Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №18/2006

Я иду на урок


Географическое прочтение романа Жюля Верна
«Пятнадцатилетний капитан»

Интегрированный урок географии и литературы

Л.М. ГОРЕПЕКИНА
учитель географии,
Н.И. НЕМЫКИНА
учитель русского языка
школа «Искорка», г. Белгород

Его мечты на всей всемирной карте
Оставили свой животворный знак.

И. Северянин. «Жюль Верн»

Мы предлагаем вам совершить увлекательное ретро-путешествие по географической карте вместе с героями замечательного приключенческого романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан». Мы надеемся, что многие географические термины отныне зазвучат в ваших сердцах поэтически возвышенно. Читайте книги путешествий и приключений вместе с географической картой!

Тип урока. Урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Форма урока. Ретро-путешествие.

Оборудование. Физическая карта полушарий, атласы, контурные карты; детские научно-познавательные географические энциклопедии и журналы; старинные картографические атрибуты (тыквы, ракушки, веточки); ксерокопии старинных и современных карт (по страницам детских журналов и энциклопедий); составные детали самодельного компаса (иглы, пеноплен, чаши с водой); компьютер, видеокассеты (или диски) с киноэкранизациями романа («Пятнадцатилетний капитан», 1947 г.; «Капитан “Пилигрима”», 1988 г.) и с документальным фильмом «Киты» Национального географиче-ского общества.

Подготовительная работа. Прочесть роман Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан», ознакомиться с энциклопедическими статьями и журнальными публикациями (темы «История географических карт», «Географические полюса», «Жюль Верн»).

Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает себе название, капитана.

(Звучит запись песни А. Макаревича «За тех, кто в море».)

Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие с командой шхуны «Пилигрим», вместе с Диком Сэндом, его друзьями и недругами. Наше путешествие на сегодняшнем уроке мы будем совершать по карте. Карта — это своего рода шифрограмма-загадка (а кто не любит разгадывать интересные загадки?); это палитра секретных географических красок, за которыми прячутся горы и реки, водопады и пустыни, исчезнувшие города и новые острова; это кладезь спрятанных географических открытий. Помогать нам разгадывать картографические ребусы будут герои замечательного французского писателя Жюля Верна.

2 февраля 1873 г. шхуна находилась на 43°57' южной широты и 165°19' западной долготы от Гринвича. Давайте расположим судно на карте по заданным координатам и попробуем рассказать о времени года в этом месте. Что означает 165°19' к западу от Гринвича?

Ответ учащихся. Меридиан, проходящий через г. Лондон, считается начальным (нулевым). Название произошло от расположенной вблизи Лондона старой Гринвичской обсерватории. От нулевого меридиана мы отсчитываем 169°19' к западу. Один ученик прикрепляет фигурку кораблика на настенную карту, а все остальные выполняют задание на контурных картах.

Учитель. Шхуна «Пилигрим» отправилась в увлекательный и опасный путь. Попробуем восстановить маршрут героев Ж. Верна. Причем нам предстоит восстановить два маршрута «Пилигрима»: тот, по которому намеревался провести корабль капитан Халл*, и тот, по которому морские путешественники вынуждены были следовать из-за козней Негоро.

Один из учеников читает фрагмент из романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан», выделяя географические названия.

«Джемс Уэлдон ежегодно отправлял целую флотилию судов в северные моря, за Берингов пролив, а также в моря Южного полушария, к Тасмании и к мысу Горн. “Пилигрим” считался одним из лучших кораблей флотилии. Ход у него был отличный. Превосходная оснастка позволяла ему с небольшой командой доходить до самой границы сплошных льдов Южного полушария.

Капитан Халл умел лавировать, как говорят моряки, среди плавучих льдин, дрейфующих летом южнее Новой Зеландии и мыса Доброй Надежды, то есть на более низких широтах, чем в северных морях. Правда, это только небольшие айсберги, уже потрескавшиеся и размытые теплой водой, и большая часть их быстро тает в Атлантическом или Тихом океане».

Во время чтения текста ребята находят называемые географические объекты на карте атласа.

1-я команда. Определить координаты мыса Горн (55° ю.ш. и 67° з.д.) и мыса Доброй Надежды (34° ю.ш. и 18° в.д.).

