Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №14/2006

XV Всероссийская олимпиада


От Трувора и Александра Матросова
до огранки алмазов и выплавки стали

А.А. ДОРОФЕЕВ
канд. геогр. наук, доцент кафедры
физической географии и региональной геоэкологии
факультета географии и геоэкологии
Тверского государственного университета

 

А.А. Дорофеев учредил личный приз за лучший ответ на 6-й вопрос, проверкой которого он руководил.
На снимке — Александр Александрович вручает книгу с факсимильным воспроизведением старейшего списка «Хождения за три моря» ученице 11-го класса школы № 13 г. Ульяновска Кристине Красильниковой

Константин Константинович Марков — выдающийся отечественный географ середины XX века — в своей книге «Воспоминание и размышление географа» писал, что в юности решающим аргументом при выборе будущей специальности для него стала очевидная мысль: «География — наука широкая, и место в ней найдется любому!» Необычайную широту географии как науки и как учебной дисциплины еще раз продемонстрировали вопросы теоретического и практического туров XV Всероссийской олимпиады школьников по географии. В то же время каждое задание олимпиады сохраняло главный критерий географичности: если объект, явление и даже событие жизни выдающихся людей привязаны к территории, к какой-либо точке на поверхности Земли, то они автоматически могут попасть в поле зрения географа. Не так важно, сколь глубоко и тщательно изучаются объект или явление, важны прежде всего его пространственные характеристики и связи.

Наиболее показательным в этом плане стало шестое задание, предложенное в теоретическом туре. Достоинство вопроса — оригинальный, прекрасно выполненный иллюстративный материал, который был роздан школьникам для анализа и подготовки ответов. Неожиданно для многих в задаче № 6 перед ними предстали не традиционные карты, таблицы или длиннющие специально запутанные вопросы, а изображения юбилейных монет и логотипы некоторых известных на всю страну предприятий. Визуальные образы, изображенные на монетах, были дополнены гербами, фотографиями и сопровождались четкими короткими вопросами. Соревнующиеся должны были по ассоциации, вызванной зрительным образом и дополнительной информацией, содержащейся в вопросе, назвать выдающуюся личность или населенный пункт, с которым связан тот или иной рисунок. Всего необходимо было определить 24 фигуранта, отнесенные к четырем группам: исследователи или защитники пространства, крупнейшие или уникальные предприятия, музеи и памятники. Названия отгаданных объектов необходимо было записать в соответствующие графы розданного бланка. За каждый правильный ответ школьники получали по 0,5 балла, то есть всего в этой части задания можно было заработать 12 баллов.

Упрощало ответы то обстоятельство, что все фигуранты (и личности, и объекты) имели отношение к шести областям (в каждой по 4 объекта), граничащим с областью Х. Поэтому, отгадав хотя бы один населенный пункт, легко было определить субъект федерации, в котором он расположен, и в дальнейшем привязывать анализируемую информацию к этой или к соседним областям.

Поскольку олимпиада проходила в Тверской области, то по традиции одна из задач (в данном случае — шестая) касалась региона пребывания — Верхневолжья. Определив минимум две области, нетрудно было догадаться, что субъект Федерации Х — это Тверская область. Этот факт давал возможность даже не самым сильным конкурсантам определить всех шестерых соседей Тверской области и, соответственно, узнать регионы, в которых находятся все 24 фигуранта, установленные условиями задачи.

Вторая часть задачи требовала от соревнующихся предложить Банку России выпустить новую партию из четырех юбилейных монет, посвященных Тверской области, и назвать путешественника (или защитника), предприятие, музей и памятник, которые можно было бы изобразить на реверсах юбилейных монет. В задании требовалось назвать по одному фигуранту в каждой категории и вписать их названия в соответствующие графы бланка.

Чтобы получить максимальные баллы, требовалось дополнить ответ сведениями о сроках постройки или путешествия, указать маршрут путешествия или точное расположение объекта, назвать архитектурный стиль и автора памятника, а главное — дать четкое обоснование своего выбора.

