Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №20/2006

Развивающее обучение


ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ,
вырабатывающие умения работы
с физической и тематическими картами,
развивающие аналитические способности
и логику, формирующие знания
по реальной географии

С.В. РОГАЧЕВ

Использование карт, атласов, пособий и любых справочных материалов
при решении задач не только не запрещается, но приветствуется.

Задача 1.
Среди непривычных имен

Валентине Григорьевне Терещенковой,
учителю географии школы города Починок Смоленской области

Определите страну Х и ее соседей, если о соседях известно вот что:

О первом Назывался Сиам  
О втором Известен под аббревиатурой СРВ  
О третьем Французы называют его Щин  

Решение

1. Таиланд.

2. Социалистическая Республика Вьетнам.

3. Китай.

Х = Лаос

Задача 2.
Carthago delenda est*

Елене Алексеевне Грицаенко,
доценту факультета международных отношений
Воронежского государственного университета

Определите страну Х и ее соседей, если о странах-соседях известно вот что:

О первой Здесь находится самый крупный арабский город Западного полушария  
О второй Здесь находился Карфаген  
О третьей Занимает первое место на материке по добыче урана  
О четвертой Здесь находится легендарный Томбукту, город,
в который до второй половины XIX в. не удавалось проникнуть европейцам
 
О пятой Образовалась в результате объединения Киренаики, Феццана и Триполитании  
О шестой Единственная на материке официально именуется Исламской Республикой  

Решение

1. Марокко (Касабланка).

2. Тунис (близ нынешнего города Тунис).

3. Нигер.

4. Мали.

5. Ливия.

6. Мавритания.

Х = Алжир

Обратим внимание, что Алжир граничит еще с Западной Сахарой, ныне почти полностью оккупированной марокканцами.

Задача 3.
Если задача показалась слишком простой

Радику Газизовичу Сафиуллину,
декану географического факультета Башкирского
государственного университета,
знатоку и ценителю башкирского народного искусства

Первая редакция

Найдите на карте страну Х, если известно, что это Словакия.

Вторая редакция

Определите страну Х, если о странах-соседях известно вот что:

О первой Это Чехия  
О второй Это Австрия  
О третьей Это Польша  
О четвертой Это Украина  
О пятой Это Венгрия  

Третья редакция

Определите страну Х, если о странах-соседях известно вот что:

О первой Ее столица — Прага  
О второй Ее столица — Вена  
О третьей Ее столица — Варшава  
О четвертой Ее столица — Киев  
О пятой Ее столица — Будапешт  

Четвертая редакция

Определите страну Х, если о странах-соседях известно вот что:

О первой Ее столица стоит на Влтаве, одном из притоков Эльбы  
О второй Ее столица была главным городом Австро-Венгрии  
О третьей Ее столица стоит на Висле  
О четвертой Это самая большая из стран, полностью лежащих в Европе  
О пятой Официальный язык относится к угорской группе  

Пятая редакция

Определите страну Х, если о странах-соседях известно вот что:

О первой Ее столица — самая южная в бассейне Эльбы  
О второй Ее столица была главным городом империи, просуществовавшей до 1918 г. и включавшей в себя части нынешних Италии и Украины  
О третьей Ее столица стоит на самой длинной из рек, впадающих в Балтийское море  
О четвертой Это самая большая из славянских стран, полностью лежащих в одной части света  
О пятой Официальный язык относится к той же языковой группе, что и язык ханты и манси  

Шестая редакция

Определите страну Х, если о странах-соседях известно вот что:

О первой Ее столица — самая восточная в водосборном бассейне Северного моря  
О второй Ее столица была главным городом империи, которой с XVIII в. по 1918 г. принадлежали Триест и Львов  
О третьей Ее столица стоит на самой длинной из рек, впадающих в море, на берегу которого в XVIII — начале ХХ в. находилась столица России  
О четвертой Это самая большая из стран, которые полностью лежат в одной части света и официальный язык которых относится к той же языковой группе, что и языки хорватов и лужичан  
О пятой Официальный язык относится к той же языковой группе, что и языки двух титульных народов субъекта Российской Федерации, входящего в состав Тюменской области  

Седьмая редакция

Определите страну Х, если о странах-соседях известно вот что:

О первой Ее столица — самая восточная в водосборном бассейне моря, которое названо по стороне горизонта  
О второй Ее столица была главным городом империи, которой в
1772—1918 гг. принадлежал город, являющийся центром греко-католической (униатской) церкви
 
О третьей Ее столица стоит на самой длинной из рек, впадающих в море, на берегу которого в XVIII — начале ХХ в. находилась столица самой обширной страны мира  
О четвертой Это самая большая из стран, которые полностью лежат в одной части света и официальный язык которых относится к той же группе, что и официальные языки, распространенные на берегах Адриатического и Японского морей  
О пятой Официальный язык относится к той же языковой группе, что и языки титульных народов субъекта Российской Федерации, лидирующего по добыче нефти  

 

Панорама Братиславы — словацкой столицы на Дунае
Панорама Братиславы — словацкой столицы на Дунае

Задача 4.
Некоторые любят попроще

Наталье Викторовне Рыбалко,
учителю географии, Кронштадтский район Санкт-Петербурга

Первая редакция

Покажите на карте страну Х, если о морях, в которые попадает вода протекающих здесь рек, известно следующее:

О первом На берегу пролива, которым это море соединяется с восточным соседом, находится крайняя северная точка материковой суши Старого Света  
О втором Оно омывает северный берег самой большой по численности населения монархии мира  
О третьем Его частью является залив, в районе которого сосредоточены самые большие в мире запасы нефти  

Дополнительный вопрос. В какие еще моря стекает вода с территории Х?