2-я команда. Между какими параллелями и меридианами лежат острова Новая Зеландия (35°—45° ю.ш. и 164°—178° в.д.) и Тасмания (41°—43° ю.ш. и 145°—149° в.д.)?

Учитель. А кому принадлежит заслуга открытия мыса Доброй Надежды?

Ответ учащихся. В 1487—1488 гг. Бартоломеу Диаш первым обогнул с юга Африку, проложив путь в Индийский океан, который считали замкнутым морем.

Учитель. Команда «Пилигрима» снаряжалась для охоты на китов. (В настоящее время охота на этих гигантских млекопитающих запрещена.) Члены команды шхуны были опытными китобоями. Опасность пришла неожиданно — в виде обезумевшей и разъяренной матери-китихи: она бросилась защищать своего маленького детеныша с таким отчаянием, что погибая унесла с собой в океанскую пучину опытных моряков-китобойцев вместе с их капитаном. И «Пилигрим» остался под командованием пятнадцатилетнего юноши.

Просмотр фрагмента документального фильма «Киты». Экологическая мини-дискуссия «Китобои или китиха?».

Ребята несколько минут размышляют над тем, кого им больше жаль в этой схватке: самку, мужественно защищавшую своего детеныша, или трагически погибших моряков.

Учитель. А как вы думаете, Ж. Верн случайно назвал китобойную шхуну в своем романе именно так?

Ответы учащихся:

— Конечно, нет. Синонимы к слову «пили-грим» — странник, путник, путешественник. Название судна подготавливает читателей романа к путешествиям и приключениям.

— Пилигримы — смелые, мужественные люди, которые не боятся никаких преград и неожиданностей. Они любят путешествовать и рисковать.

Учитель. Да, экстремальные ситуации для Дика Сэнда и его друзей с гибелью капитана Халла, к сожалению, не закончились. И теперь они возникали благодаря стараниям лжеповара Негоро. Накануне своей смерти капитан успел нанести на карту положение судна: оно находилось под 43°35' ю. ш. и 164°13' з. д. Давайте и мы определим местоположение «Пилигрима» на наших картах.

Ребята обнаруживают, что шхуна недалеко переместилась относительно точки, которую мы уже отметили на карте.

Учитель. Напоминаю, что у пассажиров было единственное желание: добраться как можно быстрее до Вальпараисо или до какого-нибудь другого ближайшего порта на американском побережье. Давайте посмотрим, в какой именно порт они могли доплыть скорее.

Заслушиваются детские версии.

Учитель. Для того, чтобы привести судно в назначенное место, Дику Сэнду необходимо было уметь определять место корабля в открытом море. Какие приборы, находившиеся в его распоряжении, помогли бы сделать точные измерения?

Ребята рассказывают о секстане, хронометре, лаге и компасе. Они говорят о том, что юный капитан мог пользоваться только компасом и лагом. К сожалению, он не умел обращаться с секстаном — прибором, с помощью которого можно было определять высоту светил, а по ней — широту судна. Он не научился высчитывать долготу по часовому углу, пользуясь хронометром. В те времена большое значение имели астрономические способности, но небесные светила оставались пока для Дика Сэнда загадкой. Поэтому в его распоряжении находились два компаса и лаг — прибор для измерения скорости судна и пройденного расстояния.

Учитель. А теперь вспомните, что же сделал судовой кок для того, чтобы неопытный капитан привел корабль в Африку.

Краткие рассказы детей о кознях Негоро.

Просмотр эпизода киноэкранизации (с выключенным звуком) и чтение (или пересказ) одним из учеников соответствующего фрагмента романа.

«Судовой кок подкрался к компасу и подложил под нактоуз** какой-то тяжелый предмет, который он принес с собой.

С минуту он смотрел на освещенную в нактоузе картушку и затем бесшумно исчез.

Если бы Дик Сэнд, сменивший поутру Тома, заметил предмет, положенный Негоро под нактоуз, он поспешил бы убрать его, потому что Негоро положил под компас железный брусок. Под влиянием этого куска железа показания компаса изменились, и вместо того, чтобы указывать направление на магнитный полюс, которое немного отличается от направления на полюс мира, стрелка указывала теперь на северо-восток: отклонение это достигло четырех румбов, то есть половины прямого угла».

Учитель. Расскажите, о каких полюсах идет речь.