Таким образом, задание требовало от участников широкого кругозора, довольно глубоких знаний отечественной истории, определенной культурологической подготовки, хорошего знания карты Европейской части России и, наконец, краеведческой информации о Верхневолжье. Задание, по-видимому, понравилось большинству участников, и его выбрали для ответа 151 человек из 213 соревнующихся.

Проверка выполненного задания вызвала у членов жюри противоречивые чувства. С одной стороны, ни-кто из школьников даже не приблизился к максимальному результату, и в целом уровень оценок бы невысок. Две самые высокие оценки, полученные участниками олимпиады, составили 15,5 и 15,0 баллов из 20 возможных. Причем наивысшую оценку получила участница, впоследствии вошедшая в число абсолютных победителей олимпиады. К удивлению, обе девушки, которые получили высокие баллы, проживают в регионах, далеких от истока Волги. Всем ведь понятно, что шестое задание носило краеведческий характер, и небольшое преимущество получали школьники, представляющие субъекты федерации, соседствующие с Тверской областью. Поразительный факт — участники из Тверской области вообще не смогли реализовать это преимущество, получив очень низкие баллы либо вообще не выбрав это задание для решения.

Реверсы памятных серебряных монет достоинством 2 рубля, выпущенных Банком России в 1997 г. к 525-летию путешествия Афанасия Никитина в серии «Памятники архитектуры России»

Реверсы памятных серебряных монет достоинством 2 рубля,
выпущенных Банком России в 1997 г. к 525-летию путешествия
Афанасия Никитина в серии «Памятники архитектуры России»

В то же время проверяющие увидели достаточно четкие закономерности в ответах участников географической олимпиады, которые, несомненно, связаны с характером преподавания предмета в школе и с содержанием учебников по географии. Кроме того, ряд частных ответов были неожиданными даже для членов жюри. Что же показывает анализ ответов на шестое задание XV Всероссийской олимпиады школьников по географии?

Первая часть задания вызвала у школьников наибольшие затруднения. Единственным легко узнаваемым образом оказался логотип металлургического комбината «Северсталь», который практически все участники точно разместили в г. Череповце. Чуть хуже, но также довольно часто распознавались предприятия в Ярославле (нефтеперерабатывающее предприятие компании «Славнефть»), производитель минеральных удобрений «Акрон» в Великом Новгороде. Здесь проявились хорошие знания территориальной структуры и центров отраслей промышленности России. Хуже обстояло дело с крупнейшим в России предприятием по огранке алмазов. Мало кто знал, что «Кристалл» — это не только ликеро-водочный завод в столице (а были и такие ответы), но еще и уникальное предприятие в Смоленске. Лишь 3—4 человека вспомнили Загорскую гидроаккумулирующую электрическую станцию (ГАЭС) и древний город Изборск. В последнем случае нужно было выстроить логическую цепочку от швейной фабрики «Славянка» через областной центр Псков к легендарному варягу Трувору и, наконец, к Изборску. Данный подпункт показал, что с логикой, рассчитанной всего на 2—3 шага вперед, у многих школьников возникают проблемы.

Особую печаль у членов жюри, судивших данный вопрос, вызвали ответы по пункту, связанному с исследователями и защитниками пространства. Результаты олимпиады показали провал в гражданском и патриотическом воспитании. Лишь единицы вспомнили Героя Советского Союза Александра Матросова и разъезд Дубосеково, где сооружен мемориальный комплекс в честь героев обороны Москвы — легендарных двадцати восьми воинов дивизии генерала Панфилова (герои-панфиловцы). Многие, демонстрируя явную беспомощность, пытались просто угадать фамилии. В одном ответе школьник, недолго думая, назвал героя, закрывшего амбразуру вражеского дзота своим телом, Дзотовым. Мало кто узнал первую женщину-космонавта Валентину Терешкову. Грустно, но, ориентируясь на мужской род «летчик-космонавт», присутствовавший
в вопросе, многие с переменным успехом вспоминали первых космонавтов мужчин. А самый «находчивый» географ-олимпиец дал ответ «Валентин Терешков» (!). Не помог даже знаменитый позывной Терешковой «Чайка», приведенный в качестве подсказки*.

