Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №18/2006

Развивающее обучение


ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ,
вырабатывающие умения работы
с физической и тематическими картами,
развивающие аналитические способности
и логику, формирующие знания
по реальной географии

С.В. РОГАЧЕВ

Использование карт, атласов, пособий и любых справочных материалов
при решении задач не только не запрещается, но приветствуется.

Задача 1.
Если задача показалась слишком простой

Эрнесту Львовичу Файбусовичу,
профессору СанктПетербургского университета экономики и финансов,
человеку, о котором я впервые услышал как о самом умном
отечественном географе и впоследствии не разочаровался в этой аттестации

Нередко бывает так. Разбираешь с учителями сложные, требующие интеллектуальных усилий, задачи, и через некоторое время в аудитории образуется фракция, которая начинает сигнализировать глазами, а то и прямо ныть: «Слишком мудрено. Нам бы чего попроще. Наши детки...» Далее подразумевается более или менее изысканный синоним слову «туповаты».

Этого быть не может. Школьники, коль скоро они, пусть некоторые с грехом пополам, усваивают программу по математике, физике, химии (да посмотрите и на современную биологию!), — уже умны. В современном курсе географии ни одно, даже самое трудное, место не может сравниться по интеллектуальной сложности, по необходимости соображать со стереометрией, электродинамикой или органической химией. Так что, если дети не хотят работать на уроках географии, дело здесь не в сложности предмета. Просто интеллектуальная недостаточность учебной дисциплины «География» прекрасно ощущается учениками, и они являются на уроки с установкой «отдохнуть душой», вернее умом.

Да, у нас иногда нужно много запоминать. Но дети скоро уясняют, что выученное сегодня завтра уже не потребуется. И в этом, кстати, огромный методический изъян всей системы построения нашего предмета. В математике попробуйте продвиньтесь вперед, если вы не освоили предшествующего материала. А в географии каждый новый параграф почти самодостаточен. Запоминание материала «на час» — не очень большой интеллектуальный труд.

Предмет географии нужно не упрощать, а усложнять — подтягивать его к умственному уровню лидирующих школьных предметов.

Итак, начнем задачу. Для начала попробуем «изучать» карту, как это часто делается.

Редакция первая

Покажите на карте Италию.

С точки зрения интеллектуального развития ученика это примерно то же самое, как если бы учитель химии попросил показать в таблице Менделеева клеточку Fе, а учитель литературы спросил: «На какой странице “Войны и мира” князь Андрей смотрит в небо Аустерлица?». Это чисто механическое, механистическое запоминание, и оно, как ни странно, господствует в школьной географии. Печальный результат такого учения у выпускников школ отливается в следующие формулы: «Австралия — это справа внизу», «Канада — слева вверху» (к моему ужасу, все чаще подобные формулы слышу и от учителей!).

Отдадим себе отчет, что задача изучения карты заключается не в том, чтобы учащийся запомнил места на раскрашенном листе бумаги, куда (в какой угол) нужно ткнуть указкой при произнесении учителем определенных слов. Знать карту — значит, по меньшей мере, представлять себе взаиморасположение территорий и объектов.

Переделаем задачу так, чтобы в ней появилось немного географии и чтобы решение ее потребовало минимальных географических действий.

Редакция вторая

Назовите страну Х, если о некоторых из ее соседей известно следующее:

О первом Это Сан-Марино
О втором Это Швейцария
О третьем Это Австрия

Решение такой задачи, сколь примитивной она бы нам ни казалась, уже потребует работы с картой.

Большая часть школьников такую задачу решит с легкостью. Прибавим нагрузки на тренажер.

Редакция третья

Назовите страну Х, если о некоторых из ее соседей известно следующее:

О первом Столица — Сан-Марино  
О втором Столица — Берн  
О третьем Столица — Вена  

Задача уже стала трехходовкой: найти столицы — определить соответствующие страны — найти страну Х.

Но трехходовка — это киндермат; география же достойна большего. Поднимем больше?