Задача, во-первых, проверяет наличие элементарных знаний. Согласитесь, крайние точки, самые населенные страны мира, формы правления, полезные ископаемые — все это наши географические «прописи».

Задача, во-вторых, требует воспользоваться этими знаниями в нестандартной ситуации.

Задача, в-третьих, требует эти знания приобрести в случае их отсутствия: взять атлас, учебник, справочник и найти. Вполне допускаю, что школьник может не помнить даже мыс Челюскин (чего ему, бедному, только не приходится помнить!). И тут не надо слишком корить ни его, ни педагога. Но вот если наша замечательная программа не научила школьника, как определить крайнюю точку по карте или как найти ее по справочнику, это уже системный дефект. Значит, проку от учения не было.

Задача, в-четвертых, требует совершения элементарных действий с картой: в данном случае, пройти линейные (речные) маршруты и свести их воедино.

Ничего сверхъестественно сложного. Препятствием могут выступить лишь плохое содержание обучения и очень плохие карты в учебных атласах. Первое в ваших силах изменить. Вторые можно только выбросить и пользоваться настенными картами советских лет издания.

А все-таки если кому-то показалось невыносимо сложным, то извольте...

Вторая редакция

Покажите на карте страну Х, если о морях, в которые попадает вода протекающих здесь рек, известно следующее:

О первом Это море соединяется с соседним морем на востоке проливом Вилькицкого, в который вдается мыс Челюскин  
О втором Оно омывает северный берег острова Хоккайдо  
О третьем Его частью является Персидский залив  

Третья редакция

Покажите на карте страну Х, если известно, что водотоки, протекающие по ее территории, несут воду в Карское, Охотское и Аравийское моря.

Четвертая редакция

Покажите на карте страну Х, если известно, что по ее территории протекают Иртыш, Амур и Инд.

Пятая редакция

Покажите на карте страну Х, если известно, что Х = Китай.

Если эта редакция задачи вам нравится больше, чем первая, вы смело можете становиться автором учебника или программы по географии для средней школы. Если нет — вы талантливый учитель.

Что же до задачи в целом, ее страноведческого звучания, оно таково. В ходе решения ученик приходит к пониманию ярких особенностей географического положения Китая. И вправду, пожалуй, это Поднебесная. Ни одна страна мира не седлает собою «перевал» между Северным Ледовитым и Индийским «жаровитым» океанами. Пусть западные районы Китая, где рождаются Черный Иртыш и Инд, — слабозаселенные и неразвитые, все-таки в этом владении «истоками» двух океанов Китай как бы позиционирует себя, свое потенциальное влияние от полюса до экватора.

Ответ на дополнительный вопрос (в первой редакции).

Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Андаманское. Целесообразно вспомнить и о Бенгальском заливе, куда Китай тоже понемножечку стекает.

Задача 5.
Территория помнит

Татьяне Евгеньевне Барановой,
учителю географии школы № 19, руководившей
на XV Всероссийской олимпиаде командой субъекта федерации,
фигурирующего в задаче под четвертым номером

Определите субъект федерации Х, если о соседствующих с ним субъектах федерации имеется следующая информация:

О первом Здесь проходит канал, соединяющий бассейны Атлантического и Северного Ледовитого океанов  
О втором Его центром является самый северный из городов-миллионеров России  
О третьем На его территории расположен пункт, название которого заменено в цитате многоточием:

Вот мчится тройка почтовая
По волге-матушке зимой
И колокольчик, дар...
Звенит уныло под дугой

 
О четвертом Здесь находится исток реки, при устье которой стоит город, историческая часть которого изображена на этой фотографии

 
О пятом Здесь в результате несчастного случая или политического убийства закончилась жизнь царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного (и это означало, что род Рюриковичей пресекся)  
О шестом Здесь, в Ипатьевском монастыре, скрывался в Смутное время, а затем был зван на царство Михаил Федорович, ставший основателем династии Романовых  
О седьмом Здесь находится Ломоносовское месторождение алмазов  
О восьмом Вот его герб

 

Решение

1. Карелия (Беломоро-Балтийский канал).

2. Ленинградская обл. (Петербург).

3. Новгородская обл. (Валдай).

4. Тверская обл. (Западная Двина, Рига — легко узнаваемый силуэт).

5. Ярославская обл. (Углич).

6. Костромская обл. (Кострома).

7. Архангельская обл.

8. Кировская обл. (Киров).

Х = Вологодская обл.


* Карфаген должен быть разрушен (лат.). Слова, которые консул Катон Старший Марк Порций повторял всякий раз в своих речах, о чем бы он ни говорил. В итоге его требование было реализовано.