Казалось, что самый простой пункт в данной части задания — это узнать Миклухо-Маклая. Во-первых: характерный и общеизвестный портрет курчавого молодого человека с бородой и бакенбардами когда-то раньше висел в кабинетах географии. Во-вторых: миниатюра на марке с изображением аборигенов и словами «Новая Гвинея». В-третьих: ключевое слово «этнография» в вопросе. Но даже здесь только треть участников дали правильный ответ. Немного лучше обстояло дело с руководителем первой Тибетской экспедиции Н.М. Пржевальским**. Возможно, помогли подсказки — изображенные на монете лошадь и верблюды. Правда, те, кто смог разглядеть на рисунке слова «Тибетская», начинали сомневаться и по ассоциации вспоминали Рериха.

Наиболее узнаваемым оказался Семен Дежнёв. Конечно, помогли ссылки на крайнюю точку континента, Федота Попова и века освоения Сибири (XVI—XVII). Однако родину Дежнёва Великий Устюг вспомнили лишь немногие участники.

Памятник возле деревни Плав Валдайского района Новгородской области, у тверских пределов. Здесь местные жители нашли раненого Алексея Петровича Маресьева — Настоящего человека, ставшего прототипом героя знаменитой повести Бориса Полевого

Памятник возле деревни Плав
Валдайского района Новгородской области,
у тверских пределов. Здесь местные жители нашли
раненого Алексея Петровича Маресьева — Настоящего человека,
ставшего прототипом героя знаменитой повести Бориса Полевого

В третьей колонке табличной формулировки задачи речь идет о литературных, художественных и музыкальных музеях. Слава богу, почти все узнали А.С. Пушкина и связанную с ним усадьбу Михайловское (иногда заменяя ее Тригорским, что также засчитывалось как правильный ответ). Рисунки на монетах четкие и хорошо читаются фамилии писателей и композиторов; на монетах даже проглядывают изображения соответствующих усадебных комплексов. Кому-то, кто самостоятельно изучает географию Родины, а не ограничивается чтением учебников якобы о географии Родины, в выборе правильного ответа помогли рисунки гербов, размещенных рядом с реверсом монеты. В целом, чтобы стопроцентно ответить на вопросы третьей и четвертой колонок, требовались отличные знания географии достопримечательных мест нашего Отечества. У этих знаний есть четкое экономико-географическое выражение. География достопримечательностей формирует географию туризма — целой отрасли экономики, и отрасли весьма перспективной. Не случайно сейчас во многих вузах начали читать курс «География туристских цент-ров России». К сожалению, в школьной географии практическое приложение географических знаний для сферы туризма и рекреационной географии пока еще не получило должного развития.

В связи с этим Клин (Дом-музей П.И. Чайковского), Новоспасское (Музей-усадьба М.И. Глинки), Старую Руссу (город, связанный с Ф.М. Достоевским), Карабиху (Музей-усадьба Н.А. Некрасова рядом с Ярославлем) точно указали очень немногие участники олимпиады. Наконец, самые большие затруднения были с распознаванием «самого известного русского художника-баталиста» — В.В. Верещагина, ведь на медали не было его фамилии. В бланке-таблице нужно было указать город Череповец, родину этого художника и путешественника. (Некоторых сбило с толку то, что Череповец фигурировал в ответах дважды — и как город «Северстали», и как город Верещагина; но условие задачи никак не ограничивало числа упоминаний одного и того же фигуранта.)

Лучше обстояли дела с ответами об исторических и архитектурных памятниках. Многие узнали памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде и памятник «Теркину и Твардовскому», установленный в Смоленске***. Вероятно, по подсказке — оставленному слову «Лавра» — часть школьников угадали Сергиев Посад Московской области (Троице-Сергиева Лавра). Возможно, многие школьники из Центральной России путешествовали по «Золотому кольцу» и сравнительно легко узнали характерный облик Ростова Великого****. Узнаваем, благодаря многочисленным публикациям в туристских проспектах, Кирилло-Белозерский монастырь рядом с городом Кирилловом Вологодской области. Реверс монеты, где дан вид сверху на замечательный кремль («Кром») Пскова и явная подсказка «X век», позволили многим определить этот географический объект.