Редакция четвертая

Назовите страну Х, если о некоторых из ее соседей известно следующее:

О первом Это самая маленькая республика в водосборном бассейне Средиземного моря  
О втором На территории этой страны берет начало Рейн  
О третьем Столица этой страны — первая из столиц, расположенных по течению Дуная  

Пока еще не очень сложно. Большой сообразительности не требуется, но работать с картой приходится уже всерьез. Переходим на уровень некоторого интеллектуального испытания.

Редакция пятая

Назовите страну Х, если о некоторых из ее соседей известно следующее:

О первом Это самая маленькая республика в том морском водосборном бассейне, к которому принадлежат части территорий Македонии и Судана  
О втором На территории этой страны берет начало самая длинная из рек, впадающих в Северное море  
О третьем Столица этой страны — первая из столиц, расположенных по течению самой длинной из рек, впадающих в Черное море  

Чтобы распознать «яблочко» Италии на мишени, где обозначены лишь цели, лежащие в «молоке» — в тысяче и тысячах километров от нее, требуются уже умения пользоваться картой и способность соображать.

Вот возможный следующий виток усложнения.

Редакция шестая

Назовите страну Х, если о некоторых из ее соседей известно следующее:

О первом Это самая маленькая республика в том морском водосборном бассейне, в пределах которого находятся Скопье и Хартум  
О втором На территории этой страны берет начало самая длинная из рек, впадающих в море, омывающее восточный берег Великобритании  
О третьем Столица этой страны — первая из столиц, расположенных по течению самой длинной из рек, впадающих в море, на берегу которого находится Одесса  

А теперь предстоит сделать решительный шаг — устранить из целеуказаний географические названия вообще. То есть если и «молоко» с мишени убрать — не оставить в формулировке ни одного конкретного географического названия? Сможем ли попасть в цель «по приборам ночного видения»?

Редакция седьмая

Назовите страну Х, если о некоторых из ее соседей известно следующее:

О первом Это самая маленькая республика в водосборном бассейне моря, занимающего первое место в мире по числу расположенных на его берегах материковых государств
О втором На территории этой страны берет начало самая длинная из рек, впадающих в море, омывающее восточный берег самого населенного острова части света, являющейся меньшей частью материка
О третьем Столица этой страны — первая из столиц, расположенных по течению самой длинной из рек, впадающих в море, к которому имеет выход вторая по численности населения из союзных республик, входивших в состав самой крупной по площади страны мира в 20—80-е годы ХХ в.

Гловоломка? Немного да. Но заставляющая не ломать голову, а соображать, прокладывать ясные пространственные смысловые связи по карте, изучать карту как взаиморасположение территорий, интересоваться территориями.

Можно ли усложнять дальше? Разумеется, и среди ваших учеников скоро появятся любители, которые сами начнут конструировать многоходовые задачи. Но, пожалуй, достаточно. Достаточна формулировка, к которой нет конкретных географических названий, но которая позволяет однозначно идентифицировать географический объект, понемногу фокусируя на нам прицел. Дальнейшее усложнение — это действительно уже движение в направлении головоломки.

Решение задачи требует работы, размышления, но не требует ношения в голове непомерных знаний. Задачи такого типа решаются с картой в руках. Не обязательно (и не реально) для большинства карту фотографически помнить. Реально — уметь ею пользоваться и считывать с нее информацию по мере востребования.

Этим я вовсе не хочу сказать, что знать (держать в памяти) на карте вообще ничего не надо. Надо. Вот недавно в одном городе, не буду говорить каком, но это был самый крупный из городов, лежащих вне бассейна Мирового океа-на, мне пришлось повстречать 14 начинающих учительниц географии, среди которых ни одна (ни одна из 14!) не знала и ни разу не слышала, что такое Каттегат и Скагеррак.
И ничего, работают и не ощущают никакой неловкости. Недостаток информации в оперативной памяти не мешает им. Всю земную поверхность в сознание человека не вложишь. Будем ставить перед собой только реальные цели: научить работать с картой, а в ходе работы — в ходе решения задач — карту понемногу узнавать, картой заинтересовываться.