Сообщения членов команд (по страницам учебных пособий и энциклопедий).

— Слово «полюс» в переводе с древнегреческого языка означает «ось». Это слово в различных смыслах применяют в географических науках. Но чаще всего имеют в виду географический, названный здесь полюсом мира, и магнитный полюса. Полюса географические  — это две точки, в которых воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля, выходит на поверхность. В этих точках сходятся все меридианы.

— Земной шар по существу является большим магнитом. Наблюдения показали, что направление стрелки компаса обычно не совпадает с направлением на географический полюс, то есть составляет с меридианом некоторый угол; этот угол называется магнитным склонением. Да и магнитный полюс имеет способность изменять свое место. Во многих источниках сейчас можно прочитать о том, что Северный магнитный полюс находится в районе Канадского архипелага. Однако в настоящее время он переместился в нейтральные воды Атлантического океана и медленно движется в направлении территориальных вод России.

— Магнитная стрелка колеблется даже в течение суток. Так отзывается беспокойное состояние огромного магнита — Земли. Вот почему для выявления изменений магнитного поля Земли постоянно работает сеть станций, по данным которых составляются магнитные карты, позволяющие определить точное положение судна в море или самолета в воздухе.

— Горные породы обладают магнитными свойствами. Наиболее сильные магнитные аномалии наблюдаются в районах залежей железных руд. Так было открыто месторождение руд Курская магнитная аномалия, к которой Белгородская область имеет самое прямое отношение.

Учитель. Опираясь на текст романа, попробуем проследить, насколько изменилось направление судна от заданного после того, как Негоро подложил железный брусок под компас. Нарисуйте схему основных и промежуточных сторон горизонта. Покажите румб*** на схеме и направление движения судна на карте.

1-я команда. Определите и покажите, в каком направлении должна была двигаться шхуна.

2-я команда. Определите и покажите, как двигалось судно на самом деле.

Ответ учащихся.

Ребята делают самодельные компасы и с их помощью определяют стороны горизонта, подтверждая свои ответы с помощью школьных компасов.

Учитель. Уже много тысяч лет карта остается необходимым предметом для ориентирования людей. А начиналась картография много тысяч лет назад — об этом свидетельствуют древние карты на роге северного оленя, на бивнях мамонта, на камне. Можно предположить, что при помощи примитивных линий и загогулин люди пытались указать путь к важнейшим объектам их жизни.

Во времена Жюля Верна ходило немало легенд о нем самом и его книгах. Богатейшая эрудиция писателя приводила к тому, что многим казалось, будто под его именем скрывается целый штат ученых. Писатель почти не допускал фактических ошибок, собрал огромную картотеку по различным отраслям знаний, писал научные труды, иллюстрированную географию. Поэтому мы можем предположить, что в его знаменитой картотеке находились сведения из истории картографии. Что именно могло быть занесено на подобную карточку?

Сообщения членов команд

Ученики демонстрируют ксерокопии старинных карт, а также индивидуальные самодельные карточки по данной теме на основе полученной информации.

— Древние жители Гавайских островов брали с собой в плавание тыкву. На ее кожуре они отмечали острова, которые проплывали, и это им помогало вернуться назад. Полинезийские мореходы делали карты из сплетенных веточек, которые указывали направление течений. Раковины на таких картах обозначали сушу.

— Люди стали делать глиняные карты около 2 600 лет назад: в центре круглой суши изображали Вавилон, омываемый большой рекой — Океаном. В Средние века люди представляли себе Европу, Азию и Африку в виде цветка с тремя лепестками. Задача изобразить на бумаге шарообразную форму Земли занимала Леонардо да Винчи.

— К концу XVI в. самыми точными были карты «короля картографии» фламандца Герарда Меркатора. Он предложил способ построения карт, при котором направления не искажались, но при этом сильно искажались площади районов у полюсов. Гренландия, например, выглядела примерно такой же, как Африка, хотя на самом деле она в 12 раз меньше. Но сохранение направлений — очень важное свойство, потому и сейчас морские карты выполняются в проекции Меркатора.

Ребята рассматривают карты Меркатора, Леонардо да Винчи.

Учитель. А теперь я предлагаю пополнить картотеку великого французского писателя новейшими достижениями в области картографии.