Реверс памятной серебряной монеты достоинством 3 рубля «Нило-Столобенская пустынь на оз. Селигер, Тверская область», выпущенной Банком России в 1998 г. в серии «Памятники архитектуры России»

Реверс памятной серебряной монеты достоинством 3 рубля
«Нило-Столобенская пустынь на оз. Селигер, Тверская область»,
выпущенной Банком России в 1998 г. в серии
«Памятники архитектуры России»

Вторая часть задачи была посвящена Тверской области. Как и следовало ожидать, подавляющее большинство школьников в качестве исследователя назвали тверского купца Афанасия Никитина, который в XV веке первым из русских людей побывал в Индии. Кроме фамилии, многие из конкурсантов вспомнили сроки путешествия и, в самых общих чертах, его маршрут. Как правило, касаясь маршрута, участники чаще всего ограничивались фразой — «ходил за три моря», а также вспоминали, что умер Афанасий Никитин где-то под Смоленском. Сложнее обстояло дело с обоснованием значимости путешествия. Почему-то многие главным считали ошибочное утверждение: «Афанасий Никитин первым из европейцев побывал в Индии»*****. Никто не обратил внимания на то, что Афанасий Никитин первым в своих дневниках описал некоторые этнографические особенности и природные явления Южной Азии; попытался выяснить перспективы торговых отношений с регионом. Самым забавным «доказательством» значимости путешествия была следующая мысль, высказанная одним из олимпийцев: «Очень многие иностранные первооткрыватели плавали в Индию по иностранному переводу книги Никитина» (!). Впрочем, все те, кто упоминал Афанасия Никитина, были правы — Центробанк уже выпустил две монеты с изображением этого тверского купца.

Реверс памятной серебряной монеты достоинством 3 рубля «Церковь Рождества Богородицы, Городня, Тверская область», выпущенной Банком России в 2004 г. в серии «Памятники архитектуры России»

Реверс памятной серебряной монеты достоинством 3 рубля
«Церковь Рождества Богородицы, Городня, Тверская область»,
выпущенной Банком России в 2004 г. в серии
«Памятники архитектуры России»

Были и другие, «не никитинские» варианты ответов. Члены жюри были рады увидеть среди предложенных кандидатов на увековечение в металле памятных монет исследователя Сибири и Средней Азии Владимира Афанасьевича Обручева, родившегося на Тверской земле (Ржевский уезд); Петра Федоровича Анжу (Вышний Волочек), чьим именем названы острова в Северном Ледовитом океане; защитника Земли Русской — великого князя благоверного Михаила Тверского; Лизу Чайкину (поселок Пено на западе Тверской области), совершившую подвиг в годы Великой Отечественной войны, и даже Алексея Маресьева, чей известный подвиг также связан с Тверской областью (памятник на месте, где жители нашли героя-летчика, находится у деревни Плав на границе Новгородской и Тверской областей). За редкий, необычный ответ жюри присуждало поощрительные баллы.

В отношении промышленных предприятий. Почти половина всех предложений — Тверской вагоностроительный завод. Многие аргументировали свой выбор тем, что ТВЗ — самое крупное предприятие в отрасли, выпускающее уникальные комфортабельные пассажирские вагоны. Другие школьники, опять же в соответствии со школьной программой, вспомнили про полиграфические комбинаты и текстильные предприятия, находящиеся в областном центре. Чуть реже участники вспоминали крупнейшее предприятие г. Бежецка — завод сельскохозяйственного машиностроения, ранее выпускавший льноуборочные комбайны. К сожалению, кроме прописных истин, никто не вспомнил сроки возникновения тех или иных производств, не привел каких-либо интересных фактов о деятельности предложенных для изображения на монетах предприятий. Главной ошибкой многих участников было то, что, пытаясь показать свои широкие знания, они называли по несколько предприятий, причем также без комментариев, что противоречило условиям задания.