Целесообразно использовать задачи не только собственно для решения и подобающего для этого вникания в карту. Целесообразно вводить в каждую задачу информационный компонент. Для индентификации Италии в задаче мы использовали лишь трех соседей. А всего у Италии их шесть. Так что о трех остальных можно разместить какую-либо существенную или интересную информацию, которую учащиеся узнaют из задачи.

Вот новая редакция задачи — теперь не только развивающая умения [пользоваться картой], но и дающая новые знания [страноведческие].

Редакция восьмая

Назовите страну Х, если о некоторых из ее соседей известно следующее:

О первом Это самая маленькая республика в водосборном бассейне моря, занимающего первое место в мире по числу расположенных на его берегах материковых государств
О втором В крупнейшем музее этой страны находится картина «Мона Лиза»
О третьем На территории этой страны берет начало самая длинная из рек, впадающих в море, омывающее восточный берег самого населенного острова части света, являющейся меньшей частью материка
О четвертом Столица этой страны, находившейся с XIII в. по начало ХХ в. под иноземным господством, именовалась Лайбах
О пятом Столица этой страны — первая из столиц, расположенных по течению самой длинной из рек, впадающих в море, на берегу которого находится город, откуда в русскую литературу пришли Бабель, Багрицкий, Ильф и Петров, Катаев и другие поэты и писатели ХХ в.
О шестом Это государство, самая маленькая монархия в мире, она меньше города, в котором расположена

Решение

1. Сан-Марино (Средиземное).

2. Франция («Джоконда», или «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, Лувр, Париж).

3. Швейцария (Рейн, Северное, Великобритания, Европа).

4. Словения (Любляна, именовалась Лайбах под властью Австрии и Австро-Венгрии с XVI в. по начало XX в.)

5. Австрия (Вена, Дунай, Черное море, Одесса).

6. Ватикан.

Задача 2.
Иностранцы разного роста

Нине Ивановне Сафроновой,
учителю географии школы села Павличи,
расположенного в субъекте федерации Х

Субъект Российской Федерации Х, крупнейший город которого не является морским портом, имеет общую границу с зарубежными странами. О двух странах известно следующее:

О первой Высшая точка — 345 м  
О второй Высшая точка — 2061 м  

Определите Х и соседствующие страны.

Укажите на карте высшие точки этих стран.

Решение

Для решения не нужно лезть в справочники выяснять, в каких соседних с Россией странах какие высшие отметки. Достаточно внимательного взгляда на физическую карту. Очевидно, что все без исключения азиатские соседи России располагают весьма впечатляющими горами — за 4000 м. Значит, поиск может вестись только в Европе.

Высотная ступень в окрестности 345 м (где-нибудь от 200 до 500 м) может относиться к республикам Прибалтики и к Белоруссии. Это хорошо видно на картах. Высшая точка на ступени 2000—3000 м может быть у Украины (Карпаты), Польши (Карпаты) и Норвегии (Скандинавские горы). А вот Финляндия не подходит ни туда, ни сюда. Низменная в целом, эта страна, примыкая к Норвегии, все-таки возвышается, но до 2000-метрового рубежа не дотягивает. Физическая карта позволяет различить на финской территории самую густую послойную окраску, соответствующую ступени 1000—2000 м.

Раз Финляндия отпадает, значит, отпадает и Норвегия: ведь они только в паре могут граничить с каким-либо субъектом РФ. Впрочем, можно даже не всматриваться в финские изогипсы: ясно, что граничить с Финляндией и Норвегией сразу может лишь Мурманская обл., но она выходит к морю, и Мурманск — морской порт.

