержанта Петрова», «Здесь у Пушкина сложились строки»...
Пока мы не усвоим этого, пока не начнем интересоваться уникальностью каждой точки на Земле, наша географическая ученость будет сухой и бесцветной (не дающей ни цветов, ни плодов).
На этой фотографии я несу вешки («знаки»): ими будут отмечены точки территории, которые назавтра станут частью судеб всех участников олимпиады.
Этой задачей я хочу донести идею о «знаковости» каждой территории

Шесть соседей субъекта федерации Х могут похвалиться тем, что информация об их уникальных уголках, о великих людях увековечена на монетах, медалях, марках. Эта информация сгруппирована в таблице по четырем темам в соответствующих четырех строках. Информация внутри строк стоит без всякого географического порядка (то есть в каждом столбце могут фигурировать сведения из разных субъектов федерации).

А. Определите, о каких шести субъектах РФ в таблице содержится информация и какому субъекту федерации соответствует каждая ячейка таблицы. Ответы на вопросы (внизу каждой клетки) занесите в соответствующие ячейки бланка для ответа на с. 36, соблюдая географический (пространственный) порядок.

Б. Определите Х и порекомендуйте Банку России, какие сюжеты, связанные с этим субъектом федерации, достойны быть увековечены на памятных монетах — визитных карточках всей страны. Назовите и в нескольких словах, очень кратко, обоснуйте четыре таких сюжета — по одному на каждую тему:

1) самый известный исследователь пространства (век, маршрут(ы) путешествия, в чем особая значимость открытий);

2) крупнейшее или особенное, уникальное предприятие (что конкретно производит, чем важно для страны, в чем «уникальность»);

3) самый примечательный, на ваш взгляд, дом-музей, музей-усадьба или музей-заповедник (как биография деятеля литературы или искусства связана с этим местом, годы или век, написанные здесь произведения, значимость этого места для культурного наследия России);

4) самый примечательный на ваш взгляд памятник (век, создатель, стиль, чему посвящен, в чем важность для России и т.п.).

Эти рекомендации и обоснования (только главное!) впишите в бланк ответа.


* Эта задача уже печаталась в «Географии» (№ 9/2006). Здесь мы воспроизводим ее для тех, кто начал получать газету со второго полугодия, и, что называется, для комплекта.