Среди интересных ответов, требовавших знаний за пределами школьных программ, были предложения увековечить на монетах уникальное торжокское золотошвейное производство. Но и здесь школьники не нашли достойного обоснования своему предложению. Особенно поразил следующий аргумент (цитата): «Торжокские золотошвеи переняли это ремесло у тверских мастеров, куда это ремесло проникло во время интеграции уральской продукции на Тверские земли после строительства прямого железнодорожного сообщения» (!). Чувствуется определенная логика и полное незнание истории этого вопроса. Один из участников вспомнил давно заброшенные Старицкие каменоломни, которые, по его мнению, «могут быть использованы как скважины для поиска нефти и газа в Тверской области». Наконец, в числе уникальных предприятий был назван Центральный лесной заповедник, в который «была репатриирована (!) енотовидная собака».

Немного странная ситуация сложилась в отношении третьего пункта второй части задания, посвященного музеям Тверской области. Большинство участников предложили выгравировать на монетах Литературно-мемориальный музей М.Е. Салтыкова-Щедрина. На вторые-третьи места отодвинулись действительно знаменитые музеи А.С. Пушкина в Торжке и в Берново, размещенные на известном туристском маршруте «Пушкинское кольцо». По-видимому, это объясняется тем, что многие приехавшие в Тверь школьники еще до конкурса гуляли по центральной части Твери и видели памятник и музей бывшего вице-губернатора. Среди очень редких, но достойных ответов были: «Тверские Кижи» — архитектурно-этнографический музей под открытым небом в селе Василево, где, кстати, снимался один из эпизодов «Ночного дозора» — битва темных и светлых на мосту, музей художника В.А. Серова, краеведческий музей в Екатерининском дворце. В двух работах упоминался Дом-музей выдающегося тенора С.Я. Лемешева на его родине в деревне Князево. Олимпиада проходила всего в 20 км от этого памятного места и, проезжая по дороге в «Компьютерию», наблюдательные участники могли видеть указатель поворота к этому музею. Один из участников вспомнил новый Музей реки Волги, недавно открытый на истоке великой русской реки, а другой — выставку паровозов в г. Бологое. Актуальным было предложение о музее известного по всей России тверского барда Михаила Круга. В Твери уже проводятся экскурсии «По местам связанным с М. Кругом» и планируется установка памятника певцу и поэту в центре города.

Были, конечно, и курьезы. Кто-то «построил» в Твери «Дом-музей Афанасия Никитина», «открыл» композицию, посвященную М.П. Мусоргскому, создал музей «колокольного литья» в Вышнем Волочке. К сожалению, таких объектов нет в Тверской области («колокольный» музей, правда, недалеко — на Валдае, в Новгородской области). Зато среди существующих и достойных внимания объектов никто не упомянул действительно уникальный Музей природы Селигерского края в селе Рогожа Осташковского района; познавательную экспозицию, посвященную вагоностроению, на территории Тверского вагоностроительного завода или музей-выставку золотошвейного искусства в Торжке.

Последний пункт задания касался памятника или мемориального комплекса. Здесь тоже участники дружно проголосовали своими ответами за памятник Афанасию Никитину. Еще бы — он был изображен на эмблеме XV Олимпиады школьников по географии, а по дороге школьники из окна автобуса видели его до конкурсного задания. Далее, примерно с одинаковой частотой в ответах встречались памятники А.С. Пушкину, М.Е. Салтыкову-Щедрину, И.А. Крылову — действительно удачные скульптурные композиции. Однако практически никто не мог назвать даты строительства, а тем более архитекторов или скульпторов. Поэтому баллов за ответы школьники получали немного. Более привлекательными были редкие, но обоснованные ответы. Например, некоторые участники вспомнили затопленную водами Угличского водохранилища колокольню в Калязине, мемориальный комплекс во Ржеве, посвященный жесткой битве Великой Отечественной войны, церковь Белую Троицу и, наконец, Нило-Столобенскую пустынь на озере Селигер, которая уже несколько лет как запечатлена на монете. Достойным было предложение изобразить на монетах «Старый мост» через Волгу, давно являющийся одним из символов и брендов Твери. Но из ответа члены жюри с удивлением узнали, что этот «мост построила Елизавета II в XVIII веке». Было предложение вновь увековечить М.И. Калинина (его памятник стоит на месте уничтоженного в 1930-е годы выдающегося Успенского собора). Ведь «Михаил Калинин — выдающийся политический деятель, который очень много сделал для жителей этой территории», «недаром по просьбе горожан Тверь долгое время называлась Калинином».