Остаются возможные сочетания соседей: «Польша + кто-нибудь из прибалтов или Белоруссия» и «Украина + те же». Первому сочетанию может соответствовать лишь Калининградская обл., но Калининград — морской порт. Так что ищем «Украина + ...». Единственный субъект РФ, который, гранича с Украиной, граничит еще с какой-либо другой страной из названных (Белоруссией), — Брянская обл. Высшая точка Украины гора Говерла находится в карпатском массиве Черногора на востоке Закарпатской области, недалеко от границы с Ивано-Франковской. Высшая точка Белоруссии находится на Минской возвышенности примерно в 40 км западнее Минска.

Задача 3.
И с нами Ворошилов,
первый красный офицер...

Петру Ивановичу Лунёву,
учителю географии села Красный Октябрь,
расположенного в субъекте федерации Х

Об областях, граничащих с областью Х, известно следующее:

О первой Здесь звучал знаменитый плач Ярославны, описанный в «Слове о полку Игореве»  
О второй Занимает второе место в России по добыче железной руды  
О третьей Областной центр назывался Ворошиловград  
О четвертой При Петре I здесь был центр Азовской губернии  
О пятой Главный город был столицей советской социалистической республики  

Найдите Х и определите соседей.

Решение

1. Сумская обл. Город Путивль.

2. Курская обл. Михайловский ГОК.

3. Луганская обл.

4. Воронежская обл. Воронеж, получивший при Петре мощное развитие как базис завоевания азовского побережья, по введении петровского административно-территориального деления России был сделан центром огромной Азовской губернии.

5. Харьковская обл. Харьков был столицей Украинской Советской Социалистической Республики с 1918 по 1934 гг.

Х = Белгородская обл.

Задача 4. Приморская

Татьяне Алексеевне Наймушиной,
учителю географии лицея № 46 субъекта федерации,
имеющего выход к первой из фигурирующих в задаче акваторий

О морях, омывающих этот субъект федерации, известно вот что:

Об одном Самое большое и самое глубокое из морей, омывающих Россию  
О другом Здесь начиналась морская часть маршрута экспедиции Семена Дежнёва и Федота Попова  

Определите моря и субъект федерации. Омывается ли он еще какими-либо морями?

Решение

1. Берингово.

2. Восточно-Сибирское. Экспедиция Дежнёва—Попова вышла из устья Колымы.

Искомая территория — Чукотский а. о.

Омывается еще Чукотским морем.

Задача 5. Амплитуда...

Виталию Семеновичу Белозёрову,
заведующему кафедрой экономической и социальной географии
государственного университета субъекта федерации Х

О соседях субъекта федерации Х есть некоторая информация:

О первом
и втором
Низшая абсолютная отметка естественной поверхности суши — ок. –27 м  
О третьем
и четвертом
Высшая абсолютная отметка естественной поверхности суши находится на уровне 5642 м  
О пятом Часть местного населения некоторое время именовала свой главный город Джохаркала  
О шестом Столица — самый маленький из городов — центров субъектов РФ  
О седьмом Родной язык большей части населения относится к иранской группе  
О восьмом Здесь самая молодая в России АЭС  
О девятом Печорин разрушил налаженную жизнь здешних контрабандистов: Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!  

Определите Х и соседей.

Решение

–27 м — низшая отметка естественной российской суши. Она соответствует урезу воды Каспийского моря. Следовательно, на роли первого и второго соседей могут претендовать Астраханская обл., Калмыкия и Дагестан. Общую границу с двумя из них имеют лишь Волгоградская обл. (Астраханская + Калмыкия) и Ставропольский край (Калмыкия + Дагестан).

5642 м — высшая точка России, Эльбрус. Он находится на границе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
С ними двумя одновременно граничит Ставрополье. Таким образом, задача уже решена. Теперь остается лишь привести в порядок информационно-обучающий компонент:

1 и 2. Калмыкия и Дагестан.

3 и 4. Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия.

5. Чечня. Грозный в Чечне некоторое время именовали Джохаркала в честь убитого Джохара Дудаева, первого президента республики.

