Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №17/2006

Я иду на урок


ДИФФЕРЕНЦИРОВАННО-ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ

И.П. ШЕЛОПОВА
учитель географии школы № 3 им. С. Орджоникидзе
г. Клинцы Брянской обл.

Наиболее эффективная технология обучения — создание адаптивной школы с дифференцированным подходом в обучении. Основной целью работы должно быть создание разноуровневых заданий для учащихся, с учетом возрастных особенностей и психологии ребенка.
Выделяются три типа дифференцированных заданий разной степени сложности.
Задания группы С зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения.
Выполняя задания группы В, учащиеся овладевают теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому в эти задания вводятся дополнительные сведения, расширяющие материал уровня С, доказывают, конкретизируют основные знания, показывают функционирование и применение понятий.
Выполнение заданий группы А поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эти задания предусматривают свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий.
В качестве примера приводятся задания для итогового занятия по теме «Население мира» в курсе социально-экономической географии мира.

Тема: «Население мира»

С

1. Показателями естественного движения населения являются рождаемость, смертность, естественный прирост. Что обозначается этими терминами, в каких единицах они измеряются?

2. Что такое урбанизация? (Объясните существенные признаки этого понятия.)

3. Какие бывают виды миграций?

В

4. Приведите примеры крупнейших языковых семей мира.

5. Вставьте в предложения пропущенные слова:

«По числу детей, приходящихся в среднем на одну женщину, в группе из трех стран лидирует ..., потом идет ... и лишь за ней ...». (Финляндия, Кения, Аргентина).

«Из всех частей света наиболее пожилым составом населения отличается ...». (Европа).

6. Какова численность населения мира в настоящее время?

7. Какая из приведенных ниже формул воспроизводства населения относится к странам первого, по В.П. Максаковскому, типа воспроизводства?

28 — 11 = 17, 16 — 10 = 6, 33 — 12 = 21

8. Пользуясь таблицей (c. 44), составьте круговые диаграммы, на которых отразите соотношение городского и сельского населения в отдельных странах Европы: Болгарии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Польше, Франции, Финляндии. Сделайте выводы.

А

9. Если вам предложат принять участие в составлении карты «Народы Мира», что вы покажете на этой карте в первую очередь? Почему?

10. Каким из представленных (рисунки на с. 43) половозрастных пирамид, построенных на 2005 г., соответствуют указанные ниже страны? Поясните свой выбор.

I. Вьетнам, Китай, США.

II. Чад, Германия, ОАЭ.

Пирамида составлена на основе данных
Бюро переписей США

 

Таблица

Урбанизация в странах Европы

Страна

Городcкое население
%

Сельское население,
%

Болгария

71

29

Великобритания

89

11

Германия

86

14

Испания

78

22

ОТВЕТЫ

1. Рождаемость и смертность показывают число родившихся и умерших на тысячу жителей за календарный год. Естественный прирост показывает разность рождаемости и смертности, он измеряется в промилле () — тысячных долях от целого.

2. Урбанизация в широком смысле — возрастание роли городов в жизни человеческого общества, в узком — увеличение доли городского населения.

3. По направлению миграции делятся на иммиграцию (въезд в страну) и эмиграцию (выезд из страны). По времени осуществления подразделяются на безвозвратные, временные и сезонные. По механизму протекания могут быть маятниковыми, между городом и деревней, внутрирайонными, трудовыми и др.

4. Индоевропейская, сино-тибетская, уральская, алтайская, афразийская, австронезийская языковые семьи.

6. Численность населения на середину 2006 г. оценивается в 6 млрд 525 млн человек.

7. Для первого типа воспроизводства (по В.П. Максаковскому) характерна следующая демографическая формула: 16 — 10 = 6.

8. Выводы к круговым диаграммам, показывающим урбанизацию в странах Европы, могут быть такими:

— наибольшая доля городского населения характерна для Великобритании и Германии, хорошо известны крупнейшие города этих стран — Лондон; Берлин, Мюнхен, Гамбург;

— самыми сельскими из указанных стран Европы являются Финляндия и Польша, более трети их населения проживает в сельских поселениях;

— уровень урбанизации зависит от уровня хозяйственного развития стран; промышленно развитые страны (Великобритания, Германия, Франция, Италия) являются более городскими, страны, не имеющие столь крупного промышленного потенциала (Польша, Болгария, Финляндия) — более сельскими.

9. Ареалы крупнейших языковых семей мира. Ведь народы принято систематизировать по родству их языков.

10. Пояснения к половозрастным пирамидам:

Вариант I

1. США. Пирамида типична для развитой страны: незначительное сужение пирамиды кверху, некоторое преобладание женщин в средних и старших возрастных группах (когортах).

2. Вьетнам. Пирамида типична для развивающейся страны: постепенное сужение кверху; особенно заметна малочисленность когорт от 55 до 69 лет из-за убыли взрослого населения во время американо-вьетнамской войны.

3. Китай. Имеет сходство с Вьетнамом, но когорты до 15 лет сравнительно малочисленны: дает результаты жесткая демографическая политика, направленная на снижение рождаемости.

Вариант II

1. Чад. Пирамида типична для развивающейся страны; отличается от Вьетнама большей устремленностью ввысь и отсутствием провала в когортах 55—69 лет.

2. Германия. Пирамида сходна с США, но в самых старших когортах многократное преобладание женщин — результат военных потерь.

3. ОАЭ. Пирамида резко асимметрична. На правой стороне (женщины) — обычное для развивающихся стран уменьшение численности когорт с увеличением возраста. Слева же, начиная с возраста 40 лет, число мужчин резко возрастает, в когортах от 45 до 54 лет их в 3 раза больше, чем женщин. Это иностранные рабочие, приехавшие на открытые в начале
70-х годов нефтяные промыслы, где можно хорошо заработать.