Жаль, что никто из будущих географов не вспомнил самые значимые географические и историко-культурные туристские объекты Тверской области: комплекс сооружений на истоке Волги, самый древний сохранившийся культовый архитектурный объект — церковь Рождества Богородицы в Городне (1385 г.; тем более что этой церкви уже посвящена одна из российских памятных монет), уникальный комплекс Ширкова Погоста на озере Вселуг с деревянной церковью Иоанна Предтечи XVII века, Успенский монастырь в г. Старица, Борисоглебский монастырь в Торжке.

Комментарий автора задачи

Конечно, жюри не ожидало от 15—17 летних ребят знания всей этой информации. Но в первую часть задания были вынесены объекты и личности всероссийской (!) значимости, было дано множество подсказок плюс возможность логически группировать объекты и портреты по легко вычисляемым территориям (атлас, напомним, был в распоряжении школьников). Вторая же часть задания требовала само собой разумеющегося для географа проявления интереса к той территории, где приходится бывать. Ехать куда-то и ничего не почитать об этих местах — для нашей профессии как дисквалификация.

Подписка на газету «География». За дни работы олимпиады «География» обрела
400 новых друзей и (в их числе) 48 новых подписчиков. На снимке: союз с «Географией» скрепляют С.Е. Дуркина (учитель школы № 6 пос. Искателей, Ненецкий а. о.),
Е.В. Новожилова (методист ГДТЮ, Санкт-Петербург), С.В. Должникова (Майкоп),
И.С. Негодина (учитель Зональненской школы Томского р-на), З.Н.Ткачева (доцент МОПИ, Московская обл.), Т.Ю. Фесенко (учитель лицея № 1 г. Южно-Сахалинска), Г.И.Саренко (зав. кафедрой ИРООО г. Омска), Т.Е. Баранова (учитель школы № 19 г. Твери),
В.Я. Полякова (учитель школы № 36 г. Волгограда)


* Кое-кто скажет: «Зачем нам, географам, знать о Терешковой?» Да хотя бы вот зачем: чтобы понимать смысл названий «Валентина» и «Чайка», которыми названы несколько реальных, расположенных на земной поверхности, объектов в Ярославле и Ярославской области. От космического позывного Терешковой образовано название известной марки женских часов «Чайка», выпускаемых Угличским часовым заводом «Чайка». — Здесь и далее прим. автора задачи.

** В одном ответе, впрочем, Пржевальского назвали так: «Патриций Лумумба».

*** В нескольких работах, однако, эта скульптурная группа прошла как «Исаковский и Теркин», «Паустовский и Теркин», а также как «Генерал Исаковский».

****Да хоть раз увидеть архитектуру Ростова Великого на фотографиях (или даже в «Иване Васильевиче», который «меняет профессию», — и трудно не узнать! Как получается, что наши школьники, вроде бы изучающие в школе географию Родины, не могут визуально опознать самые замечательные точки территории этой самой Родины? Тому ли учим, коллеги?

***** Это странное утверждение кочует из учебника в учебник. Нашим географам и в голову не приходит вспомнить, например, об Александре Македонском. К сожалению, и наши ученики, в которых существующие учебники по географии всеми силами стараются не воспитывать самостоятельности мышления, об этом не подумали.