6. Ингушетия. Магас, новая столица республики, сменившая Назрань, — пока очень маленький городок.

7. Северная Осетия.

8. Ростовская обл. Волгодонская АЭС введена в строй в 2001 г.

9. Краснодарский край. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Повесть «Тамань». Тамань — местечко на западе края, на Таманском полуострове.

Х = Ставропольский край

Задача 6. Литературные места

Надежде Николаевне Пономарёвой,
заведующей кафедрой экономической географии
N-ского государственного педагогического университета

О соседях субъекта федерации N есть некоторая информация:

О первом

Вот его герб

 
О втором О крупнейшем здешнем городе Владимир Владимирович Маяковский писал: Через четыре года здесь будет город-сад  
О третьем Здесь, в селе Сростки, на родине Василия Макаровича Шукшина находится музейный комплекс, посвященный известному писателю и кинорежиссеру  
О четвертом Областной центр стоит на водотоке, который является длиннейшим из впадающих в море на территории России  

Определите N и соседей.

Решение

1. Томская обл.

2. Кемеровская обл. В стихах Маяковского речь идет о Новокузнецке.

3. Алтайский край. Сростки — в 35 км к ЮВ от Бийска.

4. Омская обл. Омск — единственный российский областной центр на Иртыше, а именно водоток Иртыш—Обь и является самым длинным, из протекающих (хотя бы частично) по российской территории.

Х = Новосибирская обл.

Задача 7.
Если задача показалась слишком простой­2

Марине Васильевне Храмовой,
учителю географии лицея № 2 г. Саратова

Редакция первая

Попросим детей показать на карте Саратовскую область.

Знаю, впрочем, одного методиста, который тут же яро начнет возражать, что программой предусмотрено изучение Поволжского экономического района, а не областей, и вопрос так ставить нельзя. Но ученик наш вырастет, и у него, возможно, появятся друзья из Саратова, или из Энгельса, или из Балашова, но друзей ни из какого экономического района у него никогда не будет, так что «наука» рьяного методиста ему никогда не потребуется, а вас — привлекшего внимание к Саратовской земле — ученик вспомнит с теплотой.

Хорошее дело мы сделали, научив ребенка находить на карте Саратовскую область — землю Чернышевского и «русских характеров» Алексея Толстого, землю веселой иронии Льва Кассиля и консервативно-иконописного новаторства Петрова-Водкина?

Конечно, хорошее. Очень хорошее. Но вот достаточно ли интеллектуальное? Достаточно ли использующее возможности молодого homo sapiens? Ведь и Дуров мог бы выдрессировать свою знаменитую ученую свинью, чтобы она тыкалась пятачком в указанную на карте губернию.

Попробуем преобразовать задачу в такую форму, которая потребует выполнения определенной комбинации действий, осмысленного труда.

Редакция вторая

Найдите область, которая граничит с Волгоградской, Тамбовской и Самарской.

Задача еще не требует титанических затрат разума, но уже становится хоть немного географической.

Продвинемся еще на шаг.

Редакция третья

Укажите область Х, если о соседствующих с ней областях известно следующее:

О первой Здесь Волга более всего сближается с Доном  
О второй Ее административный центр стоит на Цне  
О третьей Здесь Жигули  

Подсчитайте, сколько полезных наблюдений по карте и мыслительных операций нужно сделать для решения. Но на новый качественный уровень по сравнению со второй формулировкой мы пока не поднялись. Поднимемся.

Редакция четвертая

Укажите область Х, если о соседствующих с ней областях известно следующее:

О первой Здесь самая большая из рек, впадающих в Каспий, более всего сближается с самой большой из рек, впадающих в Азовское море  
О второй Ее административный центр — единственный из центров Центрально-Черноземного района, который находится в бассейне Оки  
О третьей Здесь самая высокая местность вдоль течения Волги  

Многое нужно повторить, а кое-что и узнать для решения задачи в этой форме, не правда ли? Ну и уже соображать нужно немножко — по Маяковскому, в черепе сотней губерний ворочать.