Сообщения членов команд

— В наши дни на помощь картографам пришли космические спутники, их информация передается на компьютеры, которые преобразуют ее в карты. На основе данных спутников можно построить трехмерную компьютерную карту любого уголка нашей планеты. С помощью космического картографа можно показать поверхность и дно океана, увидеть вулканы полуострова Камчатка.

— GPS (Global Positioning System) — это современная система глобального определения месторасположения. В настоящее время в ней 30 работающих спутников. Для точного определения координат достаточно «видеть» 4 спутника. Погодные условия — не помеха для работы прибора. В ближайшей перспективе GPS-функция будет встроена в большинство мобильных телефонов, и мы сможем использовать на уроке наши телефоны как техническое средство обучения.

Ученикам показываются космические снимки и рисунки датчика, который может показать свое точное местонахождение, электронные карты.

Учитель. Да, если бы у Дика Сэнда и его друзей был такой датчик, никакие злобные выходки работорговцев-похитителей им были бы не страшны. Однако пока даже у нас нет еще подобного датчика. В какой-то степени нас тоже можно назвать пилигримами, хотя мы путешествуем, не выходя за пределы школьного кабинета. Любимые герои Жюля Верна — это странствующие путешественники, пускающиеся в дорогу ради усовершенствования знаний и проверки их опытом. Его герои, путешествуя, учатся. Мы сегодня пытаемся не просто еще раз вспомнить захватывающие события знаменитого романа, но и применить к литературным хитросплетениям географические знания. Без старой доброй географической карты нам не обойтись.

Блиц-проверка домашнего задания

Литературно-географический вопросник

1-я команда

1. Где нашел собаку Динго капитан «Вальдека»?

[На западном побережье Африки, близ устья реки Конго.]

2. Появление какого острова, по ошибочным предположениям Дика Сэнда, являлось счастливым предзнаменованием? (ч. 1, гл. 12).

[Остров Пасхи: 27° ю.ш. и 110° з.д.]

3. Где, по словам Гэрриса, «Пилигрим» потерпел крушение? Где это случилось на самом деле?

[Гэррис говорил, что они находятся в южной части Боливии, почти на границе Чили
(в то время Боливия имела выход в Тихому океану).
На 25-й параллели. В действительности они оказались в Анголе —
ч. 1, гл. 15; ч. 2, гл. 2.]

Члены команды наносят на своих контурных картах вынужденный маршрут шхуны «Пилигрим».

2-я команда

1. Определить координаты устья р. Конго.

[6° ю.ш. и 12° в.д.]

2. Какой это был остров на самом деле?

[Остров Тристан-да-Кунья:
37° ю.ш. и 19° в.д.]

3. В каком месте, по предположению Дика Сэнда, он выбросил корабль?

[Дик Сэнд предполагал, что крушение
произошло в Перу.]

Ребята из этой команды отмечают тот путь, который проделал бы «Пилигрим» без козней Негоро.

Учитель. Долгих 4 месяца Дик со своими друзьями скитался по «черному» континенту, скрывающему в себе много опасностей и грязной лжи недругов молодого капитана. Возвратившись в Сан-Франциско, наш пятнадцатилетний капитан не почувствовал особого облегчения. Наоборот — его начали терзать угрызения совести. Как вы думаете почему?

Версии учащихся и заключительное слово учителя (на фоне музыки А. Макаревича к кинофильму «Капитан “Пилигрима”»).

Те муки совести, какие терзали Дика Сэнда, должны появляться периодически в душе каждого человека. Юноша не мог себе простить, что из-за недостатка знаний он не сумел как следует справиться со своими обязанностями на корабле. «Да, — повторял он себе, — если бы на борту “Пилигрима” я знал всё то, что должен знать настоящий моряк, скольких несчастий можно было бы избежать». И поэтому он принялся штудировать учебники с невероятным усердием и рвением пытливого и любознательного читателя. Давайте же и мы получать знания с непреодолимым желанием совершать удивительные открытия, которые украсят нашу жизнь и помогут в преодолении жизненных трудностей.


* В других переводах Гуль или Гулль.

** Нактоуз — деревянный шкафчик, в котором устанавливается судовой компас, сверху закрывается медным колпаком, под которым укреплены лампы.

*** Румб1/32 доля окружности, то есть 11°15'