Но это еще не высший пилотаж. А почему не воспарить? Или нас устраивает расхожая формула: «Соображает неважно, зато по географии была пятерка»?

Заметьте, что все необходимое для решения задачи есть на карте, и в этом смысле формулировка задачи не отличается от первой редакции. Только в первой редакции от учащегося требовалось механическое запоминание, а в этой — действия с картой: снять информацию, разобрать и отобрать (выявить), сопоставить, взаимоположить и т.п. В ходе решения таких задач и отрабатывается то, что называется умением и готовностью пользоваться источниками информации, получать, систематизировать и использовать информацию. А не просто информацию накапливать.

В некоторых нынешних программах по географии простодушные тетушки-методистки ввели рассмешившее всю страну «требование к компетенциям учеников» — прогнозировать развитие региона. Сходите-ка с этим «требованием» в Академию наук. Ответ вам согласятся дать, только если вы набредете на одержимого или на недавнего выпускника средней школы. Это требование из числа тех, что не воспитывают ничего, кроме самонадеянного дилетантизма, редукции мышления. Кроме того, «умение прогнозировать развитие региона» — абсолютно не нужно 96 процентам населения. Что же до элементарных умений — пользоваться картой и другими географическими источниками информации, считывать с них информацию и избирательно применять ее сообразно возникающей потребности — на это программы не нацеливают.

Редакция пятая

Укажите область Х, если о соседствующих с ней областях известно следующее:

О первой Здесь река Y более всего сближается с самой большой из рек, впадающих в самое маленькое из морей России  
О второй Ее административный центр — единственный из центров экономического района А, находящийся в бассейне самого большого правого притока реки Y  
О третьей Здесь самая высокая местность вдоль течения реки Y  

О реке Y известно, что это самая большая из рек, впадающих в самое большое озеро мира.

Об экономическом районе А известно, что он занимает первое место в России по выращиванию сахарной свёклы и добыче железной руды.

Для решения задачи все есть, но можно добавить еще информационного компонента.

Редакция шестая

Укажите область Х, если о соседствующих с ней областях известно следующее:

О первой Здесь река Y более всего сближается с рекой Z  
О второй Здесь находится самый большой город экономического района А  
О третьей Ее административный центр — единственный из центров экономического района А, находящийся в бассейне реки W  
О четвертой Здесь берут начало реки, в устьях которых были основаны города Свияжск (при Иване Грозном), Васильсурск (при Василии III) и Сызрань (в правление царевны Софьи)  
О пятой Здесь высшая точка правобережной части бассейна реки Y  
О шестой Здесь берут начало реки, непосредственно впадающие в Y, Z и W  

О реке Y известно, что это самая большая из рек, впадающих в самое большое озеро мира.

О реке Z известно, что это самая большая из рек, впадающих в самое маленькое из морей России.

О реке W известно, что это самый большой правый приток реки Y.

Об экономическом районе А известно, что он занимает первое место в России по выращиванию сахарной свёклы и добыче железной руды.

Ну вот, теперь можно потихонечку начинать изучать географию России. Если же такая образовательная цель представляется слишком сложной, вернитесь к начальной позиции (первая редакция).

Если же задача кажется вполне решаемой, но есть опасения, что ее решение займет слишком много учебного времени, предлагаем испытанный путь — поделить задачу между малыми группами в классе или между членами малой группы. Каждый «копает» своего соседа, а потом информацию сводят (тут, кстати, и выявляется, кто пытается увести следствие в ложном направлении).

Особо, впрочем, увлекаться делением таких задач не следует. Ведь задача имеет сетевой характер (решается подобно системе уравнений), в ней взаимосвязаны разные элементы. Один элемент помогает решению другого. Интуитивная догадка позволяет изменить ход решения и в каких-то случаях продвигаться от итога к начальным посылкам. Деление же задачи обедняет ее возможности, хотя и может содействовать ускорению работы.